Картотека логопедических занятий.
картотека по логопедии (средняя группа)

Новоковская Наталия Ивановна

Картотека логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_logopedicheskih_zanyatiy.docx80.62 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логопедических занятий

Выполнила:

Новоковская Наталия Ивановна

2021 год.

Занятие 1. Тема занятия: “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

коррекционно-развивающие: 

  • закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
  • закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
  • выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия:

Вводная часть:

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он – поделиться медком!

- Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

- Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

Основная часть:

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

- Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

- В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы- губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

-Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

- Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: отгадать загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”)

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего?

Заключительная часть:

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка - труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Благодарна вам, Ребята!

Помогли мне, молодцы!

И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие 2. Тема занятия: «Осень»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • расширение представлений об осенних признаках;
  • уточнение словаря по теме “Осень”;
  • формирование выполнения простого звукового анализа.

коррекционно-развивающие:

  • совершенствование диалогической речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование длительного плавного выдоха;
  • развитие мелкой моторики.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание доброжелательного отношения к друг к другу.

Материалы и оборудование: кукла-осень, сюжетные картинки, листы с заготовленным, нарисованным стволом дерева, листья - березы, рябины, осины, тополя, нарезанные разноцветные листочки, клей.

Предварительная работа

Наблюдение во время прогулок за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев.

Ход занятия

Вводная часть:

Здравствуйте ребята.

Логопед. Послушайте внимательно загадку, назовите мне отгадку.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

Молодцы! Правильно.

Приветствие педагогов.

Логопед. Вчера Вы ходили на прогулку и наблюдали за изменениями в природе. Скажите мне ребята, как Вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Посмотрите, кто к нам пришел в гости. На стол выставляется кукла в костюме осени.

Конечно, в гости к нам пришла красавица Осень.

Основная часть

Логопед. Ребята, давайте попробуем составить рассказ для нашей гостьи.

Вспомните утреннюю прогулку, посмотрите в окно, и скажите, какая сегодня погода?

(ответы детей сопровождаются сюжетными картинками)

Молодцы!

Значит, мы можем с Вами сказать, что осенью очень часто погода пасмурная, дождливая.

Во время прогулки Вы наблюдали за листьями на деревьях. Какие произошли изменения? А как, одним словом, мы можем сказать про листья, раскрашенные в разные цвета? Листья, какие? (Разноцветные).

Давайте вместе повторим это слово (дети повторяют слово вместе с логопедом).

Молодцы!

А какие еще изменения в природе происходят осенью? Куда собираются птицы?

Какие запасы на зиму делают животные?

Правильно, молодцы!

А теперь давайте еще раз, вместе, глядя на картинки, повторим наш рассказ об осени.

(На выставлены все картинки)

Молодцы! Мы с Вами составили очень хороший рассказ.

Ребята, давайте возьмем наши листики и подуем на них. (Листья лежат на картоне. В них продета и закреплена нитка, второй конец нитки закреплен на картоне. Картон подносится на уровень рта ребенка).

Молодцы! У нас получился настоящий листопад.

Ребята, давайте вспомним слова об осени и ее признаках которые мы сегодня произносили, но все эти слова должны начинаться со звука О.

Правильно. А какие еще слова вы можете назвать, которые тоже начинаются со звука О. Внимательно посмотрите на картинки. Молодцы! Все эти слова (Осень, Облако, Оранжевый, Овощи) начинаются со звука О.

На небе много серых облаков, солнышко спряталось за тучи. Начинается дождик.

Листья стали желтые, красные, оранжевые, а некоторые остались еще зелеными.

Птицы улетают на юг.

Белки собирают грибы, орехи. Мыши собирают зернышки.

Насупила осень. Солнышко спряталось за облака. Погода на улице пасмурная. Все чаще идут дожди. Листья на деревьях стали разноцветные: красные, желтые, оранжевые. Птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Белка собирает грибы и орехи. Мыши собирают зернышки.

Дети вдыхают воздух через нос, вытягивают губы трубочкой, и дуют на листья, не раздувая щеки.

Облако, осень

Овощи, оранжевый

Физкультминутка 

Воспитатель. Вы очень хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Воспитатель, логопед выполняют упражнения вместе с детьми.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Кружат по дорожке,

Падают под ножки.

Звучит музыка.

Дети выполняют упражнения,

Дети бегают, изображая листики

Кружатся на месте, кружатся, взявшись за руки.

Медленно приседают.

Рисование 

Воспитатель. Мы с Вами отдохнули, а теперь послушайте стихотворение “Осенние листья”.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится

Целый день сегодня всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Ребята, а кто запомнил, как называется время, когда опадают листья с деревьев? Давайте вместе произнесем это слово ЛИСТОПАД.

Молодцы! Я предлагаю Вам самим устроить листопад для нашей гости. Для этого возьмите листы-заготовки. Скажите, что нарисовано на Ваших листах? Правильно, ствол дерева, А теперь возьмите в руки клей аккуратно нанесите его на ветки дерева. Дальше наклейте нарезанные кусочки листьев, получилась крона дерева. Теперь постарайтесь показать, как листья опадают, Для этого на кусочек листика нанесите клей и расположите его рядом с деревом, не забывайте наклеить листики на травку. Молодцы, у Вас получился настоящий листопад. (Все работы выкладываются на стол. Дети рассматривают работы.)

Наша ОСЕНЬ благодарит Вас, за работы, и прощается до следующего занятия.

Дети садятся на свои места.

Выставляется картинка. 

Дети вместе с воспитателем произносят слово Листопад.

Дети, наносят клей на лист рядом с ветками и наклеивают кусочки листьев.

Заключительная часть:

Воспитатель, логопед. Ребята нам очень понравилось, как Вы сегодня работали. Давайте с Вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

До свидания.

Занятие 3. Тема занятия: «Домашние животные»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • Расширение пассивного и активного словаря по теме

коррекционно-развивающие:

  • Развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия
  • Развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию
  • Развитие фразовой речи
  • Развитие мелкой моторики

коррекционно-воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношения к друг к другу.

Материалы и оборудование: диск со сказкой, предметные картинки, пальчиковые куклы.

 

Ход занятия

Водная часть:

- Однажды в летний солнечный денек на лужайку вышли гулять домашние животные. А некоторые животные остались в своих домиках. Как вы думаете, кто?

- Садитесь за парты, и мы сейчас узнаем кто живёт в каждом цветном домике.

(включатся записи голосов животных)

Основная часть:

Игра “Угадай, чей голосок?”

-Чей голос вы услышали? (свиньи)

Открывается окна красного домика, где спрятано изображение свиньи

- Какого цвета домик свиньи? (красного)

(Собака – зелёный, кошка – синий, корова – жёлтый, лошадь – белый)

Прослушивание сказки “Репка”

- А сейчас мы предлагаем вам послушать сказку “Репка”. Кто знает эту сказку?

- Кто из домашних животных встречается в этой сказке?

Инсценирование сказки

- Перед вами пальчиковые куклы, выберите героев из этой сказки.

- В сказке герои звали на помощь, как бы вы позвали. Давайте попробуем.

Кто первый звал на помощь? (дед)

- Кого звал? (бабку)

- Дед позвал бабку “Бабка, иди, пожалуйста, помоги мне вытянуть репку”

- Вот и в вашей жизни, когда вам необходима помощь, вы можете её попросить.

 Игра “Пазл - домашние животные”

- А теперь давайте домашних животных отправим гулять на лужайку. (Каждый ребенок ищет свое место домашнему животному)

Оригами

-А сейчас мы предлагаем вам сделать из бумаги героя сказки – собачку.

(создание модели – собака)

Заключительная часть:

Что вам запомнилось? Что больше всего понравилось?

Занятие 4. Тема занятия: «Цирковое представление»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • Расширение пассивного и активного словаря по теме;
  • Обучение составлению рассказа по картине.

коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи.
  • Уточнение словаря по теме «Цирк».
  • Развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения
  • Развитие мелкой моторики

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание культуры поведения.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран проектора, электронная иллюстрация «Цирковое представление», кукла бибабо Лунтик, мяч.

Ход занятия

Вводная часть:

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Сегодня будет необычное занятие, к нам пришел гость, наверное вы все его знаете, это Лунтик! (Логопед берет куклу бибабо Лунтик и показывает детям.) Он грустный, что случилось?

Лунтик: Я был на представлении в цирке и так увлекся происходящим на арене, что ничего не запомнил, и сделал только одну фотографию. (На экран проектора выводится слайд с иллюстрацией «Цирковое представление».) А ведь я обещал рассказать своим друзьям о цирке.

Логопед: Ребята, а давайте поможем Лунтику составить рассказ про цирк по этой фотографии. Для начала нам нужно размяться и подготовиться.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка»

Цирк – веселье, шутки, смех!

Много радости для всех!

Цирк – улыбки до ушей

У больших и малышей.

Описание упражнения: Улыбнуться без напряжения, чтобы видны были верхние и нижние зубы. Следить, чтобы не подворачивалась внутрь верхняя или нижняя губа. Можно предложить ребёнку пропеть звук [И], и губы сами растянутся в улыбке. (5-10 сек.)

Основная часть:

«Двери цирка»

Двери цирка открываются.

Представление начинается.

Описание упражнения: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот. Язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Кончик языка находится у нижних передних зубов. (5 – 10 сек.)

«Цирковая арена»

Вот арена цирковая.

Очень круглая, большая.

Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5- 10 сек.

 «Гармошка»

Выступал клоун Антошка.

Нам сыграл он на гармошке.

Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу. Открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Постепенно надо раскрывать рот всё шире, и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Акробаты» («качели»)

Акробаты сверху вниз

Совершают свой круиз.

Описание упражнения: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижние зубы. Удерживать язык в таком положении в течение 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы, и так же удерживать 3-5 сек. Так поочерёдно менять положение языка 5-10 раз.

Логопед: Молодцы, все справились. А теперь, давайте внимательно посмотрим на фотографию.

Рассматривание сюжетной картинки «Цирковое представление».

Логопед: Кого вы видите на фотографии?

Дети: Клоуна, жонглера, акробата, дрессировщика, льва, собаку, слона.

Логопед: Посмотрите внимательно, сколько здесь изображено артистов.

Дети: Четыре.

ЛогопедПеречислите их.

