Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме: "Домашние животные и их детёныши"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Конспект подгруппового занятия, напрвленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР по теме:"Домашние животные и их детёныши"

Подготовила: учитель-логопед: Белоусова Е.Е. ГБДОУ детский сад № 65  Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Цель: развитие грамматических компонентов связной речи, внимания, памяти, восприятия, мышления и познавательной активности.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Формировать навыки  построения предложения.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие функций словообразования и словоизменения.
  • Развитие связной речи. Упражнять в составлении рассказа.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать словарь детей по теме:"Домашние животные и их детёныши".
  • Развивать  слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление,логику.
  • Развивать просодические  компоненты речи ( голос, дыхание, интонация, ритм).
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Корекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
  • Воспитывать любовь к домашним животным.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР

 по теме: «Домашние животные и их детёныши»

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Екатерина Анатольевна

ГБДОУ детский сад № 65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных и их детёнышах, воспитывать любовь к животным.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Формировать навыки построения предложения.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие функций словообразования и словоизменения.
  • Развитие связной речи. Упражнять в составлении рассказа.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать словарь детей по теме: «Домашние животные и их детёныши».
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, логику.
  • Развивать просодические компоненты речи (голос, дыхание, интонация, ритм).
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
  • Воспитывать любовь к домашним животным.

                                                   Ход занятия:

1.Организационный момент 

П.: - К нам сегодня на занятие пришли гости.  

Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им.

Игра- упражнение «Угадай животное»

П.: - Сядет тот, кто угадает животное:

Лохматая, пятнистая, дружелюбная – собака.

Большая, спокойная, рогатая – корова.

Сильная, резвая, стройная – лошадь.

Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.

Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.

Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.

Рогатая, бородатая, бодливая - коза.

По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на доску.

П.: -Молодцы. Выполнили задание правильно.

П: Назовите домашнее животное, которое начинается на звук (К)? (Кошка, корова, коза), на звук (С)?(Собака, свинья)

2. Постановка учебной цели

П.: - О ком были загадки?

Д.: -О домашних животных.

П.: - Почему их называют «домашними»?

Д.: - Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.  

П.: - Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

Дидактическая игра «Назови ласково»

П.: - Назовём домашних животных ласково. Корову мы назовём – коровушкой, лошадь.

Д.: - Лошадь мы назовём лошадкой.

Козу мы назовём - козочкой.

Свинью мы назовем - свинкой.

Собаку мы назовём - собачкой.

Кошку мы назовём- кошечкой.

Овцу мы назовём - овечкой.

 Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Л.: - Давайте вспомним, где живут домашние животные, и расселим их по их домам.

Д.: - Корова живет в коровнике, лошадь живет в конюшне, овца и коза живут в хлеве, свинья живет в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.

Л.: - Молодцы, вы правильно расселили всех животных.

Дидактическая игра «Чья мама, чьи детки?» 

Л.: - Ребята, детеныши домашних животных потерялись. Поможем мамам вернуть своих детей?

Д.: -Да.

(У детей на столах лежат картинки с изображением детёнышей домашних животных).

«Один, два, три. Картинку переверни».

Л.: - Егор, у тебя кто?

Д.: - Это поросёнок.

Л.: - Кто его ищет?

Д.: -Его ищет мама свинья.

Это козлёнок, ягнёнок, жеребёнок, телёнок, котёнок, щенок. (Его ищет мама овца, коза, лошадь, корова, кошка, собака).

(Картинки с изображением детенышей выставляются на наборное полотно рядом с картинками с изображением взрослых домашних животных).

Л.: - Мамы очень благодарны вам за своих детенышей.

ФИЗМИНУТКА

Педагог: «Села кошка под кусточек,

                  Сыра скушала кусочек,

                  Встала кошка, потянулась,

                  Её шерстка развернулась».

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)

П.: - Займите свои места за столами.

 Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?» 

П.: - Вспомним, как домашние животные помогают людям?

П.: Собака…

Д.: Собака сторожит дом и человека.

П.: Лошадь …

Д.: Лошадь перевозит грузы.

П.: Кошка…

Д.: Кошка ловит мышей, поднимает настроение.
П.: - Овца и коза …

Д.: Овца и коза дают шерсть.

Корова, коза, лошадь, овца…

Д.: - Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.
П.: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…

Д.: - Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.

-Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Сравнение частей тела и выделение отличительных признаков («Что у кого?»).

П.: - Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела всех животных.

Д.: - Голова, уши, туловище, хвост, ноги.

П.: - Посмотрите на схему и назовите отличительные признаки… коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы, овцы (Дети выходят к доске, показывают и выделяют отличительные признаки животных).

 Д.: - У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце.

У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.

У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком.

У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост.

У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.

У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.

У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта.

П.: - Молодцы, ребята. Правильно рассказали.

 «Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему).

П.: - Составим о домашних животных рассказ.

Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (Логопед перечисляет схему).

Схема:

Кто это?

Где живет?

Внешний вид (Отличительные признаки)

Чем питается?

Как называют детёнышей?

Какую пользу приносит?

П.: -Послушайте, какой рассказ составлю я.

Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.

П.: - Кто попробует составить рассказ о своём животном.

Д.: - Я расскажу о лошади.

1)  Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребёнок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.

Д.: - Я расскажу о свинье.

2)  Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.

Д.: - Я расскажу о кошке.

3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.

Д.: - Я расскажу о собаке.

4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.

Д.: - Я расскажу о козе.

5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом.  Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Д.: - Я расскажу об овце.

6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Молодцы, хорошие рассказы составили.

Итог занятия

П.: – О каких животных мы сегодня говорили на занятии?

Д.: - О домашних животных.

П.: - Почему их так называют?

Д.: - Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.

П.: - Понравилась вам занятие?

П.: - Что вам понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей П.: -Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!

Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями и скажем дружно:

П.: Какое задание больше всего вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Буклет для специалистов "Формирование речевой деятельности у неговорящих детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Каждый из нас старается найти и применить интересные и несложные приемы, способы развития речи неговорящего ребенка. На сегодняшний день существует много методов, приемов, с помощью которых можно корр...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Домашние животные"

Конспект подгруппового занятия,направленного на развитие  речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Домашние животные"Подготовила: учитель-л...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Автор представляет опыт работы познавательного раз...