Доклад для учителей-логопедов "Особые образовательные потребности детей с алалией".
учебно-методический материал по логопедии

Новоковская Наталия Ивановна

В докладе рассказывается о понятии алалии, видах алалии и основных направлениях и содержании коррекционно-педагогической работы при алалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_alaliey.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Особые образовательные потребности детей с алалией

Выполнила

Новоковская Наталия Ивановна



2022

Содержание

Введение                                                                                                                       3

  1. Понятие алалии                                                                                               3
  2. Виды алалии                                                                                                     5
  3. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при алалии                                                                                          9

Заключение                                                                                                              13

Список литературы                                                                                                     14


Введение

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речиТяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Устная речь детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами (нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.

  1. Понятие алалии

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть более выраженный, чем обычно, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ангина, грипп с осложнениями). В качестве вредоносных факторов указывают табакокурение, алкоголизм и наркоманию родителей. Особенно актуальным в последнее время стал фактор неблагоприятного экологического воздействия.

Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевой период. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга, и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Р. Е. Левина, изучая детей-алаликов, разделила их на три группы:

– неговорящие дети с преимущественным нарушением слухового (фонематического) восприятия;

– неговорящие дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия;

– неговорящие дети с нарушением психической активности.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи. При алалии нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети, страдающие алалией, существенно отличаются от детей с умственной отсталостью: по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка и отражаются на его деятельности и поведении.

У детей-алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

  1. Виды алалии

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения — затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т. д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т. д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью. У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Дети с сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова), персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией — это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Моторная алалия (экспрессивная) не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС. Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Дети, страдающие, этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Речевые нарушения носят фонематический характер: у детей нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи детей с моторной алалией изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря. В то же время глагольный словарь резко ограничен. Страдает как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу, входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле. Например: вместо слова «стол» говорят «стул». В речи могут наблюдаться контаминации (когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящиеся к разным словам, в одно слово, например: «трашет» — трактор пашет).

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

К неречевым симптомам относятся неврологические нарушения, такие как: оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка); общая моторная неловкость; признаки минимальной мозговой дисфункции.

А также нарушения поведения: речевой негативизм (нежелание говорить), обидчивость, агрессивность, замкнутость. У детей с моторной алалией часто отмечается задержка психического развития; трудности в программировании своих действий, несформированность произвольности.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все неговорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

В. А. Ковшиков полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.

У ребенка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарем языковых средств различных уровней. Оказываются несформированными операции порождения, оформления высказывания, в частности, наряду с отбором фонем, нарушается внутрислоговое и межслоговое программирование (т. е. артикуляторная программа), и операции, реализующие глубинно-синтаксический и глубинно-семантический уровень, т. е. уровень внутренней речи.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием.

Развитие системы произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития.

  1. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при алалии

Алалия— медико-психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии является определение принципов и методов коррекционного воздействия, направленного на развитие речи и личности ребенка. Систематическая длительная логопедическая работа дает в ряде случаев средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда--только самую элементарную речь. В зависимости от характера нарушения эта задача решается дифференцированно применительно к моторной и сенсорной алалии.

Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка. Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).

При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии; задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.

На начальных этапах работы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развить речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи. Воспитание мотива деятельности и организация программы высказывания создают необходимую базу, ключевые звенья для развития речи, которые сами по себе у ребенка с алалией не формируются.

Основными из этих звеньев являются развитие предикативной системы и овладение элементами грамматического строя. Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития. Ребенка учат различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету для этого используются различные игры. Ведется обучение выделению и называнию положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т. д.).

Ведется работа по различению деталей фигур и их целостного облика, анализируются сложные фигуры с большим количеством элементов, развивается осмысление конструкций и способность конструировать. Операции анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам -- цвет, величина, форма), установление причинно-следственных взаимоотношений создают необходимые предпосылки для формирования речи.

Эффективным для развития речи оказывается использование ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии детей.

Для развития речи необходима практика общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать вид занятий и т. д.), со знакомой картинкой, играми с использованием диалогической и затем монологической речи, с опорой на наглядность и без нее и т. д. Постепенно увеличиваются объем и трудность лексико-грамматического материала.

Работа над речью связана с предметно-практической деятельностью ребенка и опирается на нее. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий (я сижу, иду, несу) и действий других (Вова сидит, идет, несет; мяч, упал; лампа горит). По мере развития речевых возможностей ребенка учат строить связные и полные объяснения по ходу выполняемых действий, по поводу выполненных (отчет) и предстоящих (планирование) действий. Важным считается привлечение разных анализаторов — слухового, зрительного, тактильного.

Вне зависимости от этапа работы воздействие направляется на всю систему речи: расширение, уточнение словаря, формирование фразовой и связной речи, коррекция звукопроизношения, но на каждом из этапов выделяются специфические задачи и особенности содержания работы.

На первом этапе работы основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем этапе основным является формирование связной речи--особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур.

На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности. Используются различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливается словарь разных частей речи.

Заключение

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сенсорная алалия является нарушением понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария.

Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).

Список литературы

  1. Бессонова, Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения [Текст]/ Т.П.Бессонова - М.: Аркти, 2017. - 156 с.
  2. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. — М.,1995.
  3. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. — М., 1985.
  4. Ковшиков В. А. О терминологии «моторной алалии». //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1992.
  5. Ковшиков В. А. Сенсорная алалия. — М., 2001 Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. — М., 1966.
  6. Логопедия: учебник для студ. Дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. М.: ВЛАДОС, 2004.
  7. Шаховская С. Н. Алалия. //Расстройства речи у детей и подростков. — М.,1999.
  8. Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. //Патология речи. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика образовательных потребностей детей с ЗПР.

Поиск различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения для детей с ЗПР...

Дети с особыми образовательными потребностями. Дети Индиго.

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые...

ДОКЛАД «ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Данный материал включает в себя рекомендации по обучению детей с аутизмом....

Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья

Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развити...

Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"

Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...