Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)
консультация по логопедии (младшая группа)

Левина Мария Игоревна

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения, изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью - описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами,     что способствует совершенствованию диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_peredvizhka_razvivaem_rech_igraya.docx486.18 КБ

Предварительный просмотр:

Папка – передвижка для родителей

«Развиваем речь – играя»

(Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения, изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью - описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами,        что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Всё это и определяет основные задачи речевых игр:

  • Развивать речь как средство общения.
  • Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 - 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего, одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др.

Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»).

Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих.Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться (Тянуть губы прямо к ушкам) Рот у Кваки до ушей

Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей (Улыбаются, смеются)

А глаза у них, как блюдца.

Упражнение «Трубочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Произнесение по картинкам:

гласных звуков: качаем куклу (ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд (УУУ), летит  самолет (ЫЫЫ).

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычит корова (МУ) и т.п.

  • «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.
  • «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком.
  • «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой, выдохнуть воздух.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

(те звуки, которые малыш в состоянии произнести ещё в младенческом возрасте)

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной  схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

  • гласные А, О, У, И;
  • согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
  • дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь.

 Кап-кап-кап-кап. (Ритмично похлопывать кистью о кисть руки)

И по лужам ты идешь.

 Так-так-так-так. (Ритмично похлопывать по коленям)

Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш. (Движения по полу кистями рук )

Спрятал кудри под травой. Тш-тш-тш-тш. (Пальцы в замок)

Дождь сильнее застучал. Тук-тук-тук-тук. (Постукиваем одним указательным пальцем по коленке )

Скоро дождик ливнем стал. Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. (Быстро стучать указательными пальцами двух рук по коленям)

Игры по развитию общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал. Игры для малышей подробно описаны в литературе, поэтому ограничимся перечислением наиболее популярных: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль».

Логоритмические игры с самомассажем

Хлоп, ладошка!

Вот у нас игра какая!

Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.

А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

 А потом, потом, потом левой правую побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.

По коленкам шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай.

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Птичий двор

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики)

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем

«пальчиковыми играми». Всем родителям хорошо известны еще с детства игры:

«Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Так же существуют разнообразные формы работы по развитию движений пальцев:

  • Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира (фигуры из пальчиков «флажок», стульчик, «коза»),
  • Движения сопротивления (игра «Хома – хомячок»),
  • Действие с крупой, семенами,
  • Действие с водой (переливание), в бассейне для рук (игры с лейками, с поролоновыми мячами), игры с пипеткой,
  • Игры с песком, мукой, тестом,
  • Действия с мелкими игрушками и предметами,
  • Действия с пуговицами (застегивание, расстегивание, выкладывание),
  • Рисование на бумаге пальчиками,
  • Показ сказок пальчиками и другие.

При проведении домашней работы развитию речи необходимо помнить о главном  – ребенку должно быть интересно!

Все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.

 Ладушки – ладошки,                                  Хлопать в ладоши.

 Звонкие хлопушки,

 Хлопали в ладошки,

 Хлопали немножко.

 Да!                                                                   Хлопок руками по коленям.

 Кашку варили,                                             Водить указательным пальцем

 Ложечкой мешали,                                      правой руки по ладошке левой.

 Куколку кормили,

 Кошечке давали.

 Да!                                                                   Хлопок руками по коленям.

 Кулачки сложили,                                       Сложить кулачки, бить одним

 Кулачками били:                                         кулачком по другому.

 Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

 Да!                                                                   Хлопок руками по коленям.

 Ладушки плясали,                                       Ритмичные повороты кистей.

 Деток забавляли.

 Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

 Да!                                                                   Хлопок руками по коленям.

 Ладушки устали,                                          Положить ладошки

 Ладушки поспали,                                       под наклоненную голову.

 Баю-Баю, баюшки.

 Баю-баю, ладушки.

 Да!                                                                   Хлопок руками по коленям

Подготовила: учитель-логопед Левина М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего  возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных ср...

Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...