Дети: Клоун, жонглер, акробат, дрессировщик.

Логопед: А сколько здесь артистов-зверей?

Дети:Четыре: лев, две собаки, слон.

Логопед : Молодцы, вы осень внимательны. Что-то мы засиделись. Лунтик хочет с вами поиграть.

Пальчиковая игра.

Мы сегодня не расскажем, машут отрицательно указательным пальцем

А гостям всем цирк покажем круговое движение руками

Превратились из ребят руки к себе

Мы в веселых клоунят. руки от себя

Носик длинный отрастили, указательным палец- на нос

Этим носом насмешили. то же другой рукой

Вот так нос, длинный нос, большой палец к носу

Очень долго носик рос. раскрыть ладонь, пошевелить пальцами

Развеселые ладошки показать ладони

У веселых клоунят.

Звонко, звонко, очень звонко, вертикальные взмахи руками с хлопками

Как тарелочки гремят

Притаились пальцы – крошки. пошевелить пальцами

Пальцы дружно разбежались. раскрыть ладони

В кулачки потом собрались. сжать кулаки

Развеселые ребята показать на себя

Станут мячики кидать, попеременные взмахи кистями рук

Клоунята, клоунята

Станут в мячики играть.

 Дидактическая игра «Скажи,какой?»

Логопед: Отлично, давайте поиграем с мячом. Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом артисте.

(Дети садятся на ковёр, логопед по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.)

Логопед: Клоун какой?/ Слон какой?/ Собачка какая? и тд.

6. Дидактическая игра «Предлоги»

Логопед: А теперь поиграем в «Предлоги», я буду задавать вопросы, а вы должны ответить так, чтобы в ответе был предлог.

На чем сидит лев?

Дети: Лев сидит на тумбе.

Логопед: Где стоит дрессировщик?

Дети: Дрессировщик стоит у слона.

Логопед: Что делает акробат?

Дети: Акробат идет по канату.

Логопед: Где летают мячики жонглера?

Дети: Мячики жонглера летают над головой.

Логопед: Где сидят собаки?

Дети: Собаки сидят в машине.

Логопед: Правильно! А теперь давайте вспомним как составляется рассказ.

 Коллективное составление плана рассказа.

Логопед: С чего вы начнёте рассказ?

Дети: Мы начнём рассказ с описания арены цирка.

Логопед: О чём вы расскажите?

Дети: Мы расскажем о том, как украшен зал, как много разноцветных ярких фонарей, как много в зале зрителей.

Логопед: О чём вы будете рассказывать дальше?

Дети: Потом мы расскажем об артистах, о том, что они делают.

Логопед: Чем вы закончите рассказ?

Дети: Мы закончим рассказ описанием впечатлениями от представления.

 Обдумывание плана рассказа детьми.

Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

В цирке сегодня давали представление. На круглой арене был постелен большой, круглый, красный ковер. Со всех сторон горели софиты, освещая артистов цветными огнями. В зале было много зрителей, ни одного свободного места. Все с нетерпение ждали артистов. Началось представление. По сцене ездил автомобиль с двумя маленькими собачками, а жонглер подбрасывал свои мячики высоко над головой и улыбался. Клоун смешил людей в зале. Дрессировщик давал команды льву, а лев сидя на тумбе их выполнял. Акробат ходил по канату. Слон стоял на задних лапах и хоботом подбрасывал мяч. Представление было веселым, ярким и понравилось всем зрителям.

Заключительная часть:

 Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Логопед: Ну что, Лунтик, мы с ребятами помогли составить рассказ по твоей фотографии. Как считаешь, у нас получилось?

Лунтик: Очень! Как будто вы были со мной в зале. Спасибо вам ребята, теперь я расскажу всем друзьям о цирке и они тоже захотят туда сходить.

Логопед: Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? Отвечайте полным ответом.

Ответы детей.

Логопед: Вы молодцы. Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие. До свидания!

Занятие 5. Тема занятия: «Лес. грибы»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • Расширение пассивного и активного словаря по теме;

коррекционно-развивающие:

  • развитие памяти, внимания, оптико–пространственных функций;
  • развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, звукопроизношения.
  • Развитие мелкой моторики

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание культуры поведения на занятиях.

Материалы и оборудование: картинки грибов, ритмический рисунок (капли), разноцветные листья.

Ход занятия

 Вводная часть:

Динамическое упражнение. Дети заходят в зал под музыку, высоко поднимая коленки.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём,

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдём.

Основная часть:

 Развитие мелкой моторики “Мы идём грибы искать”

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают каждый пальчик.

Мы идём грибы искать

Указательный и средний палец пра-вой руки “шагают” по левой ладони.

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик всё съел

Загибают каждый пальчик

От того и потолстел

Показывают большой палец.

Ребята, посмотрите, сколько вокруг грибов, давайте их назовём по слогам.

Игра: “протопай – прохлопай”

(бо-ро-вик, о-пё-нок, ли-сич-ка, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик).

Развитие силы голоса.

Игра: “Эхо” (половина детей “грибники”, другая половина- “эхо”)

По лесу ходили, грибы собирали

И заблудились.

Кричим в лесу: АУ! АУ! (грибники)

А нам в ответ: ау, ау. (эхо)

Формирование темпа и ритма.

