Картотека дидактических игр и упражнений для развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Дмитриева Елена  Александровна

Представлены игры и  упражнения  для развития  пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и  упражнений

для развития  пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

  1. «Следопыт»

Цель: развивать пространственные представления, координацию движений.

Оборудование: кубики.

Ход игры. В игре участвуют двое детей: один «следопыт», другой — «помощник». «Следопыт» завязывает глаза. На противоположной стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, бери кубик». После того как «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара

  1. «Передай мяч назад». 

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве

Оборудование: мяч

Дети стоят в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху, снизу, справа или слева. Усложнение игры заключается в том, что мяч передается, например, «справа-слева», «сверху-снизу», «сверху-снизу-справа-слева» и т.д. Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч..

  1. «Как пройти к зайке?»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве по схеме.

Оборудование:

1.        Четыре больших листа картона (50x50 см) с изображением леса. На листах нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, деревья, грибы, цветы. Если нет объемных фигур, можно сделать  плоскостные изображения. На оборотной стороне одного из изображений нарисован зайка (если используются объемные фигуры, изображение зайки прячется под одну из них). У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентирован и разветвление дорожек на каждом листе разные.

2.        Восемь разных схем пути, по две задачи к каждому заданию. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки), проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируются по количеству поворотов (от 3 до 6 поворотов).

Ход игры. Перед началом игры на столиках раскладывают листы с изображением леса. Дети подходят к первому изображению и рассматривают его. Взрослый говорит, что в этом лесу спрятался зайка (елочку с изображением зайки следует устанавливать каждый раз в том месте, где заканчивается путь на схеме). Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Педагог показывает ребятам первую схему пути.

Дети вместе со взрослым рассматривают схему, на которой не больше трех поворотов. В последующих задачах количество поворотов постепенно увеличивается до шести. Первый раз взрослый помогает детям искать зайку. Следующую схему он отдает кому-нибудь из детей, и ребенок ищет зайку самостоятельно. Если он выполнил задание правильно, предлагается новая схема, если ошибается, по той же схеме зайку ищет другой ребенок.

  1. «Найди флажок»

Цель: учить детей ориентироваться в окружающем пространстве.

Оборудование: флажок.

Ход игры. Педагог заранее прячет флажок в  группе, а затем просит отыскать его, ориентируясь по словесным указаниям: «Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо, ищи!»

В этой игре задание лишь частично связано с наглядными ориентирами, направление нужно запоминать.

  1. «Куда пойдешь?»

Цель: учить детей ориентироваться в окружающем пространстве.

Оборудование: игрушки.

Ход игры. Педагог заранее прячет игрушки в различных местах групповой комнаты, например: мишку — справа от предполагаемого местоположения ребенка в игре, матрешку слева за шкафом, флажок — сзади за картиной, машину — впереди под столом и т.д. Обращаясь к кому-либо из детей, педагог говорит: «Направо пойдешь — мишку найдешь, налево пойдешь — матрешку найдешь. Назад пойдешь — флажок найдешь. Вперед пойдешь — машинку найдешь». Ребенок должен громко ответить, куда он пошел, что и где нашел, в каком направлении идти обратно.

  1. «Назад, вперед, наверх и вниз»

Цель: учить детей ориентироваться в окружающем пространстве.

Оборудование: флажки.

Ход игры. Дети строятся в колонну и, слушая слова педагога, выполняют соответствующие движения.

Назад — вперед!

Наверх — и вниз!

Назад — вперед!

Наверх — и вниз! Направо — и прямо!

Дети отводят руки с флажками назад, потом протягивают вперед, поднимают вверх, а затем опускают вниз. Дети поворачивают туловище направо, руки с флажками разводят в стороны, возвращаются в исходное положение, руки с флажками опускают вниз.

Налево — и прямо!

Присесть! Подняться! Повернуться! Стать прямо!

Упражнение повторяется, но с поворотом в левую сторону.

Дети приседают, касаясь палочками флажков пола, затем встают, поднимая флажки вверх. Взмахнув флажками, они поворачиваются налево, а затем становятся прямо, опустив флажки вниз.

  1. «Веселые человечки»

Цель: учить детей анализировать элементарную схему.

Оборудование:

  1. Карты, разделенные на 9 частей. Количество карт соответствует количеству играющих детей. В каждой части карты — схематическое изображение человека. Фигурки отличаются друг от друга различным расположением рук и ног (руки вверх, ноги в стороны и т. п.).
  2. Карточки, такие же по размерам, как части больших карт. На каждой карточке нарисован человек (мальчик или  девочка). Поза человека на карточке соответствует одной из поз схематичного человечка на большой карте. Количество одинаковых поз на карточках и больших картах должно совпадать.

Ход игры. Играют так же, как в лото. Педагог говорит: «Сейчас я буду показывать отдельные картинки с человечками. Все должны внимательно смотреть на большие карты, и тот, кто увидит у себя человечка, который пляшет точно так же, как на картинке, может взять картинку и закрыть его».

В ходе игры педагог обращает внимание ребят на расположение рук и ног у фигурок, облегчая тем самым поиск соответствующих картинок. Выигрывает тот, кто первым закроет все схемы на своей карте. При проведении повторной игры детям меняются картами.

  1. «Затейники»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела.

Оборудование: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг. Одного из играющих педагог назначает затейником. Затейник выходит в центр круга. Дети идут по указанию педагога вправо (влево) под следующий текст:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте.

Дружно вместе

Сделаем... вот так.

Дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, и все стоящие в кругу повторяют. Затем педагог просит одного из детей прокомментировать данное движение и выбирает другого затейника. Игра продолжается.

  1. «Сделай так»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: коврик, игрушки.

Ход игры. Дети рассматривают и запоминают расположение игрушек на коврике. Затем один ребенок выходит. Остальные в это время меняют местами одну или две игрушки. Водящий должен отгадать, что изменилось. Например, посередине коврика стояла кукла, в левом дальнем углу — елочка, в левом ближнем углу — грибок, в правом дальнем — зайчик, в правом ближнем — корзинка. Куклу переставили в левый ближний угол, а грибок поместили посередине коврика.

  1. «На лугу пасутся...»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: магнитная доска, магнитные карточки с изображением животных: корова, коза, овца, лошадь.

Ход игры. Педагог показывает детям магнитную доску и объясняет, что это — луг. Затем он раздает карточки с изображениями животных каждому ребенку и предлагает разместить их согласно инструкции. Например, корову расположить вверху луга, козу — в центре, лошадь — слева и т. п. После установки животных на лугу дети дают словесный отчет о выполненных действиях.

  1.  «Пирамидки»

Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.

Оборудование: 1. По одной пирамидке на каждого играющего (пирамидка состоит из восьми колец, основания и верхушки).

2.Пять карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.

Ход игры. Детям раздают пирамидки. Педагог сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, какие нарисованы на картинке. Выигрывает тот, кто первым соберет пирамидку в точном соответствии с картинкой. Взрослый показывает первую картинку. Дети разбирают свои пирамидки и собирают такие, как на картинке. Победитель получает фишку. Педагог показывает следующую картинку, и игра продолжается.

  1. «Замри»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в схеме собственного тела.

Оборудование: бубен.

Ход игры. Дети бегают по комнате, по сигналу педагога (удар в бубен) все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Педагог обходит «фигуры» и поочередно предлагает прокомментировать свою позу.

  1. «Выполняет сосед справа»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в схеме собственного тела.

Оборудование: не требуется.

Ход игры. Играющие располагаются по кругу. Педагог входит в центр и, обращаясь то к одному, то к другому ребенку, сидящему в кругу, задает вопрос: «Где у тебя правое ухо?» (левое колено и т.п.) или же просит выполнить движение: «Покажи левой рукой правое колено». Но, согласно условиям игры, отвечать и выполнять должен не тот, к кому обращаются, а его сосед справа, на которого педагог даже не смотрит. Получив ответ, взрослый обращается к другому ребенку.

  1. «Найди игрушку»

Цель: закреплять представления детей о пространственных отношениях между предметами (предлоги и наречия: «в», «на», «над», «перед», «за», «справа», «слева», «между»).

Оборудование: коробка размером 50x60 см, игрушки: мишка, кукла, машинка, мячик, собачка, кубик, пирамида.

Ход игры. В центре зала ставится большая коробка , и раскладываются игрушки (мишка, кукла, машинка, мячик, собачка, кубик, пирамида) в разных позициях по отношению к коробке: «в», «на», «под», «за», «перед, «справа», «слева». Педагог дает ребенку задание принести игрушку, которая  находится под коробкой. Когда ребенок находит нужную игрушку, педагог спрашивает у него, что он нашел и где. Все остальные дети следят за правильностью выполнения задания. Следующему ребенку называется другое пространственное расположение игрушки. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

  1. «Займи свое место»

Цель: закреплять представления детей о пространственных отношениях между предметами (предлоги и наречия: «в», «на», «перед», «за», «справа», «слева», «между»).

Оборудование: набор карточек-схем.

Ход игры. Двое детей располагаются друг за другом на небольшом расстоянии. Педагог предлагает детям выбрать одну из карточек-схем и занять соответствующее положение относительно других детей. После этого все дети оценивают правильность выполнения задания.

  1. «Кто быстрее?»

Цель: закреплять представления детей о пространственных отношениях между предметами (предлоги и наречия: «в», «на», «перед», «за», «справа», «слева», «между»).

Оборудование: набор карточек-схем, стаканчики, мячи малого размера.

Ход игры. Дети выполняют задания по очереди. На расстоянии нескольких метров от детей расставляются стаканчика квадратом 5*5. Кладутся мячи и карточка-схема. По команде «Вперед!» дети должны добежать до стаканчиков  и расположить мяч так, как показано на карточке-схеме. После выполнения задания дети возвращаются на место и комментируют свои действия.

  1. «Разноцветные квадраты»

Цель: закреплять представления детей о пространственных отношениях между предметами

Оборудование: набор карточек-схем,  разноцветные квадраты,  счетные палочки

Ход: Дети выполняют задания по очереди. Предлагаются схемы с расположением счетных палочек на квадратах определенного цвета. Детям нужно расположить счетные палочки на остальных разноцветных квадратах в соответствии со схемой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для педагогов и родителей...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ«Росток»Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.Ход игры: Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Зат...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества...

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества...