Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольника в норме"
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ларионова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка в норме.

Период формирования речи от первых слов до состояния, когда речь становится полноценным средством общения и мышления, - называется онтогенезом речи. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным временным интервалом для освоения языка.

Человеческая речь несет важные функции: коммуникативная - обеспечивающая потребность в общении, познавательная - помогающая перейти от конкретных образов к абстрактным, регулирующая функция речи проявляется в том, что слово становится регулятором поведения и деятельности ребёнка.

Речь не является врожденной способностью и развивается параллельно с умственным и физическим развитием детей. Процесс формирования речевой деятельности проходит сложный и длинный путь развития. На появление и развитие речи детей оказывают влияние разные факторы: зрелость коры головного мозга, анатомическая целостность анализаторов, состояние психофизического здоровья ребенка, потребность ребенка в общении.

Дошкольный возраст очень важен для речевого развития; особенно чувствительными являются периоды от 1 года до 1,5 лет, с 2,5 до 3 лет и с 5 до 6 лет.

Первые звуки которые издает ребенок при рождении - это рефлекторный крик, который сохраняется у ребенка до 8 недель. Далее начинается период гуления. С 5 месяцев начинается период лепета, который продолжается приблизительно до года и характеризуется произношением отдельных слогов и цепочек слогов. К 1 году у ребенка в норме должно быть не менее 10 -15 осознанно употребляемых слов. В полтора года 50 - 60 слов; начинают появляться односложные предложения.

https://polinka.top/uploads/posts/2023-05/thumbs/1685469658_polinka-top-p-rebenok-kartinka-detskaya-pinterest-52.png

Период от 2 до 3 лет называют периодом оформления самостоятельной речи. К 3 годам, у нормально развивающегося ребенка, в обиходе до 1000 слов, ребенок уже употребляет не только существительные и глаголы, но и другие части речи. Сформированы звуки раннего онтогенеза: [А], [У], [О], [И], [К], [К’], [Г’], [М’], [П, ][П’], [Б’], [Т’], [Д’], [Н’], к концу третьего года [В], [В’], [Ф’] [Ы], [Э], [Х’], [С’], [З’], [Л’].

В период от 3 до 4 лет ребенок накапливает словарь в 1500 слов. В речи ещё встречаются грамматические ошибки (деревы вместо деревья, пени вместо пни), но, в целом, грамматический строй речи уже сформирован. В связной речи ребенок уже использует простые распространенные предложения и сложные предложения различной конструкции, часто выступает инициатором общения. Исчезает смягчение твердых согласных звуков, малыш осваивает йотированные звуки, появляются звуки [С], [З], [Ц]. Этот возраст называется периодом «почемучек».

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-na-prozrachnom-fone-dlya-detej-10.png

К 5 годам в словаре ребенка около 2000 слов, ребенок владеет сложными предлогами. Ребёнок уже умеет произносить не только свистящие, но и шипящие звуки, но пока еще не может произносить звуки [Л], [Р]. Владеет диалогической и монологической, ситуативной и контекстной речью.

К 6 годам словарь ребенка увеличивается до 3,5 тысяч слов. При норме речевого развития ребенок уже владеет всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи, самостоятельно составляет рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок, пересказывает текст. Развивается фонематический анализ и синтез, языковое и речевое внимание, память, логическое мышление, так необходимые для дальнейшего обучения в школе.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676427316_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-kollektiv-30.png



Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка в норме.

Период формирования речи от первых слов до состояния, когда речь становится полноценным средством общения и мышления, - называется онтогенезом речи. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным временным интервалом для освоения языка.

Человеческая речь несет важные функции: коммуникативная - обеспечивающая потребность в общении, познавательная - помогающая перейти от конкретных образов к абстрактным, регулирующая функция речи проявляется в том, что слово становится регулятором поведения и деятельности ребёнка.

Речь не является врожденной способностью и развивается параллельно с умственным и физическим развитием детей. Процесс формирования речевой деятельности проходит сложный и длинный путь развития. На появление и развитие речи детей оказывают влияние разные факторы: зрелость коры головного мозга, анатомическая целостность анализаторов, состояние психофизического здоровья ребенка, потребность ребенка в общении.

Дошкольный возраст очень важен для речевого развития; особенно чувствительными являются периоды от 1 года до 1,5 лет, с 2,5 до 3 лет и с 5 до 6 лет.

Первые звуки которые издает ребенок при рождении - это рефлекторный крик, который сохраняется у ребенка до 8 недель. Далее начинается период гуления. С 5 месяцев начинается период лепета, который продолжается приблизительно до года и характеризуется произношением отдельных слогов и цепочек слогов. К 1 году у ребенка в норме должно быть не менее 10 -15 осознанно употребляемых слов. В полтора года 50 - 60 слов; начинают появляться односложные предложения.

https://polinka.top/uploads/posts/2023-05/thumbs/1685469658_polinka-top-p-rebenok-kartinka-detskaya-pinterest-52.png

Период от 2 до 3 лет называют периодом оформления самостоятельной речи. К 3 годам, у нормально развивающегося ребенка, в обиходе до 1000 слов, ребенок уже употребляет не только существительные и глаголы, но и другие части речи. Сформированы звуки раннего онтогенеза: [А], [У], [О], [И], [К], [К’], [Г’], [М’], [П, ][П’], [Б’], [Т’], [Д’], [Н’], к концу третьего года [В], [В’], [Ф’] [Ы], [Э], [Х’], [С’], [З’], [Л’].

В период от 3 до 4 лет ребенок накапливает словарь в 1500 слов. В речи ещё встречаются грамматические ошибки (деревы вместо деревья, пени вместо пни), но, в целом, грамматический строй речи уже сформирован. В связной речи ребенок уже использует простые распространенные предложения и сложные предложения различной конструкции, часто выступает инициатором общения. Исчезает смягчение твердых согласных звуков, малыш осваивает йотированные звуки, появляются звуки [С], [З], [Ц]. Этот возраст называется периодом «почемучек».

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-na-prozrachnom-fone-dlya-detej-10.png

К 5 годам в словаре ребенка около 2000 слов, ребенок владеет сложными предлогами. Ребёнок уже умеет произносить не только свистящие, но и шипящие звуки, но пока еще не может произносить звуки [Л], [Р]. Владеет диалогической и монологической, ситуативной и контекстной речью.

К 6 годам словарь ребенка увеличивается до 3,5 тысяч слов. При норме речевого развития ребенок уже владеет всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи, самостоятельно составляет рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок, пересказывает текст. Развивается фонематический анализ и синтез, языковое и речевое внимание, память, логическое мышление, так необходимые для дальнейшего обучения в школе.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676427316_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-kollektiv-30.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по речевому развитию дошкольников на основе моделирования

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно ...

Консультация «Художественно — эстетическое развитие дошкольников»

Консультация для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников, через разные продуктивные виды деятельности....

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

консультация для родителей: развитие дошкольника

ознакомление с развитием ребенка по возрастам...

Консультация по сенсорному развитию дошкольников

в данном материале представлен обзор игр, способствующих сенсорному развитию детей...

Консультация "Духовно-нравственное развитие дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...