Осенью часто идёт дождь. У дождя есть своя песенка. Дождик капает и поёт , капельки капают то медленно “кап-кап-кап”(пальчиком правой руки ударяем в ладошку левой руки), то быстро “кап-кап-кап” (в быстром темпе, на другой руке).

А теперь давайте мы споём песенку дождя по рисунку. Большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро. Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап КАП – КАП – кап-кап

Дыхательная гимнастика.

Раз, два, три за руки возьмись

И в кружочек становись.

Дыхательное упражнение “Ветер”

Ребята, на деревьях листья какого цвета? (красные, жёлтые, зелёные).

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

- дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф

- и качает так листок – ф-ф-ф-ф (плавные движения руками с небольшой амплитудой)

- дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф

- и качает так листок – ф-ф-ф-ф ( движения с большой амплитудой)

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, мы с вами вспомнили, какие грибы растут в лесу.

В нашем зале тоже вырос гриб, давайте его поищем.

Вот он, на зеркале, подходите сюда.

- грибок - лошадка

- гармошка

Музыкальная распевка.

Ветер дует, листочки качаются и поют свои песни.

- осиновый – а-а-а-а

- рябиновый – и-и-и-и

- берёзовый – о-о-о-о

- дубовый – у-у-у-у

Песня “А мы с мамой в лес пойдём”

 Физ. минутка

Мы шли, шли, шли

Шаги на месте

Грибочек нашли

Показывают руками силуэт гриба

Нагнулись, сорвали

Имитируют движения по тексту

В корзину положили

И дальше пошли

Шаги на месте

Подвижная игра “Грибник”

Ночь, грибник и “грибы” (дети) спят, присели, обхватив голову руками.

Под быструю музыку дети “грибы” разбегаются, а грибник их ловит.

 

Заключительная часть:

Дети ложатся на ковер, звучит мелодия “Играют маленькие волны” Т. Гомез (аудио сборник “Волшебство природы”).

Занятие 6. Тема занятия: «Прогулка в лес»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • Обогащать словарь прилагательными и глаголами.
  • Развивать связную речь, учить пересказывать по картинному плану.
  • Развивать фонематический анализ и восприятие.
  • Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  • Закрепить навык согласования числительных с существительными.
  • Закрепить навык образования существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
  • Закрепить употребление предлогов.
  • Закрепить навык грамматического оформления предложения.

коррекционно-развивающие:

  • Развивать пространственные функции.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Работать над изменением силы голоса, плавным речевым выдохом.
  • Работать над координацией речи с движением.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в группе.
  • Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: магнитная доска; наборное полотно; мяч; “поезд” с двумя

вагонами, предметные картинки с изображением цветов, животных, насекомых;

карточки со схемами слов; карточки с указанием направления; картинный план для пересказа.

Ход занятия

Вводная часть:

(Создание эмоционально положительного фона.)

Логопед.

Я хочу загадать вам загадку о весеннем месяце.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (май)

Какой по счету месяц весны май?

Дети.

Третий, последний месяц весны.

Логопед.

Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Наступили теплые, солнечные дни. Сейчас так хорошо оказаться за городом, на природе. Хотите, чтобы сегодня наше занятие прошло в лесу?

Основная часть:

1. Активизация знаний детей по теме “Лес”.

Логопед.

Кто живет в лесу?

Дети.

Звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки.

Логопед.

Без чего не бывает леса?

Дети.

Без деревьев, травы, кустарников.

Логопед.

Что дает лес человеку, животным, птицам?

Дети.

Людям лес дает чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, дает тень и прохла-ду, дарит грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам – жилище и корм.

2. Дифференциация согласных по твердости – мягкости.

Логопед.

Посмотрите, на перроне стоит электричка. Давайте займем места в вагоне.

(садятся на стульчики)

Здесь еще два пустых вагона. Давайте поможем пассажирам занять свои места. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть твердый звук “л”, а во втором вагоне – с мягким звуком “ль”.

(дети распределяют животных по вагонам)

3. Активизация произношения звука “л” в слогах, развитие слухового внимания и памяти, развитие силы голоса.

Логопед.

Ну что ж, наш поезд отправляется. А пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится?

Дети.

АУ!

Логопед.

А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛУ-ЛО-ЛЫ-ЛА

А теперь поиграем в игру “Наоборот”. Когда я буду звать вас громко, вы отвечаете тихо, и наоборот.

4. Развитие плавного речевого выдоха.

Логопед.

Пока мы с вами играли, электричка дошла до нужной станции. Выходим из вагона.

Смотрите, как хорошо в лесу. Давайте скажем на одном дыхании: “Ах, как краси-во!” (Дети повторяют.)

5. Обогащение словаря прилагательными и глаголами.

Логопед.

Какие красивые слова мы можем сказать о лесе? Лес какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, хвойный, лиственный, березовый, ду-бовый, сосновый, зеленый, нужный…)

Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует…)

6. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Логопед.

Давайте образуем слова одной семейки от слова ЛЕС и поиграем в мяч.

Назовите лес ласково. (лесок, лесочек)

Кто ухаживает за лесом? (лесник)

Кто выращивает лес? (лесовод)

Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)

Как называют сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

Кто рубит лес? (лесоруб)

7. Развитие навыков фонематического анализа.

