Речь педагога как средство популяризации русского языка в современном образовательном процессе
консультация по логопедии

Пугачёва Лариса Анатольевна

Русский язык является одним из основных стержней нашей культуры и национального идентитета. Это язык, который учим с самого раннего детства, и он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. В современном образовании важно не только обучать детей грамоте и орфографии, но и показывать им красоту и многогранность русского языка, развивать их речевые навыки.

Формирование правильной речи детей – одна из основных задач дошкольного образования. Ребёнок развивается на фоне окружающей среды. Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на него из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_pedagoga.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап XXXII Международных Рождественских образовательных чтений

«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Направление 1. «Восточно-христианские корни отечественной культуры»

Речь педагога

как средство популяризации русского языка

в современном образовательном процессе

Русский язык является одним из основных стержней нашей культуры и национального идентитета. Это язык, который учим с самого раннего детства, и он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. В современном образовании важно не только обучать детей грамоте и орфографии, но и показывать им красоту и многогранность русского языка, развивать их речевые навыки.

Формирование правильной речи детей – одна из основных задач дошкольного образования. Ребёнок развивается на фоне окружающей среды. Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на него из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а педагог был дирижёром, развивающим разум ребёнка, образованным, развитым, грамотным, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Одной из важнейших составляющих развивающей среды является речь педагога.

Считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми  дошкольного возраста.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют воспитатели и их речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Воспитатель - образец для подражания, транслятор социокультурных традиций. Через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Именно педагог знакомит детей с доступными моделями общения, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам, учит играть вместе, и, самое главное, правильно говорить.

В исследованиях Елизав.Ив.Тихеевой, Феликса Алексеевича Сохина и других основоположников  методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию, поэтому говорят то, что слышат. 

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания установленными традициями литературного языка. Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов интонаций), но и помнить, как ими принято пользоваться в литературной речи.

«Культурные и методические требования» к речи педагога, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня. Они совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения и речевой культуры. 

  • Правильность
  • Точность
  • Логичность
  • Чистота
  • Выразительность
  • Богатство
  • Уместность

Воспитателям (педагогам) следует помнить, что речь легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

Итак, какие требования должен предъявлять педагог к своей речи, чтобы предупредить появление недостатков речи у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателей с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией.

Не редко речь педагога страдает небрежным, неряшливым произношением.

Особенно остро проблема звуковой стороны речи педагога встает в работе с детьми с речевыми нарушениями (фонетическим, фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи). Это  может повлиять на качество и сроки коррекционной работы.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных диалектов, правильно ставить ударения в словах.

Требования к интонационным средствам выразительности.

Речь становится более выразительной, если педагог умело и правильно использует интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логические ударения, паузы, ритм, тембр.

Особенно важно использовать эти средства при чтении и рассказывании художественных текстов. Монотонная речь утомляет любого, даже взрослого человека, тем более маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она произносится в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.

Сказки, стихи, рассказы для детей предлагается читать в более медленном темпе, чем тот, который мы используем в разговорной речи. Замедленную речь детям лучше воспринимать, следить за ее содержанием, запоминать текст.

Но надо помнить, что при чтении художественных текстов ускорение или замедление речи может быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, т.е. является средством художественной выразительности.

Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, доступно донести до детей любое содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (даже, если это сложноподчиненные предложения). При употреблении педагогом длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями фразы, осмыслить и понять содержание.

И вместе с тем, нельзя ограничиваться употреблением только простых фраз. В своей речи нужно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Важно научиться педагогу, рассказывая детям о чем-либо, выделять только главное, то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие (наслоение лишних фраз) трудно для восприятия.

Доступность и понятность речи воспитателя достигается за счет точного использования слов.

Педагог должен, учитывая возрастные особенности ребенка подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения ребенком. Он должен уметь рассказывать о сложном просто и доступно.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов вышедших из употребления.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засоренность лишними словами, в общении с детьми старшего возраста подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов. К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. Потому что с одной стороны следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой стороны - постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение. 

В речи воспитателя должны грамотно использоваться синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь более выразительной и разнообразной, богатой по содержанию. Умелое использование в речи педагога элементов устного народного творчества (пословицы, поговорки), фразеологических оборотов, говорит о высоком уровне профессионализма.

Речь воспитателя (педагога) должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля.

В работе с детьми  представление о стиле речи должно соотноситься, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих. Такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении. Совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Таким образом, перед педагогами встает проблема  создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений ее решения становиться организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников. Однако, чтобы работа была эффективной, необходимо продолжать самообразование и развиваться в области русского языка. Педагог должны быть в курсе новых изменений и требований в преподавании русского языка, чтобы передавать детям актуальную информацию и знания.

Решением  обозначенной проблемы может стать  организация  конкурсов и проектов «Мы любим и знаем русский язык», «Школы молодого специалиста», кружка «Умники и умницы»,  клуба «Знатоки русского языка», «Дня Русского Языка». На таких практико-ориентированных мероприятиях в играх, проведении мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок  может быть оказана помощь педагогам, имеющим трудности в организации собственного речевого режима. А так же предложены возможные способы устранения недостатков звукопроизношения, развития правильного речевого дыхания, голосоподачи, совершенствование лексико-грамматической строя речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В нашей профессии педагога имеется уникальная возможность использовать свою речь как инструмент для популяризации русского языка. Мы должны быть не только профессионалами, но и примером для детей своими устными и письменными высказываниями. Наша речь должна быть ясной, грамотной и богатой. Ведь дети, как губки, впитывают все, что мы говорим, и повторяют за нами. Также важен сам факт популяризации русского языка и его культуры. Мы можем организовывать тематические мероприятия, посвященные русскому языку, проводить выставки, конкурсы, участвовать в олимпиадах. Таким образом, мы помогаем детям вовлечься в процесс изучения русского языка естественным и интересным для них способом.

Русский язык – наш богатый национальный культурный ресурс!  Нашей задачей является передача этого богатства новому поколению. Речь педагога – это мощный инструмент для формирования языковой среды, в которой дети будут с любовью открывать для себя мир русского языка. Мы, педагоги, имеем огромную возможность влиять на будущее наших детей и сохранять русский язык как сокровище нашей культуры.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001
  3. Иванов Ю.М. Нет ничего невозможного, Спб-2003
  4. Мартин Селигман Новая позитивная психология, М- 2006
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. Пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» / Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П.. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
  6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера, 2007
  7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей, Москва, «Лайнер», 1995
  8. Обухова А. Ф. Детская психология, «Тривола», Москва, 1995
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А.. – 2-е изд., испр. – М..: Просвещение, 1979.