Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Мордовская Татьяна Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_razvitie_rechi_podgotovit._gr._onr_2-3_ur.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № »

Принята решением                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                          Заведующий МАДОУ №

от _________2023г.                                                                

     протокол №_______                                                               ___________________                                                              

                                                            «___»____________2023г.                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

Составитель: учитель-логопед Мордовская Т.В.

Красноярск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

п /п

Разделы программы

страницы

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи

3

1.2.

Принципы и подходы программы

3

1.3.

Характеристика коррекционного курса

4

1.4.

Описание места курса в содержании АОП

5

1.5.

Характеристика воспитанников группы

5

1.6.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

7

1.7.

Система оценки достижения планируемых результатов

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Развитие импрессивной речи.

8

2.2.

Развитие экспрессивной речи

9

2.3.

Формирование навыков речевого общения

10

2.4.

Развитие связной речи.

10

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

11

3.1.

Тематическое планирование

11

3.2.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

39

3.2.1.

Оборудование логопедического кабинета

39

3.2.2.

Плакаты

39

3.2.3.

Папки по лексическим темам

40

3.2.4.

Дидактические игры

40

3.3.

Методическая литература

41

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на педагогическом совете № 01 от 30.08.2023г.

  1. Цель курса – обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи курса:

  • Обогащение активного и пассивного словарного запаса;
  • Развитие умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  • Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине;
  • Совершенствование навыка пересказа;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,

художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного

восприятия;

  • Развитие речевого творчества;
  • Коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
  • Развитие познавательной сферы,
  • Развитие высших психических функций.
  1.  Принципы и подходы программы.

Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.

Принципы:

  • Позитивная социализация ребенка.
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
  • Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Сотрудничество Организации с семьей.
  • Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
  • Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  • Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Подходы:

Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.

Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях

Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.

Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.

Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.

Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

 

  1. Характеристика коррекционного курса

Данный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная к школе группа) обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровней речевого развития).

        Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

        Курс  реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

        Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для  воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

        Форма организации занятий – групповые (подгрупповые), индивидуальные.

        Частота групповых (подгрупповых) занятий составляет 1 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся с часто болеющими детьми. Продолжительность проведения – 25-30 минут (Сан Пин с.26, п.11.10). Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

1. Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,

впечатлениях.

2. Закрепление умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы,

выслушивать друг друга до конца.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

3. Формирование умения составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

4. Формирование умения связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в

том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

5. Закрепление навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

5. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

6. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

6. Развитие коммуникативной функции речи.

  1. Описание места курса в содержании АОП.

        Содержание курса «Развитие речи» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Грамматика», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание работы в других образовательных областях опирается на темы, изучаемые в курсе «Развитие речи». Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки словообразования и словоизменения, сформированные в рамках коррекционного курса «Грамматика». А на занятиях курса «Грамматика» закрепляются навыки употребления синтаксических конструкций, сформированные на занятиях по «Развитию речи».

  1. Характеристика воспитанников группы

Группу посещают     детей с тяжелыми нарушениями речи:

11– девочек,   13 – мальчиков.

ОНР II уровня –  10   человек

ОНР III уровня–  14  человек

Дизартрия –  24  человека

        Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

        Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи                

II уровень        

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и  множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных  предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная  форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов;  на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Диалогическая речь в основном развита.

Автоматизированная форма речи - затруднена.

Сопряжённая форма речи – затруднена.

Отражённая форма речи – затруднена.

        Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

        

III уровень

        Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

        Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая,  с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

        Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи – сформирована.

Сопряжённая форма речи – сформирована.

Отражённая форма речи – сформирована.

        Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

        

  1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

                К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР Ш уровень)

В плане развития импрессивной речи:

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • понимает наречия, выражающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, далеко - близко, справа - слева);
  • понимает глаголы, противоположные по значению (сними - надень, завяжи - развяжи);
  • различает глаголы прошедшего времени по родам (вымыл - вымыла, надел - надела).

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами к, в, перед, за, на, из, под, из-за, из-под    (по демонстрации действий);
  • понимает глаголы,    образованные с помощью приставок (подходит, заходит, выходит, …)
  • понимает синтаксические конструкции (покажи ручкой карандаш, покажи ручку карандашом).

В плане развития экспрессивной речи:

  • различает и называет существенные детали и части предметов (у рубашки - рукава, воротник, карманы, пуговицы), их цвет, форму, размер, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);
  • различает и называет некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табуретка - скамейка, шуба - пальто - куртка);
  • использует в речи местоимения, наречия, числительные, союзы (и, чтобы, как, потому что).

  • использует слова различных грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений).

В плане развития связной речи и навыков речевого общения:

  • умеет вслушиваться в обращенную речь, понимает её содержание;
  • адекватно реагирует интонацией и мимикой на ситуацию;
  • использует выразительные речевые средства (мимику, жесты) в игре и ролевом поведении;
  • умеет задавать вопросы и отвечать на них;
  • умеет повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3-х простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по предложенному алгоритму (плану) с помощью взрослого;
  • пересказывает хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой;
  • запоминает короткие двустишия и потешки.
  • владеет навыками диалогической речи, адекватно отвечает и самостоятельно задает вопросы;
  • пересказывает близко к оригиналу художественные произведения;
  • составляет различные виды рассказов (описание и повествование) с соблюдением цельности и связного высказывания;
  • заучивает стихи.

Обозначенные в Программе ДО возрастные ориентиры имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов.

        Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

        Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

        Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие экспрессивной речи.

3. Формирование навыков речевого общения.

4. Развитие связной речи.

  1. Развитие импрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • уточнение имеющегося словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • продолжать закрепление и дифференциацию ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);
  • обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);
  • продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетным картинкам;
  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;
  • обучать пониманию предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева).
  • расширение словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • совершенствование навыка дифференциации ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • совершенствование навыка дифференциации глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);

глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)

  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, за, в, между, перед, из, из-под, из-за;
  • обучать понимать существительные, образованные суффиксальным способом (деревце, платьице);
  • обучать понимать слова, образованные с помощью суффиксов, обозначающие профессию (хоккеист, сапожник, печник);
  • обучать понимать синтаксические конструкции.

  1. Развитие экспрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • расширять и активизировать словарный запас;
  • учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, под шкафом, высоко, далеко);
  • учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамейка, шуба-пальто-куртка);
  • введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.
  • активизировать словарный запас;
  • закрепить умение подбирать обобщающие слова;
  • закрепить умение подбирать слова-действия к существительным (портниха – шьет, летчик – управляет самолетом, продавец – продает);
  • закрепить умение подбирать слова-антонимы:

(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);

  • практическое использование в речи местоимений, наречий, числительных, союзов и, а, но.

  1. Формирование навыков речевого общения.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • формировать потребность в речевом общении;
  • развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
  • развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей.

  • расширять потребность в речевом общении;
  • совершенствовать умение поддерживать беседу, адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, выслушивать друг друга до конца;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи - мимика, жесты, пантомимика;
  • закреплять умение понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

  1.  Развитие связной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
  • формировать навык пересказа; обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой;
  • учить составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий;
  • развивать интерес к произведениям художественной литературы;
  • учить запоминать и выразительно читать короткие стихотворения.
  • закрепить навык составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности;
  • совершенствовать навык пересказа различных текстов с помощью картинного плана, по вопросам, по опорным словам;
  • закрепить умения составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии;
  • учить творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний;
  • поддерживать интерес детей к чтению художественных произведений, заучиванию стихов наизусть.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Тематическое планирование

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»

для детей с ОНР II-III уровня

Месяц

и неделя

Тематическое событие

Словарь

Связная речь

Сентябрь

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

«Осень добрая пришла, нам подарки принесла»

ОНР II ур.

Существительные:

Осень, дождь, туча, ветер, дерево, трава, листья,

Глаголы: 

идти, дуть, опадать, собирать.

Прилагательные:

красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, сильный, холодный.

Наречия:   холодно, голодно.

Антонимы: холодный – теплый.

1. Повторение за логопедом описательного рассказа.

2. Отгадывание и толкование загадок.

ОНР III ур.

Существительные:  осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля.

Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Глаголы:   идти, дуть, желтеть, опадать.

Наречия:  мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

2. Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

3. Составление рассказа-сравнения осени и лета.

ОКТЯБРЬ

1

«Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

ОНР II ур.

Существительные:            огурец, помидор, репа, морковь, картофель, овощи, урожай, грядки, огород;

Прилагательные:

большой, маленький, цвет (красный, желтое, коричневый, зеленая и т.д.), форма             (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый, мягкий, твердый, чистый;

Глаголы: копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить,           варить, солить, нарвем, срежем, кушать.

1. Формирование

простого описательного рассказа через простое распространенное

предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Огурец — маленький,

соленый, овальный,

зеленый.

2. Драматизация сказок -«Репка» р.н.с.;

3. Договаривание слов в стихотворении:«Овощи» С.Михалкова.

4. Учить загадывать загадки.

ОНР III ур.

Существительные: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка;

Глаголы:  растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать;

Прилагательные: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый

1. Знакомство с многозначными словами (лук).

2. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов.

3. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану.

ОНР II ур.

2

«Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»

Существительные: яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин, фрукт, дерево, ветка, сад.

Прилагательные: большой, маленький, крупный, зрелый, сладкий, круглый, овальный, полезный.

Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать.

  1. Составление

описательного рассказа через использование простого распространенного предложения по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Яблоко — большое,

красное, круглое, сладкое.

  1. Учить детей загадывать загадки.

ОНР III ур.

Существительные: апельсин,   ананас,банан,   груша,   вишня,   черешня, лимон,слива,   яблоко,   яблоня,  мандарин,  фрукт,   гранат, хурма, киви,   персик,   абрикос, косточка,   кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Глаголы: расти,   цвести,   зреть,   плодоносить,   наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Прилагательные: красивый,  сочный,  вкусный,  сахарный,  нежный,  кислый, сладкий,  мягкий,   твёрдый,  ароматный,  наливное,  румяное (яблоко),  лимонный,   грушевый,   сливовый,   виноградный, виш-невый   (сок),   абрикосовое,   яб-лочное,   персиковое (варенье).

1. Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки.

2. Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану.

3

«У медведя во бору, грибы, ягоды беру»

ОНР II ур.

Существительные: корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, варенье, сок, сад, садовник, гриб,  лисичка, подосиновик, мухомор, ножка. шляпка, корзина.

  Прилагательные: съедобный, несъедобный, полезный, лечебный, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый.

Глаголы: расти, срывать, собирать, варить, кушать, находить, нагибаться, зреть, созревать. 

1. Формирование

описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме.

2. Учить загадывать загадки.

3. Учить внимательно слушать  литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы  по прочитанному

- «Война грибов с ягодами» (в обр. В. Даля).

ОНР III ур.

Существительные: ягоды, малина, клубника, смородина, крыжовник, облепиха, голубика, земляника, брусника, клюква, черника, калина, кустарник, компот, варенье, повидло, лукошко, семечка, сок, болото, джем, начинка, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка.

Прилагательные: ягодный, садовая, красная, зелёная, желтая, синяя, черная, крупная, мелкая, гладкая, сладкая, кислая, зрелая, сочная, ароматная, полезная, съедобная, клубничная, земляничная, брусничная, кисло-сладкая, ярко-красная, черничное и т.д.

Глаголы: вырастить, сорвать, сажать, созревать, цвести, собирать, мыть, варить, ухаживать, поливать, лечить, лакомиться, любоваться, заготавливать и т.д.

Составление рассказов-описаний о ягодах  и грибах по предложенному плану.

4

«Древес-ный ствол имею я,

есть корни, ветви у меня»

ОНР II ур.

Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна.

Прилагательные: тонкий, могучий, хвойный.

1. Упражнение в согласовании слов в предложении.

2. Составление рассказа-сравнения

ОНР III ур.

Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.

Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.

Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять.

1. Упражнение в конструировании предложений по опорным словам.

2. Составление рассказа-описания.

НОЯБРЬ

1

«О чем рассказывает одежда»

ОНР II ур.

Существительные:  майка, плавки, платье, колготы, рубашка, брюки, куртка, пальто, шуба, рукавицы, шарф, пижама, одежда.

Прилагательные: цвет, форма, величина, зимний, теплый, меховой, вязанный, шерстяной, чистый.

 Глаголы: беречь, стирать, гладить, носить, надевать, одевать, снимать.

  1. Составление простых предложений по демонстрации действия и вопросам.
  2. Составление рассказов из 2-3-х  предложений (по вопросительному плану).

ОНР III ур.

Существительные: пальто, шуба, комбинезон, плащ, куртка, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, блузка, юбка, платье, рубашка, халат, свитер, джемпер, кофта, жилет, варежки, перчатки, носки, колготки, майка, трусы, купальник, плавки, шапка, кепка, берет, платок, шляпа, шарф, воротник, рукав, оборка, молния, карман, капюшон, пояс, кружева, пуговицы, фартук, заплатка, пошив, покупка.
Прилагательные: красивый, длинный, короткий, узкий, широкий, новый, старый, грязный, чистый, теплый, холодный, легкий, мятый, глаженый, шерстяной, ситцевый, вязаная, меховая, выходной, домашний, праздничный, нарядное, удобная, кожаная, клетчатый, полосатый, летняя, зимняя, весенняя, осенняя, демисезонная.
Глаголы: надевать, одевать, снимать, убирать, вешать, складывать, утюжить, гладить, стирать, полоскать, сушить, весить, чинить, штопать, беречь, ухаживать, вязать, шить, покупать, застегивать, зашивать, мерить, расстегивать, мять, марать.

Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

ОНР II ур.

2

«Я их чищу, берегу.По дорожке в них бегу».

Существительные:  обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки.

 Прилагательные: цвет, резиновый, кожаный, легкий.

 Глаголы: носить, обувать.

Наречия: красиво, тепло, аккуратно, чисто, бережно.

Составление рассказа-описания по схеме.

ОНР III ур.

Существительные: кожа, мех; сапоги, туфли, ботинки, тапки, сандалии, босоножки, валенки; подошва, каблук, шнурки, носок, пятка, язычок; сапожник.

Глаголы: шить, пришивать, носить, снимать, надевать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, зашнуровывать, покупать, носить.

Прилагательные: кожаные, резиновые, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, сезонная…

1.Знакомство с многозначным словом (язычок).

2. Составление рассказа- сравнения о 2-х видах обуви по предложенному наглядному плану.

3

«Домашние помощники (посуда)»

ОНР II ур.

Существительные:  чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, нож, хлебница.

 Прилагательные: стеклянный, металлический, деревянный.

 Глаголы: пить, есть, готовить, мыть.

1. Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

2.Чтение и обсуждение текста с последующим пересказом «Сказка о чайнике».

ОНР III ур.

Существительные: сервиз, та-релка,   чашка,   блюдце,   вилка,   ложка,  нож, чайник,  половник,  кастрюля,   сковорода, дуршлаг,   скалка, кофейник, миска.

Глаголы: накрывать,   готовить,   мыть,   разбить жарить,   варить, тушить, кипятить, печь.

Прилагательные: кухонный,   столовый,   кофейный,  чайный,  фарфоровый, стеклянный,   металлический,   пластмассовый,   железный,

глиняный,   хрустальный,   алюминиевый,  мелкая,   глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

1. Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

2. Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

3. Творческий пересказ рассказа «О чайнике»

4

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

ОНР II ур.

Существительные: мебель, кресло, диван, кровать, стол, стул, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник.

Прилагательные: мягкий, кожаный, стеклянный, деревянный.

Глаголы: сидеть, лежать, спать.

Составление рассказа о предмете по образцу

ОНР III ур.

Существительные: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, кухня, гарнитур, фабрика, краснодеревщик, столяр, полка, столешница, спинка, подлокотник, дверца, ручки, ножки, сидение, обивка, дерево, пластмасса, металл, дуб, берёза.

Глаголы: покупать, ремонтировать, красить, мыть, обустраивать, забивать, собирать, расставлять, помогать, сушить, готовить, убирать.

Прилагательные: высокий, низкий, широкий, узкий, просторный, деревянный, пластмассовый, металлический, кухонная, спальная, письменный, обеденный, журнальный, сервировочный, детский, мебельный, мягкая, берёзовый, дубовый, удобный, полезный, домашний,

Наречия: высоко, низко, удобно, уютно, мягко, слева, справа, близко, далеко, быстро, чисто.

1. Составление сложноподчиненных предложений (стул нужен для того, чтобы на нем сидеть).

2. Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»).

ДЕКАБРЬ

1

«Красавица зима»

ОНР II ур.

Существительные:  зима, мороз, снег, лед, сугроб, снежинка, сосулька,  гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки,  санки, каток, снежки,  узоры, следы.

Глаголы:  падать,  ложиться, лепить, скользить, заметать, ехать,  морозить, кружиться,  блестеть.

Прилагательные:  холодный,  легкий, белый, глубокий, мягкий, зимний.

Наречия:  холодно,  темно.

Антонимы: холодный - теплый.

Подбор родственных слов: зима, снег, лед.

Составление описательного рассказа о зиме через использование простого распространенного предложения по схеме.

ОНР III ур.

Существительные:

зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки,  узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.

Глаголы:  падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться,  хрустеть.

Прилагательные: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.

Наречия: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно.

Антонимы:холодный - теплый, хрупкий - крепкий.

Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок.

Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод.

Составление описательного рассказа «Зима» по сюжетной картине и предметно-графической схеме

ОНР II ур.

2

«Зимние виды спорта»

Существительные: стадион, спортсмен, зал, зарядка, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник, пловец, шахматист, хоккеист.

Прилагательные: утренняя, сильный, здоровый, крепкий, умелый, ловкий, гибкий,  быстрый.

Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать.

1. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

2. Составление предложений по сюжетным картинкам.

ОНР III ур.

Существительные: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка);

Прилагательные: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый;

Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.
Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
Глаголы пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

1. Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

2. Пересказ с опорой на предметные картинки.

3

«Пернатые друзья!» (зимующие птицы)

ОНР II ур.

Существительные: воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела, корм.

Глаголы:  клевать, летать, голодать, каркать, чирикать,   тенькать, зимовать.

Прилагательные: большие, маленькие, голодные, и т.д.

Наречия:  холодно, голодно.

Антонимы: холодный – теплый.

Обучение составлению рассказа-описания о зимующей птице (снегирь, воробей, сорока) – с организующей помощью  логопеда,  с опорой на картинно-графический план.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка»

ОНР III ур.

Существительные: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка, корм, грудка, спинка, головка, хвост, крыло, перо, клюв, ноги, когти, шея, лапы, пух, зима, холод, голод, снег, ветер, птица, клест, семена, крошки, сало, угощения.

Прилагательные: зимующая, мелкая, крупная, большой-маленький, короткий-длинный, тонкие-толстые, шустрый, драчливый, быстрый, ловкий, красивый, ленивый, грустный, желтый, красный, пестрый, хлебные (крошки), дынные, арбузные, ясеневые и другие (семена).

Глаголы: слетел, улетел, зимует, клюет, защищается, чистит, садится, собирает, прыгают, летают, поют, щебечут, чирикают, каркают, воркует, шипит, заботится, кормит.

Чтение и пересказ сказки «Как сорока клеста судила»

4

«Мастерская Деда Мороза»

ОНР II ур.

Существительные:  елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски.

Глаголы:  наряжать, вешать, украшать,  снимать, дарить, получать, встречать,  петь, танцевать.

Прилагательные: елочный, колючий, стеклянный, бумажный.

Наречия:  весело, высоко, низко.

Антонимы: высокий – низкий…

1. Составление предложений по  вопросам логопеда о  Новогоднем празднике с опорой на картинку.

2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

ОНР III ур.

Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц.

Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные.

Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять.

1. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

5

«Новогодний праздник»

ОНР II ур.

Существительные:  елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски.

Глаголы:  наряжать, вешать, украшать,  снимать, дарить, получать, встречать,  петь, танцевать.

Прилагательные: елочный, колючий, стеклянный, бумажный.

Наречия:  весело, высоко, низко.

Антонимы: высокий – низкий…

Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»

ОНР III ур.

Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц.

Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные.

Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять.

Составление сложноподчиненных предложений с союзами «потому что». Составление  рассказа «Как мы елку наряжали»

Январь

1

КАНИКУЛЫ

2

«Как прекрасен город наш»

ОНР II ур.

Существительные: город, Красноярск, улица, площадь, река, мост, утро, день, вечер, ночь.

Прилагательные: красивый, прекрасный.

Глаголы: строить, стоять, жить, любить.

Наречия:  больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре.

Предлоги:  в, на, у, под, с (со), за, над

Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.

ОНР III ур.

Существительные: город, адрес, улица, переулок, площадь, река, парк, театр, колонна, балкон, магазин, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, вокзал, фонтан, сад, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, церковь, музей, аллея.

Прилагательные: городской, сельский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зелёный, каменный, культурный, жилой, прекрасный, цветущий, нарядный.

Глаголы: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать, стоять, вырасти, расцвести.

Составление рассказа по серии картинок.

3

«Если дома ты один» (ОБЖ)

ОНР II ур.

1.Существительные: дорога, перекресток, пешеходный переход, светофор, опасность, шприц, лекарства, розетка, кипяток

2.Глаголы: соблюдать, нарушать, порезаться, уколоться, обжечься, ошпариться, заблудиться, отравиться

3.Прилагательные: красный, желтый, зеленый, полосатый, опасный, ядовитый, острый,  

4.Наречия:  осторожно, внимательно, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, опасно.

Предлоги:  в, на, у, под, с (со), за, над

1.Составление сложных предложений про «Опасные предметы»

2. Разучивание коротких стихов

ОНР III ур.

1.Существительные: дорога, перекресток, пешеходный переход, светофор, опасность, шприц, лекарства, розетка, кипяток, электричество

2.Глаголы: соблюдать, нарушать, порезаться, уколоться, обжечься, ошпариться, заблудиться, отравиться

3.Прилагательные: красный, желтый, зеленый, полосатый, опасный, ядовитый, острый,  

4.Наречия:  осторожно, внимательно, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, опасно.

5.Предлоги:  в, на, у, под, с (со), за, над

1.Составление сложных предложений про «Опасные предметы»

2.Составление рассказа «Если дома ты один»

ОНР II ур.

4

«Мы едем, едем, едем»

1.Существительные: транспорт, машина, автобус, трамвай, троллейбус, грузовик, поезд, велосипед, самолет, вертолет, корабль, лодка, кабина, кузов, колеса, руль, багажник, фара, педаль, крылья, хвост, палуба, весло

2.Глаголы:  водить, управлять, ехать, плыть, лететь, заводить, крутить, останавливаться, чинить, ломаться, сигналить, поворачивать, приземляться получать

3.Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же,, вверху, внизу, впереди, сзади,

4.Прилагательные: резиновый, железнодорожный, удобный, пожарный, наземный, подземный, водный, подводный, пассажирский, железнодорожный, грузовой

Составление рассказа про транспортное средств по картинному плану

ОНР III ур.

1.Существительные: транспорт, машина, автобус, трамвай, троллейбус, грузовик, поезд, велосипед, самолет, вертолет, корабль, лодка, кабина, кузов, колеса, руль, багажник, фара, педаль, крылья, хвост, палуба, весло

2.Глаголы:  водить, управлять, ехать, плыть, лететь, заводить, крутить, останавливаться, чинить, ломаться, сигналить, поворачивать, приземляться получать

3.Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же,, вверху, внизу, впереди, сзади,

4.Прилагательные: резиновый, железнодорожный, удобный, пожарный, наземный, подземный, водный, подводный, пассажирский, железнодорожный, грузовой

1.Составление рассказа по серии картинок.

2.Составление рассказа про транспортное средств по картинному плану

ФЕВРАЛЬ

1

«Тили-бом, тили-бом, приглашаем в кошкин дом»

ОНР II ур.

Существительные:

корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, хлев, сено,

Прилагательные:

теплый, толстый, густой, вкусный;

Глаголы: 

зимовать, питаться, кормить, поить.

Антонимы: много – мало, большой – маленький, чистый – грязный.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Надежный помощник»      ( Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений» с.20)

ОНР III ур.

Существительные: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные
Прилагательные: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.
Глаголы: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тявкает, играет, дружить.

1.Составление загадок посредством описания по заданному плану.

2.Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Щенок». Беседа по содержанию стихотворения с последующим пересказом.

2

«Тайны подводного мира»

ОНР II ур.

Существительные:

аквариум, река,  рыба,  икра, золотая рыбка,  гуппи, щука, сом, окунь, лещ.

Прилагательные:

 хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый.

Глаголы:

плавать, охотиться,

 размножаться, питаться, кормить.

1 Составление рассказов — описаний по картинному плану

2.Рассказ по серии сюжетных картинок «Запоздалая фотография»   ( Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений» с.15)

ОНР III ур.

Существительные: щука, сельдь, ерш, камбала, окунь, пескарь,  сом, меченосец, скалярия,  золотая рыбка, гуппи, дельфин, рыба-меч, акула, кит, рыбак, рыбалка.

Глаголы: ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются, рыбачить, ловить.

Прилагательные:
пресноводные, аквариумные, речные, морские, шустрые, ленивые, серебристые, ловкие, быстрые, яркие, разноцветные, игривые, рыбий, рыбный.

.

1. Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»).

2. Творческий пересказ рассказа «Удачная рыбалка» (Ткаченко Т. Картины с проблемным сюжетом)

3

«В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем»

ОНР II ур.

Существительные: зоопарк, обезьяна, слон, лев белый медведь, северный олень, тюлень; детеныши, хищники, травоядные, грива, бивни, ласты, хобот.

Прилагательные: белый, северный, хищные, травоядные.

Глаголы: рычать, есть, спать, ухаживать, кормить.

1. Обучение отгадыванию загадок о животных.

2. Составление рассказа-описания по плану.

ОНР III ур.

Существительные: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожик, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, Африка, Индия, Австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла.
Прилагательные: ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый.
Глаголы: бегает, прыгает, ходит, охотится, подстерегает, набрасывается, рычит, кормит, крадется, скрывает, прыгает, лазает, играет, подражает, ловит, ищет, чистит, пасется, щиплет, прячет, плавает, ныряет, нежится, срывает, набирает, поливает, наклоняет, вытягивает, защищается, сбивает, прячет в сумке.

Оставление рассказа по аналогии.

4

«Каждый мальчик может стать солдатом»

ОНР II ур.

Существительные:

шофер, летчик, капитан, солдат, боец.

Прилагательные:

нужный, полезный, трудный, смелый, храбрый.

Глаголы: водить, управлять, лечить, защищать, охранять.
Наречие:  старательно, умело, бережно.

1. Составление  распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
2. Разучивание стихотворения.

ОНР III ур.

Существительные: солдат, Родина, Россия ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие.

Прилагательные:  храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный.

Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться.

1. Составление  распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.

 2. Разучивание стихотворения.

Март

ОНР II ур.

1

«Ты, весна, приходи, всю природу разбуди»

Существительные:

весна,  солнце, облако, сосулька, капель, ручей, лужа,  почка, травинка.

Прилагательные: 
голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий.

Глаголы:

наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь.

1. Составление рассказа по картинному плану (Бардышева. Картинный материал)

2. Разучивание стихотворений о весне, о маме.

ОНР III ур.

Существительные:

весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка.

Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная, красивая, добрая, нежная, праздничный.
Глаголы: 
любить, беречь, заботиться, поздравлять, дарить, ухаживать.

Пересказ рассказа «Пришла весна» Толстой.

2

««Мамин день»

ОНР II ур.

Существительные:

весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка.

Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная, праздничный, радостный, счастливый, женский
Глаголы: 
любить, беречь, заботиться, дарить.

Составление рассказа о маме по заданному плану.

ОНР III ур.

Существительные:

весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка, сюрприз.
Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная, красивая, добрая, нежная, счастливая, нарядная, трудолюбивая, праздничный, женский.
Глаголы: 
любить, беречь, заботиться, поздравлять, дарить, ухаживать.

1.Составление рассказа о маме по заданному плану.

2. Составление рассказа «Сюрприз для мамы»

3

«Пернатые друзья»

ОНР II ур.

Существительные:

кормушка, корм, весна,  грач, скворец, ласточка, кукушка,  гнездо, корм.

Прилагательные:
звонкий, быстрый.

Глаголы:
прилетать, клевать, выводить, кормить, чистить, поить, ухаживать, вить, летать.

1. Составление  распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
2. Составление рассказов - описаний, загадок - описаний.

ОНР III ур.

Существительные: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
Глаголы: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
Прилагательные:

большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый.

1. Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).

2. Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ.

4

«На птичьем дворе, шум и гам на заре»

ОНР II ур.

Существительные: птица, петух, курица,

цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, кормушка.

Глаголы: кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать.

 Прилагательные: домашний, пушистый, разноцветный,

голосистый, пестрый.

