Рекомендации логопеда родителям детей дошкольного возраста о развитии детей в бытовых ситуациях "Пока мама хлопочет"
консультация по логопедии

Аксенова Марина Михайловна

МБДОУ дс № 9 "Теремок" города Бердска

 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории 

Аксенова Марина Михайловна

Советы логопеда по развитию речи детей

«Пока мама хлопочет!»

 

В процессе роста, ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии.

Речь развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

-в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, речь совершенствуется.

-речь превращается в орудие мышления.

 

То есть, мыслительный процесс является следствием речи и именно от речи зависит конкурентоспособность, успешность и результативность ребенка в будущем.

 

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают оптимального уровня развития. Именно поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

 Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать в течение дня, когда ребенок дома.

 

 

 

Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей.

В консультации «Пока мама готовит», уже были предложены упражнения для мам, занятых готовкой. Данная консультация предназначена для пополнения копилки занятий для малышей, пока мама хлопочет по делам, свободным от кухни.

Итак, материалом для развития речи можно использовать всё вокруг! Когда вы вместе с ребенком, обратите его внимание на предметы вокруг, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

 

Назовем игру  «Кто больше назовет слов-признаков»!

Правила: мама, которая гладит белье, например, может называть слова-признаки утюга, а ребенок – слова признаки гладильной доски или шкафа.

Сколько много слов это внедрит в словарный запас ребенка: утюг- небольшой, горячий, металлический, электрический, гладкий, шипящий, нужный, цветной, дорогой, незаменимый и т.д. Шкаф- деревянный, большой, вместительный, высокий, широкий, нужный, необходимый, коричневый и т.д.

 

Теперь другая игра, которая не только словарь пополняет, но и формирует семантическое поле слов, то есть, расширяет представление и ассоциацию слова со свойствами названного им предмета или явления:

Игра «Что бывает таким?»

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?».

Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?».

Прибираясь в доме, спросите у ребенка, на что похожи предметы вокруг. Например, шкаф – на ящик, на дом, на небоскреб, на грузовик, на магазин и т.д. Сначала больше отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Затем, когда ребенок поймет, что возможно любое предположение, он сам начнет придумывать без умолку.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

 Пробуйте сочинять! Это отлично ритмизует речь, развивает фонематический слух, слуховое внимание и предотвращает многие проблемы в школе! Не нужно сразу стараться сочинять стихи! Можно начать с чистоговорок:

Например, подобрать рифму к слогу МА:

Ма-ма-ма - к нам пришла зима!

Ма-ма-ма – у корабля корма,

Ма-ма-ма – мама ехала сама.

Как видете, здесь главное, чтобы слово заканчивалось на задуманный слог. Или наоборот – берем слово, выбираем у него последний слог и сочиняем:

Луна:

На-на-на – на небе светится луна!

 

Игра «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Игра «Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как

телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Игра «Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

Игра «Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё, наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

 

Желаю удачи в постижении родного языка!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _poka_mama_hlopochet.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда по развитию речи детей

«Пока мама хлопочет!»

В процессе роста, ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии.

Речь развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

-в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, речь совершенствуется.

-речь превращается в орудие мышления.

То есть, мыслительный процесс является следствием речи и именно от речи зависит конкурентоспособность, успешность и результативность ребенка в будущем.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают оптимального уровня развития. Именно поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

 Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать в течение дня, когда ребенок дома.

Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей.

В консультации «Пока мама готовит», уже были предложены упражнения для мам, занятых готовкой. Данная консультация предназначена для пополнения копилки занятий для малышей, пока мама хлопочет по делам, свободным от кухни.

Итак, материалом для развития речи можно использовать всё вокруг! Когда вы вместе с ребенком, обратите его внимание на предметы вокруг, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Назовем игру  «Кто больше назовет слов-признаков»! 

Правила: мама, которая гладит белье, например, может называть слова-признаки утюга, а ребенок – слова признаки гладильной доски или шкафа.

Сколько много слов это внедрит в словарный запас ребенка: утюг- небольшой, горячий, металлический, электрический, гладкий, шипящий, нужный, цветной, дорогой, незаменимый и т.д. Шкаф- деревянный, большой, вместительный, высокий, широкий, нужный, необходимый, коричневый и т.д.

Теперь другая игра, которая не только словарь пополняет, но и формирует семантическое поле слов, то есть, расширяет представление и ассоциацию слова со свойствами названного им предмета или явления:

Игра «Что бывает таким?»

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?».

Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». 

Прибираясь в доме, спросите у ребенка, на что похожи предметы вокруг. Например, шкаф – на ящик, на дом, на небоскреб, на грузовик, на магазин и т.д. Сначала больше отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Затем, когда ребенок поймет, что возможно любое предположение, он сам начнет придумывать без умолку.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

 Пробуйте сочинять! Это отлично ритмизует речь, развивает фонематический слух, слуховое внимание и предотвращает многие проблемы в школе! Не нужно сразу стараться сочинять стихи! Можно начать с чистоговорок:

Например, подобрать рифму к слогу МА:

Ма-ма-ма - к нам пришла зима!

Ма-ма-ма – у корабля корма,

Ма-ма-ма – мама ехала сама.

Как видете, здесь главное, чтобы слово заканчивалось на задуманный слог. Или наоборот – берем слово, выбираем у него последний слог и сочиняем:

Луна:

На-на-на – на небе светится луна!

 

Игра «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Игра «Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как

телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Игра «Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

Игра «Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё, наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Желаю удачи в постижении родного языка!

Учитель-логопед Аксенова Марина Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Будь здоров малыш».

В методических рекомендациях для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Будь здоров малыш», я постаралась дать советы для родителей о морозной погоде,чтоб улыбка сияла, не такой упорнфй недуг ...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В методических рекомендациях в популярной форме родителям рассказывается о том как сделать так, чтобы их дети росли здоровыми, умными, инициативными, самостоятельными, творческими и нравственно развит...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. И...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

Рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речевых навыков

Рекомендации логопеда  родителям детей раннего возраста по развитию речевых навыков...

консультация для родителей "Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о том, кто такой логопед, даются советы родителям, когда и как заниматься с детьми с речевыми нарушениями...

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

Кто такой учитель-логопед? Учитель-логопед — это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей. Чем занимается учитель-логопед? Сначала логопед всесторонне оценивает состоян...