Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ на тему: "Особенности работы с детьми с ОНР и ФФНР в условиях коррекционной группы компенсирующей направленности"
консультация по логопедии (старшая группа)

Агеева Наталья Борисовна

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всеми системами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

Иная картина наблюдается у детей с ОНР и ФФН. Остановимся кратко на характеристики речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_onr_i_ffn.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ОНР и ФФНР в условиях коррекционной группы компенсирующей направленности


Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всеми системами родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

Иная картина наблюдается у детей с ОНР и ФФН. Остановимся кратко на характеристики речи детей с ОНР.

ОНР принято считать такую форму патологии речи, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Основной контингент дошкольников, направляемых в группу с ОНР, имеет второй и третий уровни речевого развития. Естественно уровень сформированности языковых средств и состояние речевой деятельности у каждого из детей в логопедической группе имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности, на которых мы остановимся.

Словарный запас у детей с ОНР отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов: названия ягод, рыб, цветов, животных и их детенышей, птиц, мебели, инструментов, профессий, частей предмета и частей тела. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (на знают названия цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети нередко путают слова близкие по смыслу (спит - лежит).

Еще одной из выраженных особенностей детей с ОНР является значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНр понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, употребление слов в экспрессивной речи вызывает большие затруднения.

В грамматическом строе распространены ошибки:

  • Смешение падежных форм (едет машину в место на машине);
  • Отсутствие согласования глаголов с существительными (заботился о ежика);
  • Ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов (де туи вместо два стула, мама пил молоко вместо мама пила молоко);
  • Нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными (пат кука вместо пять кукол, голубо пато вместо голубое пальто);
  • Трудности в употреблении предложных конструкций: часто предлоги вообще опускаются (платок лежит кармане), возможно замена предлога (мама взяла книгу от полки).
  • Ошибки в построении предложений (шел Петя грибы лес собирать, почему что ежик кололся, потому что девочка и плачет).

Фонетическая сторона речи детей с ОНР также не соответствует возрастной норме:

  • Дефекты звукопроизношения выражаются в:
  • Опускании звуков;
  • Замене звуков;
  • Смешении звуков;
  • Отклонении в воспроизведении слогового состава слов, которые проявляются следующим образом:
  • Нарушение количества слогов:

- пропуск слога: (моток - молоток)
- увеличение числа слогов (
команата - комната)

  • Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов (деворе - древо)
- перестановка звуков соседних слогов (
гебемот - бегомот).

  • Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных (тул - стул)
- вставки согласных в слог (
лимонт - лимон).

В результате у детей с ОНР страдает два вида анализа:

  1. Фонематический анализ (страдает операция выделения конкретной фонемы);
  2. Фонетический анализ (страдает операция определения)

- количества звуков в слоге, слогов в слове, слов в предложении;
- последовательность звуков в слоге, слогов в слове, слов в предложении;
- определение звуков в слоге, слогов в слове, слов в предложении.

Учитывая вышеперечисленные особенности речи детей с ОНР логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у таких детей проводится по следующим направлениям:

  • Развитие понимания речи;
  • Уточнение и расширение словарного запаса;
  • Формирование обобщающих понятий;
  • Формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
  • Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • Формирование правильного произношения звуков;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Развитие навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

У детей с ФФН речи на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Несформированность звуков выражается в следующем:

  • Замены звуков более простыми по артикуляции (звонкие-глухие, Р/ЛЬ, Л/J, С/Ш, Ф/Т и т.д.)
  • В других случаях не прошел процесс дифференциации звуков и вместо двух артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой то средний неотчетливый звук;
  • Некоторые звуки ребенок по специальному требованию ребенок произносит правильно, а в речи не употребляет или заменяет.
  • Наблюдается нестойкое употребление звуков. Одно и тоже слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

Сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков этими детьми указывает на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков:

  • Слушать и поднимать руку в момент в момент произношения какого либо звука или слога;
  • При повторении за логопедом слогов с парными звуками (па-ба, ба-ба-па)
  • При самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук.
  • При выделении звука, с которого начинается слово.

Также эта недостаточность слухового восприятия указывает на затруднения детей при анализе звукового состава речи.

Проявления же речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко.

Учитывая вышесказанные особенности речи детей с ФФН логопедическая работа с ними проводится по следующим направлениям:

  • Совершенствование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи);
  • Формирование правильного произношения звуков;
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»

Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить  знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...

Годовой отчет учителя – логопеда Марченко Марины Анатольевны за 2016--2017 учебный год МДОУ д/сад №4 «Радуга» п. Уразово. (разновозрастная подготовительная группа компенсирующей направленности)

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе «Адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 4 «Радуга» посел...

Консультация учителя-логопеда: «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».

Данный материал описывает важность дыхательной и артикуляционной гимнастики в работе над развитием речи детей. Приводятся цели, задачи и примеры упражнений. Материал полезен как воспитателям, так и ро...

Повышение компетентности родителей по организации речевого развития с детьми в домашних условиях в группе компенсирующей направленности.

как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным...

Тема опыта работы: «Познавательное развитие детей с ОВЗ в ДОУ 5-6 лет с помощью современных технологий в условиях старшей группы компенсирующей направленности».

   На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников с ОВЗ уделяется большое внимание. ФГОС ДОУ в качестве одного из принципов дошко...