Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием коммуникативного экрана, средств альтернативной коммуникации для детей с ДЦП и СНР тяжелой степени. Лексическая тема: «Семья», сказка «Репка».
план-конспект занятия по логопедии

Горбачева Ольга Юрьевна

Конспект индивидуального занятия для ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_repka_s_kommunikativnym_ekranom.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5».

Конспект индивидуального

логопедического занятия с использованием коммуникативного экрана, средств невербального общения для детей с ДЦП и СНР тяжелой степени.

Лексическая тема: «Семья», сказка «Репка».

                                                                              Логопед высшей квалификации

                                                     Горбачева О.Ю

г.Пушкин

2022 г.

Цель: овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закрепить знания по темам: «Семья», «Животные», обучать соотнесению изображения с предметом, глобальному чтению, обогащение а словарного запаса ребенка за счет звукоподражаний, а также изучения имен существительных (кошка, собака, указательных слов, местоимений и служебных частей речи (вот, это, тут, там, где, да, нет);

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать потребность в коммуникации, развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
  2. Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка:

- пополнять словарный запас;

- развивать умение использовать усвоенный словарный запас в коммуникативных ситуациях;

- формировать умение использовать средства альтернативной коммуникации-использовать коммуникативный экран, картинки –символы, слова для глобального чтения;

- учить узнавать и различать напечатанные слова, буквы.

2.  Развивать познавательные психические процессы, границы собственного тела, пространственное восприятие общую и мелкую моторику;

Оборудование: коммуникативный экран, фотография ребенка, карточки-символы АДК предметные и сюжетные картинки, фигурки героев сказки из настольного кукольного театра, предметные картинки — дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка, репка; сюжетная картинка «Друг за дружку»; предметные картинки «большой - маленький»; слова для глобального чтения.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с тобой расскажем сказку «Репка». На занятии нужно внимательно слушать, отвечать на вопросы, выполнять задания, играть.

Демонстрируются карточки АДК «Слушать», «Что это?», «Заниматься», «Играть».

Логопед: Давай улыбнемся друг другу и начнем занятие. С каким настроением ты пришла на занятие?

- Вы готовы, глазки?

- Вы готовы ушки?

- Вы готовы, ручки?

- Вы готовы, ножки? .

(Легкие массажные поглаживания частей тела.)

Упражнение на распознавание эмоций.

- С каким настроением ты пришел на занятие?

Изображения настроений «Радость» - «Грусть» демонстрируются на экране.

Ребенок взглядом выбирает настроение.

Развитие речевого выдоха.

Логопед: Посмотри, у меня круглый, желтый шарик. Он улыбается. Подуй на него, он полетит и подарит твоим друзьям хорошее настроение.

                                                         Основная часть.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку про репку.

 Знакомство со сказкой. Логопед предлагает детям послушать русскую народную сказку "Репка". Рассказывая сказку, одновременно выставляет фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра. Далее предлагает ребенку повторять отдельные звукоподражания и слова в соответствии с речевыми возможностями.

  1. Дидактическое упражнение для развития звукоподражания:

Дед «ох- ох», бабка «ах-ах», собачка «гав-гав», кошка «мяу, мяу», мышка «пи-пи».

 Различение неречевых звуков.

Д \И «Кто говорит?». (Собака, кошка, др. домашние животные). Использование логопедического комплекса «Антошка». Ребенок отгадывает голоса  животных.

«Рассказывание» сказки с помощью коммуникативного экрана.

Предложить ребенку показывать героев сказки взглядом по словесной инструкции педагога.

          2. Глобальное чтение. Обучение использованию символов «Да – нет» в коммуникации.

Д/И «Да - нет». Логопед показывает ребенку по очереди картинки с изображением героев сказки и просит детей, глядя на соответствующую фигурку, правильно ответить на вопрос, указывая взглядом на карточки «да» или «нет» - символы

Например, показывает картинку с нарисованной мышкой и спрашивает: «Это мышка?» (Да). Показывает картинку с нарисованной собакой и спрашивает: «Это мышка?» (Нет); «Это кошка?» (Нет).

Аналогично обыгрываются другие герои сказки.

3.Пасссивная пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики и слухового внимания.

Логопед: Давай немножко отдохнем, приготовь ручки для гимнастики.

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папа

Этот пальчик мама.

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья

             4. Пассивно-активная гимнастика. Пополнение пассивного словаря, понятия «большой-маленький».

Д/И «Вырастим репку».

Логопед предлагает ребенку вырастить свою репку. Ребята репка вначале была маленькая, светило яркое солнышко, поливал дождь и выросла репка большая пребольшая.

Ребенок вместе с логопедом показывают руками маленькую репку и большую.

Логопед демонстрирует изображения большой и маленькой репки на коммуникативном экране.

              5.  Понимание назначения предметов.

Предложить ребятам рассмотреть предметы, которые прикреплены к коммуникативному экрану. Назвать их и раздать героям сказки. Ребенок показывает взглядом, оречевляет в зависимости от возможности «Да- нет».

Шапку – дедушке.

Кастрюлю – бабушке.

Куклу – внучке.

Косточку – жучке.

Молоко - кошке.

Сыр – мышке.

                                        Подведение итогов занятия.

 Жесты и карточки-символы «Спасибо», «Пока».

 Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие- путешествию в сказку «Репка». Тебе понравилось?  Герои говорят тебе «Спасибо!»  за подарки, а я дарю тебе наш веселый  желтый шарик, который похож на репку.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием мультимедийных средств с ребёнком 5-ти лет (диагноз: ОНР 3-й уровень)

Цели: Постановка звука (Ш).Автоматизация звука (Л) в словах со стечением согласных, во фразах и в тексте.Развитие фонематического слуха.Расширение словарного запаса по теме «Овощи и фрукты» .Образован...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием различных инновационных технологий на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»

Цели:·        коррекционные:ü закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);ü закрепление уме...

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием дистанционных технологий по сказке «Колобок» с ребенком с ОВЗ.

В предлагаемом видеоролике представлен фрагмент занятия с ребенком с ОВЗ, имеющего общее недоразвитие речи I–II уровня. Занятие проведено с помощью программы Skyp c использованием метода сказкот...