Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Биоэнергопластика
материал по логопедии

Немова Екатерина Сергеевна

Биоэнергопластика:

Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью артикуляционных упражнений учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия:

  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • обеспечение успешности ребенка;
  • развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
  • благотворное воздействие на психику ребенка, на состояние его физического и психического здоровья.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Воспитанник учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап — заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение. На данном этапе воспитанник самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Био - энерго - пластика Мастер-класс по применению современных технологий и методик развития речи дошкольников. Воспитатель: Немова Е.С.

Слайд 2

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук

Слайд 3

Принцип биоэнергопластики : Сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движение рук имитируют движения речевого аппарата.

Слайд 4

Упражнение «Улыбка» Наши губки очень гибки, Ловко тянутся в улыбке.

Слайд 5

Упражнение «Трубочка» Губы в трубочку сложи И слонёнку покажи.

Слайд 6

Упражнение «Окошко» Язычок открыл окошко, Чтоб проветрить дом немножко.

Слайд 7

Упражнение «Вкусное варенье»

Слайд 8

Фрагмент сказки «Как зайчишке Тошке скучно было»

Слайд 9

На лесной опушке Упражнение «Лопата » Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить «широкий» передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до пяти. Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Слайд 10

В маленькой избушке

Слайд 11

Жил-был зайчишка Тошка

Слайд 12

Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики

Слайд 13

Тошка за обе щеки уплетал их Упражнение «Месим тесто» Улыбнуться, немного приоткрыть рот, пошлёпать языком между губами и произнести « пя-пя-пя-пя-пя …» Руки разведены в стороны , кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей

Слайд 14

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу

Слайд 15

В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: Произносить звук [ Ш ] длительно, коротко Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Волнообразные движения руками вперед.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Родительский клуб – применение современной технологии в ДОУ в контексте Стандарта»

laquo;Родительский клуб» – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей....

Мастер-класс на тему:«Применение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию речи дошкольников в игровой деятельности.  Задачи:- познакомить с интеллектуальным тренажером «Игровизор»- продемонстри...

Мастер-класс техники "Синквейн" и "Сторитейллинг" в работе по развитию речи дошкольников

Воспитатели Китовского МАДОУ Липатова О.С. и Насурлаева Н.А. провели мастер-класс для родителей «Использование технологий синквейн и сторителлинг в работе по развитию речи дошкольников&raq...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

В данном материале представлены приемы использования технологии "Мнемотехника" в развитии речи дошкольников....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...