Логопед.

Смотрите, ребята, какой звонкий, веселый ручеек на нашем пути. Но вокруг столько ненужных предметов, которые засоряют его. Давайте очистим ручеек.

(Дети собирают картинки. На коврографе вывешены готовые схемы слов.)

Кто или что у вас на картинках? Произнесите названия картинок.

Дети.

Жук, лось, сом, осы, цепь, усы.

Логопед.

Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.

8. Координация речи с движением.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не столкнулся, не упал.

9. Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существи-тельными).

Логопед.

К какой красивой цветочной поляне мы пришли. Я предлагаю поиграть на этой полянке в игру “Есть – нет”.

(На полу разложены карточки с изображением различных цветов.)

Выберите для себя цветы. Первый игрок скажет, что есть у него на картинке. Например: “У меня есть два одуванчика”. Следующий игрок продолжит: “А у меня нет двух одуванчиков, но есть пять ромашек” и так далее по кругу.

10. Развитие фонематического слуха (выделение первого звука в слове).

Логопед.

Посмотрите, какие здесь еще растут необычные цветы. На их лепестках картинки.

Определите, какой лепесток лишний. Обратите внимание на первые звуки слов.

(Дети выполняют задание.)

11. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Логопед.

Кого мы видим на этой полянке?

Дети.

Насекомых.

Логопед.

Вы должны пройти по клеточкам в указанном на карточках направлении и рассказать, где находятся насекомые.

Дети.

Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

Стрекоза села на лилию.

Муравей выползает из муравейника.

Божья коровка ползет по листику. И т.д.

Логопед.

Назовите насекомых ласково.

(Комар – комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко. И т.д.)

12. Развитие связной речи.

Дети рассказывают рассказ “Пчелки-труженицы” с опорой на план-схему.

13. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Логопед.

Нам пора возвращаться. Давайте сядем в электричку и поможем животным занять свои места. Посадите в первый вагон тех животных, в названии которых два слога, во второй – тех, в названии которых три слога.

Заключительная часть:

Вот мы и дома. Что понравилось? Что запомнилось?

(Логопед оценивает работу детей.)

Занятие 7. Тема занятия: «Семья»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • Активизация и обогащение словаря детей по теме «семья».
  • Закрепление умения образовывать сравнительную степень прилагательных, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепить умение изменять слова по падежам        

коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи: закреплять умение составлять рассказ по картинному плану;
  • Развитие психических процессов (внимания и мышления).

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к взрослым и членам семьи.

Материалы и оборудование: родословное дерево, предметные картинки с изображением членов семьи (2 бабушки, 2 дедушки, папа, мама, сын (внук), дочь (внучка), сюжетная картина «Семья», текст Л. Толстого «Старый дед», Незнайка (кукла).

Ход занятия

Вводная часть:

-Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка, он приготовил много вопросов, поможем ему ответить на них?

      -Ребята,  перечислите кого вы видите на картинке.

-Как назвать их одним словом? (семья)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о семье.

Беседа о семье.

-Кого из членов семьи не хватает на картинке? (бабушки, дедушки)

Игровое упражнение «С кем ты живешь?» (словоизменение Тв.п.)

Я живу с мамой, папой, бабушкой, братом…»

Игра на внимание «Будь внимателен».

Хлопни в ладоши, если я назову члена семьи.

Бабушка, соседка, мама, дочка, врач, дворник, дедушка, учитель, папа, сын, продавец, внучка, внук.

_Кто самый младший член семьи на этой картинке?

-Придумайте ему имя.

-Кто самый старший член семьи?  Придумайте ему имя и отчество.

- Почему взрослых людей называют по И.О.?

-Откуда берется отчество?

С давних времен в России почитали и уважали отцов и дедов. К их мнению и советам всегда прислушивались. Сажали в доме, за столом на самое почетное место. Первый начинал есть дедушка и только потом приступали к еде все остальные члены семьи.

Послушайте рассказ Л.Н.Толстого и подумайте чему он учит.

Чтение рассказа «Старый дед» Л.Толстого.

-Как вы думаете чему учит этот рассказ? (Заботиться и уважать старых людей)

-А вы заботитесь о своих родственниках? Как?

(помощь по хозяйству, уход и игры с младшими, вежливые и ласковые слова…)

Физ. Минутка .Игра с мячом «Скажи ласково»

Мама-мамочка, мамулечка;

Дед-дедушка, дедулечка;

Сестра-…

Сын-…

Дочь-…

Брат-…

Внук-…

Внучка-…

Игра «А у вас» (образование сравнительной степени прилагательных)

 Составление предложения со значением противопоставления.

Мы с Незнайкой начинаем предложение, а вы должны похвалить семью ещё лучше, чем мы.

Наша семья большая, …а наша еще больше.

Наша семья дружная, а наша ещё дружнее.

                      крепкая, а наша ещё крепче.

                     культурная,…

                     заботливая, …

                     воспитанная,….

                    трудолюбивая,…

Знакомство с родословным деревом.

Незнайка:

-Ой, ребята, смотрите тут какое-то дерево стоит.

-Это не простое дерево, оно рассказывает о всех родственниках одной семьи. Называется оно родословное дерево. Давайте расставим всех членов семьи на свои места.

Внизу самые большие, старые ветви. Сюда мы поставим самых старых и уважаемых членов семьи (бабушки и дедушки: 2 пары)

-Вторые (средние) ветки поменьше, помоложе.

Кого мы поставим на средние ветки? (маму, папу)

Кто ты для мамы?

Кто твоя мама для бабушки и дедушки?

Кто твой папа для бабушки и дедушки?

-Третьи веточки самые молодые. Кого мы поставим на самые верхние веточки?

Кто ты для бабушки, для дедушки?

Кем приходятся мальчик и девочка друг друга (брат и сестра).

Игра «Старше или младше?»

Сравниваются 2 члена семьи (по картинкам с родословного дерева). Дети составляют предложения.

Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.

Дедушка-внучка;

Папа-сын и т.д.

«Исправь ошибки незнайки».

Сначала родились мы, а потом наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я бабушкин сынок.

Расскажи о себе по картинному плану.

На доске выставлены картинки-символы: мальчик, дом, цифра(5 или 6),папа, мама, девочка, врач, школа. Каждый ребёнок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает образец рассказа:

«Меня зовут Смирнов Виктор. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.

Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7 квартира 14.

Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.

Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.

Моей старшей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе.»

1-2 ребенка составляет по плану рассказ.

Заключительная часть:

О чем сегодня мы говорили?

Незнайка: Я понял в семье я буду вежливым, воспитанным, заботливым, а когда выйду во двор подерусь с мальчиком, разобью окно, поругаюсь с соседкой, они же не члены моей семьи. Правильно?

Дети объясняют, что нужно быть вежливым всегда.

Вся Земля-наш светлый дом.

Много есть соседей в нем,

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы

И, конечно, я и ты.

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно,

Никого не обижать,

Всех соседей уважать.

Занятие 8. Тема занятия: «Продукты питания»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания".
  • обучение образованию относительных прилагательных.
  • закрепление умений пользоваться в речи распространенными предложениями.
  • закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.
  • закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа

коррекционно-развивающие:

  • развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;
  • развитие общей и артикуляционной моторики.

коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности

Материалы и оборудование: предметные картинки, муляжи продуктов питания, контурные изображения фруктов, зеркала.

Ход занятия


Вводная часть:

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о продуктах питания. А на занятие к нам спешит Вини - Пух. Все вы знаете этого героя. Что больше всего любит Вини - Пух?
Дети: Варенье и сладости.
Логопед: Правильно. И мы с вами, ребята, должны расширить знания Вини - Пуха о продуктах питания.

Основная часть:
Беседа с детьми о значении продуктов питания для человека; для чего нужны продукты питания; из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранятся (мясные, молочные, овощные, фруктовые, хлебобулочные).
Игра "Угадай, какой продукт".
У детей картинки с изображением продуктов питания. Необходимо разложить на подносы мясные, молочные, овощные, фруктовые, хлебобулочные продукты.
Логопед: Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.
Грамматические упражнения 
Логопед: Дети, послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадку.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Дети: Это повар!

Игра «Что приготовим?» (образование относительных прилагательных от существительных).
Логопед:
 Молодцы, угадали. А что вам повара готовят на завтрак в детском саду? Сейчас мы с вами будем готовить еду. Логопед раздаёт детям муляжи  продуктов питания. Ребенок рассказывает, что он приготовит из своего продукта (мясной фарш, куриный бульон и т.п.)

Пальчиковая гимнастика

Мышка зёрнышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Игра: "Узнавание формы предмета".
Логопед предлагает набор геометрических фигур, вырезанных из картона. На плакате изображены продукты питания. Детям предлагается назвать все нарисованные продукты питания. Затем логопед завязывает глаза одному из детей, и дает в руки геометрическую фигуру. Ребенок на ощупь определяет, какую геометрическую фигуру ему дал в руки логопед. Затем логопед развязывает глаза ребенку и просит ответить на вопросы:
 – Какой продукт питания похож на треугольник?
             (геометрические фигуры разных цветов)

 

Релаксация
Логопед: Ребята, я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи.

Артикуляционная гимнастика:

1. Упражнения для щёк и губ.

Изобразите овощи "толстячки", превратитесь в овощи "худышки".

2. Упражнения для языка.

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Месим тесто. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу, и пошлёпывая его губами. Произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

Блинчик. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет 5-10

Чашка и блюдце на столе. Чередование  арт.позиций «Чашечка»- «Блюдце».

Острый ножик и глубокий ковшик. Чередование  арт.позиций «Чашечка»-«Острый язык».

Ручка чайникаАрт.позиция «Горка».

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

Пьём коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох)

Пыхтящий чайник. 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

-Пейте чай, вода вскипела!

 Произносить: «пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

Развитие связной речи, мышления.
Игра "Угадай лишний предмет".
Угостим Вини - Пух фруктами. Логопед показывает вазу с фруктами и просит детей назвать, что лишнее и почему?
Дети: Лишним будет свекла – это овощ и кекс – это мучной продукт, а все остальное – фрукты.

Составление рассказа-описания.

