Игры на развитие речевого дыхания.
консультация по логопедии (старшая группа)

Лукашевич Екатерина Владимировна

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

unnamed.jpg

Игры на развитие речевого дыхания.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы. 
        Используя с ребёнком дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка. 
         Упражнения предъявляем ребёнку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники, и игра для них на первом месте. При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с её сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

 

         Для развития дыхания ребёнка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на лёгкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, кораблики, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

Игра «Шарик»

Цель: формирование произвольного ротового выдоха.

Ход игры: Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

 

Игра «Бабочка, лети»

Цель: формировать продолжительность ротового выдоха.

Ход игры: Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.

Бабочка летала,

Над Машенькой порхала,

Маша не боится,

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.

 

Игра «Задуй свечу»

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Ход игры: Дуть на зажжённую свечу с различного расстояния.

Игра «Загони мяч в ворота»

Цель: развитие длительного ротового выдоха.

Ход занятия:

     Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Игра «Султанчик»

Цель: обучение плавному свободному выдоху.                                                                                                         Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.

Игра «Пузырьки»

Цель:  формирование предпосылок комбинированного типа дыхания

(вдох носом, выдох ртом).

Ход игры: Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнок учится контролировать силу выдоха.

 

Игра «Капелька» Хочу такой сайт

Цель: активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Ход игры: Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.


Игра «Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры:  Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Игра «Катись, карандаш!»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Игра «Воздушный шарик»
Цель:  развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Игра «Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков  А, О, У, И, Э, Ы.

Ход игры: - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"- Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка

 

 

 Игра «Ветерок»

Цели: учить дуть, вытягивая губы трубочкой, не раздувая щеки; развивать плавный, длительный выдох; развивать тактильную чувствительность.

Варианты игры:

 «Ветерок дует в ямку» — дуть в середину ладони: сначала одной руки, затем другой руки и двух соединенных рук (в« большую ямку »).

  «Ветерок дует на листики (снежинки)» — дуть на пальцы — «листики летят» — шевелить пальцами.

     «Ветерок дует вдоль дорожки» — дуть на ладонь, ведя воздушной струей от запястья к кончикам пальцев.

 «Ветерок скатывается с горки» — дуть на тыльную сторону кисти, ведя воздушной струей от запястья к кончикам пальцев.

 

Игра «Лодочки»

Цель: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудованиетаз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Ход игры: Ребенок сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

 

 Игра «Фокус»

Цель: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

 Ход игры: Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

 

Игра «Буря в стакане»

Цель: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудованиестакан с водой, соломинка.

Ход игры: В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

 

Игра «Лестница»

Цель: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Ход игры: Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...

Игры для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания....

Игры для развития речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через р...

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса...

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .

  Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...