Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no2.docx182 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с инновационными технологиями и их применением в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов.

Ход мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта.

«Релаксация»

Я предлагаю зарядиться положительными эмоциями и поздороваться.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил –

Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Давайте мы с вами поздороваемся.

На своем мастер-классе я хочу поделиться опытом внедрения инновационных технологий в собственную практическую деятельность в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями:

• укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

• коррекции речевых нарушений дошкольников;

• формирования предпосылок к учебной деятельности;

• формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

В деятельности логопеда инновационные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия, базирующихся на приоритетных направлениях ФГОС ДО, известно достаточно, но мне хочется остановиться на тех, которые я применяю в своей работе.

• релаксация,

• артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой,

• пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии,

• гимнастика для глаз,

• дыхательные упражнения,

• артикуляционная гимнастика с ложкой,

• логоритмические упражнения,

• самомассаж,

• су-джок терапия,

• мнемотехника,

    Эффективность применения нетрадиционных методов коррекционной логопедической работы во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться всеми участниками образовательного процесса: логопедом, воспитателем и родителями.

2. Практическая часть.

Приемы инновационных технологий:

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. 

Упражнения:

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Заборчик»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.

«Блинчик»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.

«Слоненок»

Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.

«Часики»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.

«Чашечка»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.

«Вкусное варенье»

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.

«Качели»

Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.

«Кошка сердится»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.

«Гармошка»

Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.

«Грибок»

Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, открыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую – «положить» на кулак («шляпка»).

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.

Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений.

Упражнения с ложкой

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Для выполнения этих упражнений понадобится обычная чайная ложка с углублением.

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Задачи развития межполушарной специализации:

-синхронизация работы полушарий;

-развитие мелкой моторики;

-развитие способностей;

-развитие памяти, внимания, речи;

-развитие мышления.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро - ладонь)

Гимнастика для глаз

Количество детей с различными нарушениями зрения, которые  входят в группу риска, растет год от года. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

- укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

- улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- снятие напряжения зрительного аппарата;

- укрепление мышцы век;

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

«Часы»

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

«Синички»

Мы летаем высоко,        (Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко,        не поворачивая головы.)

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.        (повторить 3 - 4 раза)

«Мы рисуем»

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,        (Рисуем указательным пальцем в воздухе и

                                        следим взглядом)

А на них — огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке — палка                (Рисуем по тексту в воздухе пальцем,

                                                следим за ним глазами.)

На кривой дорожке - галка,

По наклонной едут сани,

По волнистой — кот с усами.

Дыхательная гимнастика

Важнейшими условиями правильной речи являются плавный, длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У дошкольников с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, не сформировано. Дыхание поверхностное, аритмичное. Поэтому одной из главных задач в работе учителя – логопеда является формирование правильного дыхания. Ниже приведу игровые приемы, которые использую в своей работе, способствующие выработке длительного выдоха.

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Подуть через трубочку»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими»

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться – глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» – руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5 – 6 раз.

«Дровосек»

Исходное положение – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. «Два» – наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. «Три» – исходное положение. Повторить 7 – 8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» – наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4 – 5 раз в медленном темпе.

«Косарь»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7 – 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова»

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35–40 секунду в медленном темпе.

«Паровоз»

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35–40 секунд.

«Надуй шар»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» – сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» – усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3–4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» – спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3–4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку»

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» – продолжительный медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3–4 раза.

Логоритмические упражнения

Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением.

Цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития. воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Упражнения

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет:

— Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:

— Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком:

— Ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Потом с клубочком поиграет:

— Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает:

— Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.

Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Ритмично потирают кулачок о кулачок.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

Машина

Би-би-би —

Гудит машина.

Тук-тук-тук —

Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу —

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та —

Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают

кулачком одной руки о ладонь

другой.

Ритмично хлопают руками.

Ритмично потопывают ногами.

Потирают ладони.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

Часы

Ходят часики — тик-так

И вот так, и вот так.

Громко бьют часы кругом:

— Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Гирю оттянули вниз.

Скрип-скрип-скрип,

Скрип-скрип-скрип.

Вот так часовой сюрприз!

Гиря вверх опять ползет,

Чтобы завести завод.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат.

— Тук-тук-тук, — все говорят.

Завертелось колесо,

Вот другое в ход пошло.

Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.

Закрутилось до утра.

Дети сгибают руки в локтях перед собой и ритмично покачиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).

Ритмично хлопают руками.

Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.

Ритмично похлопывают по телу снизу вверх.

Ритмично постукивают кулачком о кулачок.

Ритмично «заводят мотор» руками.

Ветер

Ветерок листвой шумит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у.

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон.

Ax-ax, ax-ax.

Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Ритмично хлопают над головой.

Ритмично топают ногами.

Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.

Ритмично покачивают головой.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Дети ритмично щелкают пальцами рук.

Ритмично притопывают.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Ритмично потирают ладонями о колени.

Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают в ладоши.

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп —

Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп —

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап —

Мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп —

Вода по спинке.

Буль-буль-буль —

Упала шапка.

Ой-ой-ой, крутом вода.

Да-да-да, себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.

Ритмично притопывают ногами.

Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.

Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.

Выполняют ритмичную пружинку.

Ритмично кружатся.

Ритмично кивают головой.

Веселые человечки

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки:

— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

Дети ритмично хлопают.

Ритмично пожимают плечами.

Выполняют ритмичную пружинку.

Ритмично потряхивают головой.

Ритмично притопывают ногами.

Самомассаж

Массаж рук

1. Упражнение «Петушиная семья»

Петя, Петя – петушок,                (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок,        (Прижимают ладони друг к другу,

                                        раздвинув пальцы, и приставляют их к голове –                                         «гребешок»).

Громко-громко закричал,        (Поглаживают левую руку от кисти к

К себе курочек позвал                плечу, затем правую руку).

Курочки-пеструшки                (Похлопывают правую руку в том же

Петю услыхали,                        направлении ладонью левой, затем

Петю услыхали,                        левую руку ладонью правой)

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки                («Пробегают» по правой руке

Побежали без оглядки.                пальцами левой, затем по левой руке

пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать:        (Поколачивают по правой руке пальцами

Клю-клю-клю…                        левой, затем по левой руке пальцами

                                        правой.)

Травку сочную щипать:        (Пощипывают правую руку пальцами

Щип-щип-щип…                        левой, затем левую руку пальцами правой.)

А потом давай плясать:                (Поглаживают правую руку левой,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля…                затем левую руку правой.)

2. Упражнение «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!                (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли!                (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке,                (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке,                (Массируют указательный палец.)

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке,                (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый - котику,        (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим                (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

3. Упражнение «Строим дом»

Целый день тук да тук,                (Дети похлопывают ладонью руки от кисти к                                                плечу сначала по левой, а затем по         правой                                                руке.)

Молоточки стучат,                (Поколачивают кулаком сначала по левой, а                                                затем по правой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,                (Поколачивают кулаком левой руки по

Строим домик для бельчат.        кулаку правой руки или наоборот.)

Этот дом для белочек,                (Растирают кулаком левой руки правую руку.)

Этот дом для зайчиков,                (Растирают кулаком правой руки левую руку.)

Этот дом для девочек,                (Пробегают» пальцами от кисти к плечу по                                                левой руке.)

Этот дом для мальчиков,        (Пробегают» пальцами от кисти к плечу по                                                правой руке.)

Вот какой хороший дом,        (Поглаживают ладонью левую руку от кисти к                                        плечу.)

Как мы славно заживём!        (Поглаживают ладонью правую руку от кисти                                        к плечу.)

Будем песни распевать,                («Тарелочки» - вид танцевальных движений,                                                имитирующих скользящие движения                                                        оркестровых тарелок: правая рука с размаху                                                двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.)

4. Упражнение «Умывальная песенка»

Хуже наказанья -                        (Дети качают головой вправо-влево.)

Жить без умыванья,

Все ребячьи лица                        (Мягкими движениями проводят

Обожают мыться.                пальцами по лицу.)

Без воды, без мыла                (Растирают ладонями нос.)

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно -                        (Растирают уши.)

Вымыться не трудно!

Честно, честно –                        (Растирают ладони друг о друга.)

Чистым быть чудесно.

Теперь нос чистый,                (Указательным пальцем касаются носа.)

Теперь рот чистый,                (Показывают на рот.)

И подбородок чистый,                (Прикасаются к подбородку.)

И глазки блестят,                        (Прикасаются к внешним уголкам глаз.)

Весело глядят!                        (Протягивают ладони вперёд.)

5. Упражнение «Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки,                (Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть.                ладонь о другую.)

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки                        (Растирают их всё быстрее.)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня,                (Вытягивают вперёд раскрытые

Вот, потрогайте меня!                ладони.)

Массаж пальцев рук

1. Упражнение «Овощи»

Выросли у нас чесночок,        (Дети растирают фалангу

Перец, томат, кабачок.                указательного пальца от ногтя к основанию.)

Лук и немножко горошка,        (Растирают фалангу среднего

Тыква, капуста, картошка.        пальца от ногтя к основанию.)

Овощи мы собирали,                (Растирают фалангу безымянного

Ими друзей угощали.                пальца.)

Квасили, ели, солили,                (Растирают фалангу мизинца.)

С дачи домой увозили.

2. Упражнение «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:                (Дети сжимают и разжимают

Десять птичек – стайка.        пальцы рук.)

Это птичка соловей,                (Массируют мизинец левой руки.)

Это птичка воробей,                (Массируют безымянный палец левой руки.)

Это птичка совушка,                (Массируют средний палец левой

Сонная головушка.                руки.)

Это птица коростель,                (Массируют указательный палец левой руки.)

Это птица свиристель,                (Массируют большой палец левой руки.)

Это птичка скворушка,                (Массируют мизинец правой руки.)

Серенькое пёрышко.

Это зяблик,                                (Массируют безымянный палец правой руки.)

Это стриж,                                (Массируют средний палец правой руки.)

Это развесёлый чиж.                (Массируют указательный палец правой руки.)

Ну а это злой орлан!                (Массируют большой палец правой руки.)

Птички, птички, по домам!        (Прячут пальцы за спину правой руки.)

3. Упражнение «Шёл медведь»

Шёл медведь к своей берлоге                (Дети поочерёдно массируют

Да споткнулся на дороге.                пальцы левой руки.)

«Видно, очень мало сил                (Пальцами одной руки придерживают

Я на зиму накопил»-                        палец другой руки, нажимая сверху.)

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.                (Поочерёдно массируют пальцы

Все медведи – сладкоежки,                правой руки.)

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

4. Упражнение «Сорока».

Сорока – белобока                        (Дети водят указательным пальцем

Кашку варила.                                по ладони.)

Детушек кормила.

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Этому дала,                                (Поочерёдно массируют пальцы,

Этому дала,                                начиная с мизинца.)

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!                                (Скользят пальцами друг о друга.)

Он дров не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

Вот тебе горшок пустой!                (Сжимают в кулак пальцы одной руки.)

Иди в угол и постой!

5. Упражнение «Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели,        (Дети показывают пять пальцев левой                                                        руки.)

Один улетел, а другие запели.        (Массируют большой палец.)

И пели, пока не сморила усталость,        (Загибают большой палец.)

Один улетел, а трое остались.        (Массируют указательный палец.)

Сидели втроём и немного скучали,        (Загибают указательный палец.)

Один улетел, а двое остались.        (Массируют средний палец.)

Сидели вдвоём и снова скучали,        (Загибают средний палец.)

Один улетел, и остался один.                (Массируют безымянный палец.)

Один посидел… Взял и улетел!         (Массируют мизинец.)

                                                (В конце все пальцы зажимают в кулак.)

Мнемотехника

Мнемотехника  это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

  • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
  • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
  • развитие грамматического строя речи.

Мнемотаблицы для автоматизации звуков

Мнемотехнику эффективно можно применять на этапе автоматизации звуков. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Предложенные Барсуковой Е.Л. мнемодорожки стихов, я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков.

Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.

Чистоговорки

ША-ША-ША – наша Даша хороша,

ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,

ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,

ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

АШ-АШ-АШ – у Наташки карандаш,

ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,

УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ,

ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь.

Стихотворение

Кошка в окошке

Подушку шьёт,

Мышка в сапожках

Избушку метёт.

Скороговорка

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

Мнемотаблицы для обогащения словарного запаса и развития навыков словообразования

Образование родственных слов

Содержание:

а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка);

б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник).

Такие мнемотаблицы помогают детям с общим недоразвитием речи осознать и проанализировать различные способы словообразования. Работая с ними, дети гораздо быстрее начинают самостоятельно выполнять аналогичные задания.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища; слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка; слово-признак (волна), например, рыбный; слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить; слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы; слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам, образуя родственные слова.

Мнемотаблицы для развития грамматического строя речи

Согласование существительного и числительного

Содержание: логопед предлагает детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т.п. указано цифрой в квадратике (например: три муравья, три лягушки; пять зайцев, пять мышей и т.д.).

Согласование в роде, числе и падеже

Содержание: детям предлагаются пиктограммы: глаз (вижу кого; что?), скрипичный ключ (пою о ком; о чём?), подарок (подарю кому; чему?), сцепленные ладошки (дружу с кем; с чем?).

Вижу кого,

(что)?

Пою о ком,

(о чем)?

Подарю кому,

(чему)?

Дружу с кем,

(с чем)?

Вокруг данных пиктограмм расставляют любые предметные картинки. Логопед просит детей составить словосочетание с опорой на пиктограмму и предметную картинку (например: вижу бабочку; пою о бабочке, подарю бабочке, дружу с бабочкой).

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Содержание: дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание: два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные, рукотворные объекты. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком или о чём они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево и т.д.

Таким образом, использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....

Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье....

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...