«Читаем А.С.Пушкина»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пугачёва Лариса Анатольевна

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе

«Читаем А.С.Пушкина»

ЦЕЛЬ: Развитие интереса к русской художественной литературе и чтению.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.  Пополнение экспрессивной речи прилагательными. Совершенствование навыков образования предложно-падежных конструкций, словообраования, составления, чтения и анализа предложений. Совершенствование использования сложноподчинённых предложений. Совершенствование умения выразительно декламировать стихи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.

Воспитательные. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Оборудование. Интерактивная доска, иллюстрации к сказке. Резиновый мяч среднего размера. Плоскостные камушки – слова, конверты с пазлами на пару детей, контейнер с материалами для анализа предложений; атрибуты и элементы для игры-драматизации, поделки детей; аквариум с золотой рыбкой (по возможности) либо видео золотой рыбки, выведенное на интерактивную доску.

Предварительная работа. Беседа о творчестве А.С.Пушкина на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение «Сказки о рыбаке и  рыбке». Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Разучивание стихотворных отрывков и ролей из «Сказки о рыбаке и рыбке». Подготовка к игре-драматизации. Изготовление поделок «рыбка» в технике оригами. Работа по лексической теме «Аквариумные рыбки».

Планируемый результат.

Используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать:

  • развитию фонематического слуха и восприятие
  • овладению элементарными навыками чтения и самостоятельному их  использованию
  • проявлению интереса к самостоятельному чтению
  • овладению детьми  навыками словообразования разных частей речи, правильному звуко-слоговому оформлению речи
  • умению адекватно употреблять  в самостоятельной речи простые и сложные предложения
  • пониманию и применению в речи всех лексико-грамматических категорий слов
  •  умению оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

а так же формированию и развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  • активности и творчества в выполненинии различных видов деятельности
  • инициативности в общении со сверстниками и взрослым
  • способности эмоционально сопереживать героям сюжета
  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве
  • способности планировать и согласовывать свои действия

В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Л о г о п е д: Дети, у меня для вас сюрприз – аквариум с золотой рыбкой (или видео на интерактивной доске). Как вы думаете, почему я принесла на занятие золотую рыбку (почему я сегодня решила показать вам)?

Д е т и: Наверное, мы будем говорить про «сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Л о г о п е д: Правильно. Давайте рассмотрим её и подберем для описания слова-признаки. Какая рыбка?

Д е т и: Золотая, блестящая, красивая, желтая, волшебная.

Л о г о п е д: Покажите Золотой рыбке своих рыбок, которых вы сделали. Оставим рыбок для знакомства. Пройдём за столы.

  1. Игра «Камушки»

Золотая рыбка принесла вам камушки со дна морского (на каждом столе один камушек-слово). Они не простые…, на них слова.  Прочитайте слова, и вы узнаете, где она живет.

Д е т и: читают слова – золотая, живёт, в, океане, рыбка.

Л о г о п е д: Решите, кто из вашей пары пройдёт к магнитной доске с камушком. Составьте и прочитайте предложение.

Д е т и: Золотая рыбка живет в океане.

Л о г о п е д: Замечательно. Пройдите за столы и составьте схему этого предложения (дети составляют схемы, логопед задаёт им контрольные вопросы, дети отвечают)

  1. Пазлы «Золотая рыбка»

Л о г о п е д: У вас на столах конверт с пазлами. Посмотрите на иллюстрацию к сказке, соберите такую же (работа в парах). Будьте внимательны, частей много! Здорово у вас получилось!

  1. Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке» 

На доске иллюстрации к сказке

Л о г о п е д: Давайте поговорим о сказке и её героях. Кого вы видите на первой иллюстрации? Что они делают? Каким старик показан в сказке? А старуха? Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи? Что сказала рыбка старику в последний раз?

Д е т и: Мы видим старика и старуху. Старик воротился к старухе, а перед ней разбитое корыто. Золотая рыбка наказала старуху, потому что она была жадной и злой. Старик был робким, тихим и покорным. Ничего не сказала рыбка…

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Л о г о п е д: Предлагаю игру «Скажи наоборот»

Старик добрый, а старуха – злая,

Старуха строптивая, а старик – покорный,

Старуха жадная, а рыбка – щедрая,

Море сначала спокойное, а потом – бурное,

Землянка старая, а терем – новый,

Землянка низкая, а терем – высокий,

Одежда старика бедная, а у боярыни – богатая,

Корыто разбитое, а потом – целое.

  1. Игра-драматизация «У самого синего моря»

Л о г о п е д: Давайте представим, что мы оказались в сказке. Сейчас ребята, вы – герои сказки, поэтому должны говорить правильно и красиво. Для этого нам нужно сделать артикуляционную гимнастику (проводится стоя с элементами биоэнергопластики).

Дети готовятся к драматизации и читают наизусть первую часть сказки.

  1. Игра с мячом «Семейка слов»

Л о г о п е д: давайте с вами попробуем образовать слова одной семейки со словом рыба.

Очень большая рыба – рыбища,

Маленькая – рыбка,

Пирог с рыбой – рыбник,

Процесс ловли рыбы – рыбалка,

Человек, который ловит рыбу – рыбак, рыболов,

Старик – рыбак, а старуха – рыбачка,

Что делал старик на море – рыбачил,

Какой суп из рыбы – рыбный.

  1. Игра «В синем море-океане»

Л о г о п е д: Вспомните последнее желание старухи.

Д е т и: Стать владычицей морскою. И чтобы золотая рыбка была у неё на посылках.

Л о г о п е д: Золотая рыбка сама владычица морская, а маленькие рыбки – её помощницы, они у неё на посылках.  Возьмите своих рыбок и представьте, что вокруг нас океан и рыбки шныряют везде, куда пошлёт их Золотая рыбка. Прячьте своих рыбок и рассказывайте где они и что делают, куда заплывают и откуда выплывают.

Д е т и берут своих рыбок и ходят с ними по группе, комментируя: моя рыбка заплыла за стул, выплыла из-за  стула; моя рыбка под столом, выплывает из-под стола, и т.д.

  1. Итог занятия

Л о г о п е д: Подплывайте к Золотой рыбке. Почему Золотая рыбка  называется золотой?

Д е т и: Блестит…, это её название…, Потому что она волшебная.

Л о г о п е д: Когда называют золотыми руки? Что это значит?

Д е т и: Умелые руки, трудолюбивые, ловкие..

Л о г о п е д: А как вы считаете, ваши руки золотые? Давайте превратим ваших простых рыбок в ЗОЛОТЫХ! Хотите попробовать? Украсим бумажных рыбок блестками, стразами, бисером, пайетками.

Как вы считаете, какие желания исполнят ваши рыбки?

Д е т и:  Хорошие. Добрые. Щедрые. Мирные.

Дети выбирают материал для работы и украшают своих рыбок.