Игра «Самый главный»
Логопед и Вини-Пух: рассказывают сказку о том, как спорили продукты, кто из них самый главный.
Дети: описывают предмет, изображённый на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный».
Игра "Приготовим компот".
Логопед рассказывает, как Вини -Пух вчера варил компот и все перепутал. Всё смешал: морковь, варенье, яблоко. Получился винегрет. Сейчас мы научим Вини -Пух варить компот.
Логопед: Ребята, кто из вас хотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте приготовимся и на всякий случай "помоем руки".
Логопед читает стихотворение М. Яснова "Я мою руки".
Мыло бывает                       
( дети энергично "намывают" руки, разминая ладони и пальцы)
Разным-преразным:
(соединяют подушечки указательных пальцев)
Синим,
(соединяют подушечки указательных пальцев)

Зеленым,
(соединяют подушечки средних пальцев)
Оранжевым,
(соединяют подушечки безымянных пальцев)
Красным…
Но не пойму,                       
(изображают удивление)
От чего же всегда
(округляют глаза, поднимают вверх плечи)
Черной-пречерной, бывает вода?
(разводят стороны руки…)
После окончания упражнения дети расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Логопед: Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте. (Логопед включает аудиозапись дождя). Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь. (Логопед кладет каждому в ладони по одной конфете в разноцветных фантиках). Назовите, какого цвета конфета упала в ваши руки. Попробуем конфету на вкус. Какая она?
Дети: Твердая, ароматная, вкусная, игристая.
Заключительная часть:
Логопед вместе с детьми повторяет значения продуктов питания для человека. А Вини - Пух вас благодарит за полезную информацию.

Занятие 9. Тема занятия: «Транспорт»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
  • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
  • закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
  • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
  • учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;
  • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
  • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-развивающие:

  • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
  • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта, силуэт грузовика и детали к нему, «водительское удостоверение» на каждого ребенка, игрушечные автомобили, волшебный ящик с двойным дном, «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем, слоговые схемы, плакат-схема движения грузовика, контурные картинки на тему «транспорт», опорная схема для описательных рассказов, листы бархатной бумаги с контурами разных машин, клубки ниток на каждого ребенка, грамзапись гудка поезда, сладкие мармеладные машинки (призы)

Ход занятия


Вводная часть:

- Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
- К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов. 
(Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль). 


Основная часть:

- Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.
- Правильно, о транспорте.
- О людях какой профессии эта загадка?

«Встаем мы очень рано, ведь наша забота - всех по утрам отвозить на работу».
- Правильно, это шофер (водитель).
- Какие это люди по характеру?

(Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные). 

(Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт»).

- Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит внимательный шофер.

- Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
- Кто управляет поездом? 
(Поездом управляет зоркий машинист).
- Кто летает на ракете? 
(На ракете летает умелый космонавт).
- Кто водит трамвай? 
(Трамвай водит старательный вагоновожатый).
- Кто управляет кораблем? 
(Кораблем управляет отважный капитан).
- Кто ездит на мотоцикле? 
(На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).
- Кто летает на вертолете? 
(На вертолете летает отважный летчик).
- Назовите одним словом, что это? 
(Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете? 
(Водный, воздушный, наземный, подземный). 

Загадка:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. 
(Машина).

- Большая машина, а маленькая... (Машинка).

- У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.

 

(Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика).

- Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер).

(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).

- Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).

- У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).

- Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Cделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать). 

- Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.

(На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... 
(доехали),
Яму... 
(объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... 
(доехали),
Мост... 
(переехали) и дальше... (поехали).
От моста... 
(отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома... 
(доехали),
Во двор... 
(заехали), вот и... (приехали).

А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по контуру машину, обвести указательным пальцем и сказать, для чего нужна машина. (Составление предложения с союзом чтобы).
Физкультминутка:

Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Один-много:

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... 
(микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... 
(легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... 
(милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... 
(спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... 
(мотоциклы).

Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.

(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).

Рисование

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Заключительная часть:

- Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).

- А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.

Занятие 10. Тема занятия: «Березка»

Образовательные задачи:

коррекционно-обучающие:

  • активизировать словарь, подбирать прилагательные к существительному;
  • образовывать относительные прилагательные;
  • называть родственные слова;
  • подбирать антонимы; находить в стихотворном тексте сравнения.                                                                

 коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, координацию речи с движениями, мелкую моторику.                                            

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать уважение к родной природе, созерцать и понимать красоту берёзы, вызывать положительные эмоции при знакомстве с произведениями 

Материалы и оборудование: иллюстрации, стойка для подвесных листьев, листочки берёзы (из бумаги), изделия из берёзы (кормушка, корзинка, кружка из бересты, березовый сок…), тексты стихотворений, компьютер, диск, цветные карандаши, картинки для раскрашивания.            

Ход занятия

Вводная часть:

Загадывание загадок о берёзе.

Логопед . Прослушайте загадки и отгадайте их.

А).Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

 Б).Эта модница лесная часто свой наряд меняет:

В шубке белой- зимой, вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом, в день осенний – в плащ одета.                                        

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.

В). Весной роняет слезы,…белая берёза.

Логопед. Кто догадался, о чем будем говорить на занятии?

Сегодня мы будем говорить о красивом дереве – березе.

Берёза – это лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.    

Березу, смело, можно назвать символом России.

