Практическая консультация: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»
консультация по логопедии

Жалина Наталья Викторовна
Практическая консультация: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредствам технологии мнемотехника»

                                                               Практическая консультация

                                                                           Подготовила: Жалина Н.В. учитель-логопед

                                                                           МДОУ д/с №8 «Сказка»

                                                                           2018-2019уч.г.

Цель: Ознакомление педагогов с возможностями метода Мнемотехники в речевом развитии дошкольников. Формирование практических навыков автоматизации поставленных звуков у детей имеющих речевые нарушения.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету» 

                              Константин Дмитриевич Ушинский

      В практике логопедической работы всё чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи (ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, а также высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления). Нарушения развития указанных психических процессов не только снижают эффективность коррекции лексико-грамматических компонентов при ОНР, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопроизношения на этапе их автоматизации.

        В связи с этим обосновано использование творческих методик, одной из которых является мнемотехника.

        Мнемотехника (или мнемоника) – в переводе с греческого – «искусство запоминания», что означает совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

         Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет.  Считается, что термин «мнемотехника» введён Пифагором Самосским в 6-м веке до н. э.  Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.  Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно:  ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.  Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Это далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти.

         Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.

         У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, что составляет суть мнемотехники.

         Предлагаю выполнить упражнение «Пиктограмма».

(Автоматизация звуков в словах)

Вам нужно запомнить 10 слов или словосочетаний, представленных на карточках. А чтобы слова или словосочетания запоминались легче, попробуйте изобразить их в виде символов. Рисовать можно только картинки, буквы – нельзя. Качество рисунков не важно, главное, чтобы они отражали заданное слово и были понятны Вам.

         Проверим, как запомнили предложенные слова (словосочетания). Карточки с написанными словами (словосочетаниями) переверните.

Одному из участников предлагаю воспроизвести слова, а потом словосочетания в той последовательности, в которой они были предъявлены, опираясь на зарисованные символы              

         Обычно выполнение этого упражнения проверяется в конце занятия, спустя какое-то время. Количество правильно воспроизведённых слов говорит об объёме опосредованной памяти. В старшем дошкольном возрасте норма: 10 – 12 слов.

        Приём символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в скороговорках.

Как всякая игра, скороговорка легко воспринимается детьми, а замена слов на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивает воображение, внимание, память, мышление, обогащает словарь, способствует становлению правильного звукопроизношения, развивает связную речь.

         Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). Не связанные между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

На этапе знакомства со скороговоркой обговариваю значение каждого изображения, например: (смотрит–видит; идёт–несёт; упала–кладёт)

             Следующее задание: нужно зашифровать скороговорку («Морковка на грядке, пятёрка в тетрадке»). Работа коллективная, но каждый участник будет работать на отдельном листе: нужно изобразить в виде символа одно из слов скороговорки. Изображение должно быть крупным. Вслух скороговорку не произносить.

Предлагаю расположить на доске свои «зашифрованные» слова в том порядке, как они расположены в скороговорке.

Остальным предлагаю «расшифровать» скороговорку.

(Автоматизация звуков в предложениях)

            Варианты работы с пиктограммами могут быть самыми разными:

1. На первом этапе внимательно рассматриваем изображения мнемотаблицы и проговариваем названия картинок с корректируемым звуком, используя карточки (показываю) или компьютерную презентацию. Просим ребёнка объяснить сложные слова. Если ребенок не знает их значения, объясняем сами.

2. Прохлопываем скороговорку по слогам. Хлопаем как будто лепим снежки, «перекладывая» ладошки. (Предлагаю прохлопать скороговорку по слогам.)

3. Можно поиграть с мячом. Ребенок берёт мяч в руки, подбрасывает и ловит его двумя руками, ритмично проговаривая скороговорку. Мяч подбрасываем и ловим на каждый слог или слово. Можно, проговаривая скороговорку, перебрасывать мяч друг другу.

4. Вместо мяча можно использовать су-джок игрушки. В этом случае одновременно будем развивать и мелкую моторику рук.

5. Можно предложить детям скороговорку срисовать; зарисовать по памяти; самостоятельно зашифровать.

Следующие задания:

1 педагогу – воспроизвести скороговорку быстро, выделяя голосом звуки «Р – Рь»;

2 педагогу – воспроизвести скороговорку с радостью, не забывая чётко проговаривать звуки в словах;

3 педагогу - воспроизвести скороговорку, начиная с конца;

4 педагогу – поменять местами 1-ую и 2-ую части скороговорки.

На последующих этапах можно предложить разложить картинки по порядку, используя карточки или интерактивный вариант.

       Таким образом, использую в своей работе скороговорки различной степени сложности в виде схематических рисунков. Использование приёма мнемотехники повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию.

Литература:

1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Научно-методический журнал «Логопед», 2009г., №5, стр. 26 – 35.

2. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М., 2000г. Ссылка на Интернет.

3. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. Пособие «Конфетка». М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивного пособия при автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Современные исследования педагогов и психологов (А.В Запорожца,  А.П. Усовой, Н....

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста

Я решила объединить процесс автоматизации звуков,  зачастую длинный и однообразный связанный с игрой. Цель: добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в ...

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.       ...

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)...

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.В настоящее время совершен...