Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по лексической теме: "Зимующие птицы" с элементами грамоты.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Полякова Анна Юрьевна

Конспект занятия логопеда по теме "Зимующие птицы". Развитие речи. Обучение грамоте. Разные задания по лексике-грамматике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимующие птицы. Занятие. 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте по теме «Зимующие птицы» в подготовительной логопедической группе.

Цель: развитие речи детей, обучение азам грамоты.

Задачи:

1. Обогащение словаря по теме. Словообразование.

2. Развитие лексико-грамматического строя речи (ед и мн число сущ, употребление сущ. в разных падежах, приставочные глаголы, согласование сущ и числительных, употребление предлогов).

4. Закрепления понятия, слово, слог, звук.

3. Работа над интонационной выразительностью речи.

5. Звуковой анализ слов.

6. Развитие фонематических процессов.

7. Развитие внимания, памяти, мышления.

8. Построение предложений по схеме.

Оборудование: картинки зимующих птиц по количеству детей, плакат «Сосчитай птиц», изображения корма, слоги – разговор птиц, звуковые человечки, мяч, пёрышки для дыхательной гимнастики.

Организационный момент:

Игра с мячом «Мы знаем названия разных птиц»

Дети стоят в кругу, отбивают мяч и называют названия птицы»

Ход занятия:

Логопед говорит детям, что в группе спрятаны картинки птиц.  Нужно найти их, запомнить, где нашёл и сесть на стул перед доской. Затем дети рассказывают, где нашли птицу, используя предлоги.

 - Далее логопед загадывает загадки о зимующих птицах, дети отгадывают их, и эту птицу вешаем на доску.

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
                          (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять                   (Снегирь)

Спинкой  зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
                                       (Синица)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …                   (синички)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
                                           ( Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...                        (Сорока)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?                   (Клёст)

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти —                   (Свиристели)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …                 (Ворона)

Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.                  (Поползень)

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира.              (Голубь)

Чёрная птица,

Никого не боится,

На зиму не улетает,

Нашу местность оживляет. (Галка).

У него хороший слух,

Но когда токует, - глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками …            (Глухаря)

Есть у курицы хохлатки. Дикий родич — …. (Куропатка)

Днем те птицы отдыхают,

Ночью пищу добывают.

Они хищные, но все же

Крики их на плач похожи.

Кто же плачет там, в ночи?

Ну, конечно же (СЫЧИ)

Логопед: Вот и появились зимующие птицы на нашей доске. Почему же они называются зимующими и не улетают от нас, как перелётные птицы.

Ответы детей.

 - Чем покрыто тело птиц? Перьями. Правильно, поэтому люди называют птиц пернатыми. Давайте скажем про их внешность.

У снегиря красная грудка, значит он красногрудый.

У синички жёлтая грудка, значит она желтогрудая.

У вороны толстый клюв, значит она толстоклювая.

У воробья короткие ноги, значит он коротконогий.

У дятла красная головка, значит он красноголовый.

У сороки белые бока, значит она белобокая.

- Наши пернатые друзья могут издавать разные звуки и в зависимости от ситуации произносить их по-разному. Они могут свистеть, трещать, ворковать, каркать, чирикать, тинькать, щебетать, токовать.

На доску выставляются слоги, имитирующие голоса птиц. Давайте попробуем, как птицы.

Кар-кар-кар

Чирик-чирик-чирик

Тры-тры-тры

Ти-ти-ти

Уху – уху – уху

Дети читают слоги. Потом дети интонационно пробуют голосом выделить заданный по счёту слог, имитируя разную интонацию.

Логопед: Зимой люди помогают птицам. Они делают для птиц птичьи столовые. Давайте покормим птиц. Вот и кормушка для них готова.

Дети употребляют названия птиц в В.п. и названия корма в Тв.П.

Дети строят предложение типа:

Я угощу воробья хлебными крошками.

Я угощу синичку семечками  подсолнечника.

Я угощу снегиря ягодами рябины

Я угощу свиристель ягодами боярышника.

Я угощу ворону зёрнами овса.

Я угощу галку пшеницей.

Поклевали птицы зёрнышки и ягоды, и собрались улетать.

Логопед: Но перед этим мы с ними поиграем в прятки.

Логопед просит детей запомнить где сидят птицы. Ребята закрывают глаза и какая-то птица исчезает. Ребятам нужно сказать кого не стало. Нет вороны, нет совы, нет куропатки и т.д. (употребление Р.п.)

Логопед: Молодцы. Хорошо запомнили названия всех птиц.

 Физминутка:

А сейчас выходите в кружок.

Дыхательная гимнастика – подуть на пёрышки.

Психогимнастика.

Птички прыгают, летают.

Птички крошки собирают.

Пёрышки почистили,

Клювики почистили.

И летают и поют.

Снова зёрнышки клюют.

Дальше полетели и на место сели.

(Имитация действий под слова стихотворения)

- Логопед: Посмотрите, ребята, как много стало птиц. (употребление Р.П. мн.ч.)  Воробьёв, синиц, дятлов, свиристелей, сов, ворон, сорок и т.д.

- Попробуем их посчитать. Детям показывается картина, на которой много птиц. Ребята, вы должны быть очень внимательными и сосчитать всех синиц, дятлов, ворон, голубей и т.п.

Одна синица, две синицы, три синицы, четыре синицы, пять синиц.

Одна толстая куропатка, две толстые куропатки, три толстые куропатки, и. д.

Один маленький воробей…

Одна черная ворона
Один снегирь…

- Затем логопед предлагает выбрать птицу и с её помощью образуют приставочные глаголы

Синичка к кормушке подлетела, отлетела, прилетела, перелетела, слетела, залетела и т.д.

Молодцы ребята.

-Логопед: А давайте узнаем, к какому дереву полетит птица.  Деревья с разным количеством веток –1, 2, 3, 4. Дети хлопают названия, делят слова на слоги и распределяют птиц.

- Далее детям предлагается выполнить звуковой анализ слова ВОРОНА и слова СИНИЦА с помощью звуковых человечков.

Итог: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о птицах. Люди, которые изучают повадки птиц называются орнитологи. Возможно, кто-то из вас заинтересуется этой профессией, когда вырастет, а пока я уверена, что вы будете беречь природу и заботится о наших маленьких пернатых друзьях.

Я хочу подарить вам раскраски с изображением зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».

Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Обобщающее занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Профессии»

Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе, направленное на развитие лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе

Конспект по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Москва – столица нашей Родины»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе ОНР. Лексическая тема: "Овощи"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме «Овощи»Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Обобщить и расширить имеющиеся знан...