Консультация. Развитие функциональной грамотности.
консультация по логопедии

Консультация. Развитие функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности у старших дошкольников на занятиях по развитию речи

Современное образовательное учреждение должно привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией.

Задача логопеда помочь ребенку овладеть устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми.

В нашем детском саду работают две коррекционные группы, которые посещают дети с разными нарушениями. Основной контингент групп – это дети с нарушениями зрения, в том числе инвалиды. А также есть дети с ЗПР, ЗРР, ТНР, дети с УО (в том году мы выпустили ребенка с синдромом Дауна). Также есть дети с сопутствующими заболеваниями, такие как эпилепсия, гиперактивность и др. У большинства воспитанников коррекционных групп имеется вторичное нарушение речи, от ФФНР до алалии. У 30% обучающихся детей коррекционная логопедическая работа начинается с запуска речи и активации словаря.

Основы функциональной грамотности закладываются в детском саду и в начальной школе.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.

Рассмотрим дисфункции, особенно мешающие формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

  • неустойчивое внимание,
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
  • недостаточное развитие способности к переключению,
  • скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия,
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
  •  нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
  • отсутствие чувства ритма,
  • снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
  • особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,
  • дефекты произношения
  • недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
  • слабо развитое словесно-логического мышления,
  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

На результаты коррекционной работы также влияет посещаемость детей. Дети с ОВЗ соматически ослаблены и часто болеют, а также регулярно проходят лечение по основному заболеванию, пропуская занятия.

На логопедических занятиях в детском саду проводятся игры на развитие речемыслительной деятельности. Например, игры дополнения. Игровые упражнения имеют несколько вариантов разной степени сложности. Дети привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а затем задание усложняется: самостоятельно осуществляют лексический отбор.

Вариант 1. «Пропущенные слова». Вы произносите предложение, а ребенок вставляет пропущенное слово. Например: «На дереве сидела и грызла орешки ...»; «Зимой в берлоге сладко спит ...»; «После дождя в лесу выросло много…»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Шерсть у кошки…»; «На вкус лимон…», «Яблоко по цвету…», «Апельсин по форме…». «Дети взяли корзины, они будут…»; «Мальчики взяли грабли, они будут….». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

Вариант 2. «Распространение предложений». Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут ... (куда? зачем?)», «Мальчики собирают ... (что? где? когда? зачем?), «Ребята пошли в лес…(зачем? что будут делать? во что? для чего?)» и т. п. В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

Вариант 3. «Добавление придаточных предложений». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Например, взрослый говорит: «Дети одеваются, потому что ...»; «Дима не стал играть с игрушками, потому что...»; «Паша и Федя не стали кататься с горки, потому что…»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»; «Мы завтра пойдем в лес, если ...».

Таким образом, в рамках нашей работы функциональную грамотность можно рассматривать, как способность обучающегося вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

Другими словами формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнерство ДОУ и семьи в развитии функциональной грамотности детей.

  Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации  в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с  семь...

Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Предпосылки развития функциональной грамотности в ДОУ

В статье  раскрыто понятие функционнальной грамотности, ее история и  виды  функциональной грамости в ДОУ....

Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»

Консультация для родителей содержит практический материал для развития читательской грамотности, математической грамотности и естественно - научной грамотности, который родители могут использовать в д...

Консультация. Развитие функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагоги...