Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по логопедии (средняя группа)

Фролова Ирина Александровна

В данной статье речь идет об особенности речевого развития детей с ЗПР и пути коррекции всех компонентов речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) генетического характера.

В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

  • Нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально - волевой сферы и личности, то есть с психическим инфантилизмом;
  • Нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических состояний.

Дети с ЗПР – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие её раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Ещё одной причиной отставания в нервно - психическом развитии могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу дети обнаруживают ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточную целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быструю истощаемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.

Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

К старшему дошкольному возрасту, у детей с задержкой психического развития, не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Дети не выделяют существенных признаков при обобщении. Обобщают по ситуативным или по функциональным признакам. Дети испытывают сложности при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.

Речевое развитие:

В раннем возрасте у детей данной категории (ЗПР) отмечается задержка речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается нарушения различных сторон речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей), помимо этого, как следствие, отставание в формировании фразовой речи и становлении в целом.

В речи дети с ЗПР в основном используют существительные и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто встречаются ошибки в употреблении предлогов (заметы, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов.

У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. Так, например, дети часто смешивают окончание винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены не усвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей («видел собака», а не «видел собаку»).

Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций.

Строение артикуляционного аппарата:

Дети с ЗПР имеют различные несоответствия в строении органов артикуляции:

  • аномалии прикуса (прогнатия, прогения);
  • укорочение подъязычной связки;
  • толстый массивный язык;
  • высокое узкое («готическое») или уплощенное твердое небо;
  • дефекты строения зубного ряда.

Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается плавность переключения и последовательность движений. Артикуляторные позы дети могут выполнить только по показу и подражанию.

Звукопроизношение:

Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания.

Фонематическое восприятие:

Отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки, а также испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.

Звуковой анализ:

Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов.

Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со стечением согласных (стол, стул, куртка). Наиболее типичной ошибкой является пропуск одной согласной из стечения (куртка – к, у, р, к, а; стол – с, о, л).

Малодоступны такие задания, как определение количества и последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

Лексика:

Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов, в процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием ребенка об окружающем мире и во многом определяется его познавательной деятельности

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны такие особенности словарного запаса:

  • преобладание пассивного словаря над активным;
  • ограниченность словарного запаса;
  • затрудненная активизация словаря;
  • неточное, недифференцированное употребление слов.

Связная речь:

Диалогическая речь – дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвёрнутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Монологическая речь – носит ситуативный характер. Однако у их большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

Составление рассказа по сюжетной картинке:

Несмотря на максимальную помощь со стороны взрослого, у данной категории детей, встречаются затруднения в самостоятельном составлении связного описания картины. Их рассказы характеризуются:

  • небольшим объёмом;
  • отсутствием четкой программы реализации замысла высказывания;
  • неполным раскрытием смысловой стороны ситуации, пространственных, причинно-следственных связей между отдельными компонентами ситуации (персонажами, объектами);
  • фиксированием незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации, наличием излишних повторов, случайных ассоциаций.

Направления коррекционной работы:

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: фонематического восприятия; фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи;
  • Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух Форм речевого общения-диалога и монолога;
  • Формирование мотивационно компонента;
  • Устранение вялости артикуляции;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Обучение детей четкости, ясности произношения, выразительности речи в целом;
  • Устранение дефектов звукопроизношения;
  • Развитие умения соотносить слово с предметом, явлением, признаком, действием, которое оно обозначает;
  • Уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки;

Основной задачей проведения коррекционных мероприятий является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса, это целостная система взаимодействия (ребенка, учителя - логопеда, семьи, педагогов и узких специалистов), учитывающая возможности образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.

Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличи...