Практико-ориентированная консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством техники «друдлы»
консультация по логопедии

Жигарева Алена Сергеевна

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра.

И одной из них является игра – друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.77 КБ
Файл prezentatsiya_drudly_.pptx670.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад «162»

«Развитие речи детей дошкольного возраста

посредством техники «друдлы»

Учитель-логопед

Высшей кв.категории

Жигарева А.С.

                                                     Оренбург, 2023

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей и родителей. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра.

И одной из них является игра – друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом.

«Друдлы» (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование. Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи. Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажы, битвы, людей, узоры [18].

 Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Надо угадать: «На что похоже?». Предполагается масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Но как отмечает автор опыта в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто нет. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. Таким образом ребенок учиться выражать свои мысли. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

По мнению педагогов-практиков применение техники друдлы в рамках системно-деятельностного подхода при организации обучения в дошкольном образовательном учреждении способно значительно повысить качество образовательного процесса. Актуальность исследования проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В современном мире основой «друдлов» могут стать какие-либо каракули, линии, неопределённых форм фигуры, кляксы. Это весьма занимательный процесс для любого возраста, особенно для дошкольного. Начинать лучше с самого простого графичного варианта, который будет хорошо угадываться детьми. Для стимуляции воображения в начале пути рисунки лучше выполнять в черно-белом варианте. Эта технология обладает способностью заставлять мозг обрабатывать и анализировать массу информации, чтобы соотнести увиденное на картинке со знакомым образом в жизни. В итоге «друдлы» способствуют формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, умению креативно подходить к решению поставленных задач. Учитывая особенности сенситивности дошкольного периода, эта технология весьма удачно может использоваться педагогами в развивающей деятельности с воспитанниками [14].

Друдлы обладают удивительной способностью развивать речь и воображение. Использование техники друдлы происходит по принципу от простого к сложному. То есть с возрастом происходит усложнение выполняемых детьми игровых действий.

Знакомство детей с данной техникой желательно начинать с более простых игр таких, как «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу» где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали. В ходе подобных игр с детьми, когда обговариваются линии, фигуры, формулируются вопросы («На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?») происходит невольное и ненавязчивое общение. Как только дети достаточно хорошо освоят подобные задания, то можно усложнить. Предложив придумать не один вариант, например: 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.. Описания недолжны повторяться. В результате дети отвечают, проговаривают слова, звуки. И с каждым разом их предположения и высказывания становятся более креативными и развернутыми.

В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим. Например: игра «Дорисуй геометрическую фигуру» позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. В игре «Что за зверь?» необходимо объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся. Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать.

В результате у детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети шестого года жизни достаточно последовательно и четко, с использованием эмоциональной окраски описывают дорисованные ими друдлы.

К более сложному, творческому этапу переходим в подготовительном к школе возрасте. На данном этапе ребенку предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл»), придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать друдл и описать его предлагается другим детям или взрослым (педагогам, родителям). После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия. Это позволяет развить у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. Таким образом, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.

Также детям предлагается соединить несколько друдлов, определить, что в них зашифровано, и составить небольшой рассказ.

Таким образом, речевые навыки поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться видеть необычное в обычном.

ТЕКСТ СТАТЬИ

Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР, дефектология, 1990.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М. Знание, 1994.

Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. -1982. – №3.

Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка // «Детство-пресс», С-П: 2019.

Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи дошкольников.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гос. изд-во РСФСР, Москва-Ленинград, 1930.

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Дрофа, 1985.

Кларина Л.М. Предметно-пространственная среда в ДОУ.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. М., 2008. - №4. - С. 102-115.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - Москва, 2004.

Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста // Санкт-Петербург. – Детство-Пресс, 2010.

Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006. - №7. - С. 18-22.

Рубанцев В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2018.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2000 г.

Смольникова Н.Г., Смирнова Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. - Москва, 1988.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы . Учитель-логопед высшей категории Жигарева А.С.

Слайд 2

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра. И одной из них является игра – друдлы , главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом. Название презентации 2

Слайд 3

Цель: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом. « Друдлы » (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну.

Слайд 4

Команда Название презентации 4 Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Надо угадать: «На что похоже?». Предполагается масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Но как отмечает автор опыта в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто нет . Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. Таким образом ребенок учиться выражать свои мысли.

Слайд 5

«На что похоже?» Название презентации 5 2. 1.

Слайд 6

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д. Ушинский Название презентации 6

Слайд 7

Знакомство детей с техникой « Друдлы » Название презентации 7

Слайд 8

Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться видеть необычное в обычном. Название презентации 8

Слайд 9

Спасибо Название презентации 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию.

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию....

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...

Консультация "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о том как учить ребенка грамотной связной речи....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

самообразование "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования"

Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, установление связей между предмета...