Когда мы прилетаем на самолете из дальних стран, едем на поезде или машине, мы с радостью видим эти стройные деревья.

Основная часть:

 Игровое упражнение «Слова-родственники».

Логопед.  Давайте повесим листья на нашу березку. Но сначала нужно подобрать слова-родственники к слову «берёза».

Дети.    Берёзка.

Логопед. А лист не простой, на обратной стороне напечатано слово. Прочитаем слово. (Ребенок прочитывает слово, затем вешает лист на «дерево».   

Логопед. Как на Руси ласково называли берёзку

Дети.    Берёзонька. (Прочитывает слово и подвешивает лист)

Логопед. Как называется место, где растут молодые берёзки?

Дети.    Березняк.   (аналогичное действие)

Логопед. Если сок с берёзы , сок какой?

Дети.      Берёзовый.

Логопед. Какой гриб любит расти под берёзой?

Дети. Подберёзовик.

Логопед. Как называется верхний слой коры берёзы?

Дети. Береста.

Игровое упражнение «Похвалим березку».  (Подбор прилагательных)                            

Логопед . Если у берёзки ствол белый, то берёзка какая?

Дети. Белоствольная.

Логопед . Если у берёзки ствол похож на белую ногу, то берёзка какая?   -

Дети. Белоногая.

Логопед. Если берёзка похожа на красну девушку, то какими словами можно её описать .

Дети. Высокая. Стройная. Тонкая. Нарядная.

 Игровое упражнение «Скажи наоборот».  (Подбор антонимов)

Логопед.  Поиграем в игру «Скажи наоборот»

Логопед. Калина низкая, а берёза?

Дети. Высокая.

Логопед. Берёза молодая, а наоборот ?

Дети. Старая.

Логопед. У дуба ствол толстый, а у берёзы?

Дети. Тонкий.

Логопед. Осенью берёзовый лист желтый, а весной?

Дети. Зеленый.

Логопед. У молодой берёзки кора нежная, а у старой?

Дети. Грубая.

Динамическая пауза.

Поставили ноги вместе(это «ствол»), руки вскинули над головой, ладони соединены(это «крона»). Тянемся вверх!

Деревце.

Дует ветер нам в лицо:                (дети машут руками «к себе»)

Закачалось деревцо.                    (руки вверх – наклоны)  

Ветерок все тише, тише…            (постепенно приседают)

Деревцо все выше, выше…         (медленно поднимают руки вверх)

Руки подняли и помахали            —     это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем     —      это к нам листья летят.

Как они сядут, покажем:              крылья сложили  назад      

3. Чтение стихотворений детьми.

Логопед.   Сегодня на занятии будем слушать и разбирать стихотворения о берёзе, которые подготовили ребята.

1-й ребёнок читает стихотворение «Берёза». А .Прокофьев 

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее , нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!    

Логопед . Как поэт описывает берёзку?

Дети. Белый сарафанчик, с платочками в кармашках, с красивыми застежками, зелеными сережками, яркая, светлая.

Логопед. Одним словом –нарядная.

Дети. Грустная, кипучая, плакучая.  

2-й ребёнок. Чтение отрывка из народной песни «Берёзонька».

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты , берёзонька,

Посередь долинушки;

На тебе ,берёзонька,

Листья зелёные;

Под тобой, берёзонька,

Трава шелковая;

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки

Венки плетут.

Логопед. В каком образе предстает берёза?

Дети. Белая, кудрявая, листья зелёные).

Логопед. Как народ ласково называет берёзу?

Дети. Берёзонька.

3-й ребёнок. Стихотворение «Берёза»  С. Есенин

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти  

Белой бахромой.      

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Логопед. В какое время года описывает поэт С.Есенин берёзу? Как украшена берёза?

Дети. Поэт описывает зимнюю берёзу. Берёза украшена снежинками.

4.  « Украсим берёзку» 

Логопед  детям раздаёт картинки и цветные карандаши.

Логопед.   Дорисуйте  листочки на берёзке так, чтобы ваша берёзка была нарядная, красивая.  

В это время звучит песня о берёзке (диск на компьютере).    

5. Игровое упражнение «Из чего сделаны?»     

Ребята, посмотрите, где стоит ветка березы?

Дети. В кружке.

Логопед. Кружка сделана из бересты. Кружка какая?                      

Дети. Берестяная.

Логопед. Что стоит на столе?

Дети. Кормушка.

Логопед. Кормушка сделана из ветки березы. Кормушка какая?

Дети. Березовая.

Логопед. Ребята, а что это в банке? (достает банку с соком из корзины).

Дети. Кажется сок.

Логопед . Правильно, это сок из березы. Сок какой?

Дети.  Березовый сок .

Логопед. После занятия мы попробуем березовый сок.

6. Итог занятия.

Рефлексия.  Логопед. Что понравилось на занятии? Почему.                                        

Дети дают свои ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры и упражнения для логопедических занятий"

В материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие различных психических процессов, навыков для формирования правильного произношения звуков....

Картотека физкультминуток на логопедических занятиях

Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка...

Картотека "Игры-эксперименты на логопедических занятиях".

Картотека "Игры-эксперименты на логопедических занятиях"....

Картотека физкультминуток на логопедических занятиях.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи.  Нарушения речи у дет...