1. Пересказ рассказа В.Сутеева «Утенок и цыпленок».

2. Коллективный рассказ-описание о петушке (4 предложения).

ОНР III ур.

Существительные: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, гребень, насест, несушка, наседка.
Прилагательные: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.
Глаголы: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

1. Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки.

2. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

5

«Кто в глуши лесной таится?

Что за зверь?»

ОНР II ур.

Существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, берлога, дупло, нора, запасы, шуба, мех.
Прилагательные:  теплый, толстый, густой, вкусный.
Глаголы:  зимовать, питаться, запасать.

Составление рассказа-описания по плану

ОНР III ур.

Существительные: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.
Прилагательные:бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.
Глаголы: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

1.Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»).

2.Составление рассказа о животных по предложенному плану

Апрель

ОНР II ур.

1

«Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?».

Существительные: транспорт, улица,

движенье, автобус,

трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, летчик, капитан, машинист, шофер.

Глаголы: ехать, плыть, лететь, везти.

Прилагательные: большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый,

белый, серый.  

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

2. Обучение комментированию своих действий - игра «В автобусе».).

ОНР III ур.

Существительные:  автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт, летчик, капитан, машинист, шофер.

Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный.

Глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит.

1. Упражнение в дополнении предложения приставочными глаголами

2.Пперессказ рассказа с приставочными глаголами.

2

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»

ОНР II ур.

Существительные: космос, космонавт, ракета, планета, звезды, солнце, луна, взлет, посадка, старт.

Глаголы: лететь, прилететь.

Прилагательные: смелый, сильный, умный (космонавт). Маленькая, желтая, красивая (звезда).

Наречия, предлоги:  далеко, близко, высоко, низко.  Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над.

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

 2. Составление предложений по сюжетным картинкам.

ОНР III ур.

Существительные: космос,   комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль  (космический),  космодром, стан-ция,   спутник,   полёт,  планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т.д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Составление рассказа по предложенному  плану.

3

«Все профессии хороши – выбирай на вкус»

ОНР II ур.

1. Существительные: Строитель, шофер, пожарный, врач, повар, учитель, воспитатель, логопед, полицейский, продавец, молоток, пила, топор, гвозди, нож, бинт, шприц, лекарство, градусник, работа

2. Прилагательные: умный, добрый, внимательный, трудный, быстрый, строгий, полезный

3. Глаголы: строить, пилить, рубить, спасать, учить, воспитывать, лечить, варить, продавать, работать.

1. Повторение коротких рассказов о людях разных профессий

ОНР III ур.

1. Существительные: Строитель, шофер, пожарный, врач, повар, учитель, воспитатель, логопед, полицейский, продавец, швея, молоток, пила, топор, гвозди, нож, бинт, шприц, лекарство, градусник, работа

2. Прилагательные: умный, добрый, внимательный, трудный, быстрый, строгий, полезный, модный

3. Глаголы: строить, пилить, рубить, спасать, учить, воспитывать, лечить, варить, жарить,  продавать, шить, вышивать, пришивать, вязать, работать

1. Составление рассказов о людях разных профессий с опорой на схему.

2. Составление предложений из 4-5 и более слов по картинке, по демонстрации действия.

4

«Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики»»

ОНР II ур.

Существительные:  школа, ученик, учитель, парта, портфель, тетрадь, ручка, карандаш, пенал, альбом, краски, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка.

Прилагательные: интересная, нужная, важная, школьная, спортивный, аккуратный, нарядный, чистая, заботливая, важная, любимая, внимательная.

Глаголы:  слушать, писать, читать, считать, рисовать.

Наречия: внимательно,  хорошо,  отлично,  плохо, грязно, красиво.

1. Обучение отгадыванию загадок по теме.

2. Развитие диалогической речи - игра «В школе».

3. Заучивание стихотворений о школьных принадлежностях.

ОНР III ур.

Существительные:  школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма.

Прилагательные: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная.

Глаголы:  слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать.

Наречия: внимательно,  старательно,  

прилежно,  хорошо,  отлично,  плохо, грязно, умело, красиво.

1. Закреплять умение составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

2. Составление рассказа по серии картинок.

Май

ОНР II ур.

1

«Распускаются цветы, и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду»

Существительные: цветок, подснежник, роза, ромашка, василёк, колокольчик, ландыш, стебель, листок.

Глаголы:  проявляться, расти, цвести,

Прилагательные: нежный, тонкий, хрупкий.

Наречия и предлоги: тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за..

1. Обучение отгадыванию загадок.

2. Составление рассказа о розе (с опорой на картинку).

ОНР III ур.

Существительные:
Садовые цветы: тюльпан, нарцисс, пион, ромашка, роза, ирис, георгин, гладиолус, астра, анютины глазки, маргаритки, календула, гвоздика, хризантема.
Полевые цветы: ромашка, одуванчик, василек, кипрей (иван-чай), чертополох
Лесные цветы: фиалка, ландыш, колокольчик,
Водные растения: кувшинка (лилия), рогоз (камыш)
Прочие слова: цветовод, цветник, клумба, газон, лужайка, корень, стебель, лист, цветок, семена, трава, цвет, аромат, запах, благоухание, цветение, завязь, полив, рыхление, Красная книга – это список редких и исчезающих видов цветов на Земле.

Прилагательные:
 цветочный, ароматный, душистый, большие, маленькие, узкие, широкие, острые, толстый, тонкий, прямой, изгибающийся, ветвистый.

Глаголы: расти, распускаться, цвести, ухаживать, выращивать, поливать, опрыскивать, собирать, срывать, плести, охранять..

Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану

2

«Майский праздник – День Победы отмечает вся страна»

ОНР II ур.

Существительные: праздник, победа, солдат, салют, ветеран, подарок, рисунок, цветы, поделка.

Глаголы:

поздравлять, петь, танцевать, вспоминать.

Прилагательные:

 радостный, смелый, сильный.

Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда.

ОНР III ур.

Существительные: война,  ветеран, герой,  фашист, враг, победа, парад, салют, подводник, десантник, артиллерист, пехотинец, танкист, моряк, пограничник, офицер, солдат, генерал,  медаль, орден.

Прилагательные:
 отважные, храбрые, смелые, сильные, немецкие,  жестокие.

Глаголы: защищали, охраняли,  стреляли,  убивали, погибали, победили, маршируют.

Составление рассказа по картине.

3

«Насекомые»

ОНР II ур.

Существительные: насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, крыло, глаз,

Глаголы: летать, жужжать.

Прилагательные: большой, маленький.

Наречия: больше, меньше, одинаково.

Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над.

1. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых.

2. Разучивание потешки «Пчелы гудят…».

3. Составление рассказов-описаний о насекомых по образцу, данному логопедом (с опорой на картинку).

ОНР III ур.

Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.
Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку).

4

«Скоро лето»

ОНР II ур.

Существительные: лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, утро, день, вечер, ночь, ромашка, колокольчик, клевер, лютик.

Прилагательные: красный, желтый,

синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный.

Глаголы: расти,

украшать, собирать.

Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над.

  1. Отгадывание и толкование загадок по теме.

2. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке.

ОНР III ур.

Существительные: лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса, бадминтон,   теннис,   велосипед,   ко-локольчик, ромашка, василёк,  одуванчик,  незабуд-ка,  панама,  шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы: плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,   цвести,   собирать,   поливать,

ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные: яркий,   солнечный,   жаркий,  ласковое, безоблачное, тёплое, летний, ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия: жарко, сухо, пасмурно, ясно, 

тепло.

Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине.

5 неделя мая

повторение

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  1. Оборудование логопедического кабинета

Стол логопедический – 1 шт.

Стол детский – 1 шт.

Стулья детские – 4 шт.

Стул – 1 шт.

Стол – 1 шт.

Шкаф-стеллаж – 3 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Светильники потолочные  – 2 шт.

Ноутбук – 1 шт.

  1. Плакаты:
  • Овощи
  • Фрукты
  • Перелётные птицы
  • Зимующие птицы
  • Схемы для описания птиц
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

  1. Папки по лексическим темам:

-Дикие животные            

-Домашние животные    

-Цветы

-Насекомые

-Деревья и кустарники    

-Овощи

- Фрукты

-Ягоды

-Грибы

-Профессии                      

-Транспорт                      

-Одежда

-Обувь

-Птицы: домашние, перелётные

-Посуда

-Продукты питания                

-Мебель

-Игрушки

-Семья

-Весна

-Лето

-Осень

-Зима

  1. Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

«Кто спрятался?»

«Кто что ест?»

«Кто где живет?»

«Чей домик?»

«Кто какой?»

«Большой, средний, маленький»

«Времена года»

«Часть и целое»

«Профессии»

«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)

«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)

«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)

Кубики

Магнитный театр «Репка»

Пальчиковый театр «Теремок»

Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»

Фигурки животных

Силуэты животных

Разрезные картинки

Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»

  1. Учебно-методическая литература

1. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.  Санкт-Петербург, 2005.

2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.

3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)

4. Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню».

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:

  • Овощи
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Перелётные и зимующие птицы
  • Фрукты
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

6. Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь».

7. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».

8. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3».

9. Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.

10. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

12.Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

13. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.

14. Нищева  Н. В.  « Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

15. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика».

16. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».

17. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи».

18. Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.

19. Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

20. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.

21. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи».

22. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.

23. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).

24. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006.

25. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.

27. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

28. Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной  речи у детей».

29. Цейтлин С.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.

30. Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006.

31. Серия «Живое чтение» по сказкам:

«Репка»

«Красная шапочка»

«Курочка Ряба»

«Волк и семеро козлят»

«Три поросенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данный материал является рабочей программой разработанной на основе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи (общее недораз...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ДЕТИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Рабочая программа (далее «Программа») предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), посещающих группу комбинированной направленности муниципального автономного дошкольного образоват...