Онтогенез лексической стороны речи в норме и при общем недоразвитии речи (ОНР).
занимательные факты по логопедии

Морозова Татьяна Вениаминовна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  В ОНТОГЕНЕЗЕ И ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Татьяна Вениаминовна Морозова

Онтогенез лексической стороны речи в норме и при общем недоразвитии речи

Возрастная сензитивность речевого развития, приходящаяся на период раннего детства, не вызывает сомнения. Именно в силу того, что все способности ребенка в этот период «настроены» на усвоение речи и овладение родным языком, сам процесс речевого развития можно рассматривать как базу воспитания и обучения ребенка в целом.

Одной из линий развития речи является овладение ее лексической стороной. В первую очередь остановимся на самом понятии «лексика», которое принято определять как словарный состав языка. Причем понятие «словарный» следует рассматривать не буквально, а более широко, поскольку в языке присутствует достаточное количество выражений, эквивалентных по своему значению слову (например, фразеологизмы или специальные термины, которые употребляются только целиком).

Если рассмотреть единичное слово, то его можно охарактеризовать как звуковой комплекс, с заключенным в нем смыслом и употребляемый в качестве целостной самостоятельной единицы в речи. Учитывая, что слово несет многоплановое содержание, то рассматривается оно в рамках различных разделов языкознания. В фонетике слово рассматривается как звуковая оболочка, наделенная определенным смыслом и значением; в морфологии слово рассматривается как конструкция, составленная из отдельных морфем, которые в своем сочетании обретают новый смысл; в синтаксисе слово обретает грамматическое значение, очерчивая смысловые связи в предложении. Но изучение слова в лексикологии направлено на рассмотрение его в качестве номинативной единицы. Именно в рамках лексикологии слово имеет способность обозначать предметы, явления и их признаки, выделять и формировать новые понятия. Получается, что лексика направлена на отражение действительности и постоянно меняется и расширяется в соответствии с тем, как меняется действительность. Также следует понимать, что любое слово прямо или опосредованно связано с другими словами, поэтому в лексикологии слово рассматривается не само по себе, а в его отношениях с другими словами, с другими формами самого себя, если речь идет о полисемии. По этой причине важной оказывается и сочетаемость слов между собой.

Как видим, концепты лексики и лексикологии достаточно сложны, однако на протяжении периода развития дети в целом накапливают обширный лексический запас. Рассмотрим, как именно происходит обогащение словаря на протяжении детства в случае нормального речевого развития.

Согласно периодизации речевого развития А.А. Леонтьева на возраст от рождения до года приходится доречевой период развития, соответственно, речи с таким ее обязательным атрибутом как слово у ребенка еще нет. О начале усвоения лексики можно говорить, начиная с этапа первичного освоения языка, который приходится на возраст 1-2 года, а затем продолжается в возрасте старше 2 лет на этапе усвоения лексико-грамматического строя речи.

К тому моменту, когда ребенок достигает возраста 10-12 месяцев, можно говорить о появлении у него первых слов. Но дело не в том, что ребенку становится доступным их произнесение, а в том, что у него впервые возникает предметная соотнесенность тех слогов, которые он произносит. Для лучшего понимания, что такое слово, и какую функциональную нагрузку оно несет, рассмотрим некоторые аспекты лексикологии в приложении к детскому мышлению.

Так, в конце 1-го – начале 2-го года жизни ребенок оперирует словом как понятием с нулевой степенью обобщения, т.е. слово является названием единичного предмета, как правило, того, с которым ребенок постоянно имеет дело (например, его мячик). Между 2-мя и 3-мя годами ребенок овладевают первой степенью обобщения, т.е. он уже понимает однородность некоторых предметов и действий (например, красный и синий мячи, большой и маленький, но схожесть их свойств уже понятна ребенку). В возрасте 3-5 лет ребенок осваивает вторую степень обобщения, поскольку вычленяет общие свойства, по которым предметы можно объединить в группы (например, машинка, кукла, мяч – все это игрушки). Наконец, в возрасте 5-7 лет ребенок приходит к третьей степени обобщения, т.е. начинают использовать слова, являющиеся обобщающими для родовых понятий второй степени обобщения (например, животные – это звери, птицы, насекомые).

Словесные обобщения не всегда формируются у детей, и это тоже допустимо. Например, если ребенок всегда слышит конкретные названия видов транспорта, прекрасно знает их, он вполне может не знать обобщающего понятия «транспорт». Также дети редко оперируют названиями частей некоторых предметов (петля, манжеты, воротник), абстрактными понятиями, словами из общественно-социальной сферы. Кроме того, большая разница между тем, насколько обширен по количеству и качеству словарь ребенка, возникает в силу условий воспитания, образовательно-культурного уровня семьи.

Если говорить о количественном составе словаря, то разные специалисты приводят несколько отличные данные. В качестве примера можно указать расхождение данных Е.А. Аркина и В. Штерна. Так, Е.А. Аркин указывает, что в 4 года словарный запас ребенка составляет 1926 слов (усредненные данные по разным детям), в 6 лет порядка 4000 слов. В. Штерн приводит следующие цифры: 1600 слов в 4 года и 2500-3000 слов в 6 лет. Вероятно, правильнее всего ориентироваться на данные К. Бюлера, который изучал словарь детей в возрасте от 1 года до 4 лет и брал нижнюю и верхнюю границу объема словаря.

Кроме того, если очень интересна динамика расширения словарного запаса в зависимости от возраста ребенка. Так, если до 1,5 лет – 1 года 8 месяцев словарный запас расширяется довольно плавно, то в возрасте от 1 года 8 мес. до 2,5 лет – очень резко. По данным Е.А. Аркина от 39 слов в 1,5 года до 300 слов в 2 года; по данным В. Штерна – от 100 слов в 1,5 года и до 400 слов в 2 года.

Специалисты объясняют такой скачок «лексическим взрывом», который связан с формированием у ребенка морфологических представлений. Ребенок начинает изменять существительные по числам и падежам, глаголы по числам, родам и временам, что влечет за собой изменение синтаксических конструкций, поскольку из речи постепенно уходят аморфные слова и слова в начальной форме. Таким образом, после «лексического взрыва» словарь начинает расти особенно активно не только за счет того, что ребенок лучше узнает окружающий мир и слова, его обозначающие, но и за счет того, что сам становится «генератором» новых слов, образуя формы слова и однокоренные слова.

Интересно и соотношение частей речи в словаре ребенка. Особенно глубоко этот вопрос изучал А.Н. Гвоздев. Он указывал, что у детей в возрасте 4 лет половину словаря составляют существительные, чуть больше четверти – глаголы, около 12 % прилагательные, соответственно, на остальные части речи приходится лишь 10-11 %. Эта картина подтверждается и современными исследованиями по поводу возраста появления тех или иных частей речи в активном лексиконе ребенка.

Приведенные данные указывают на то, что формирование, расширение и актуализация словаря в спонтанной речи – длительный и сложный процесс даже в случае нормального речевого развития.

При наличии общего недоразвития речи ситуация значительно осложняется. С учетом литературных данных об особенностях речевого развития при рассматриваемом нарушении можно говорить о том, что адекватный словарь складывается у детей, находящихся на III уровне речевого развития.

На первый взгляд словарный запас ребенка с общим недоразвитием речи кажется соответствующим возрастной норме, поскольку в нем уже присутствуют слова всех частей речи, дети справляются со словоизменением, имеют представление об основных грамматических категориях и пользуются словообразованием.

Однако, как указывает Т.Б. Филичева, при проведении специального обследования легко обнаружить недостаточность лексического запаса. Например, это отчетливо прослеживается, если детям предложить выполнить сложную двух-трехступенчатую инструкцию, в которой присутствуют семантически трудные слова или слова с абстрактным или переносным значением, это вызовет у них затруднения.

В значительном количестве присутствуют лексические ошибки по типу замены, причем разного плана:

- замена названия части предмета названием всего предмета, например, слово «воротник» вполне может быть заменено словом «рубашка»;

- смешение значений слов: лейка – кран;

- объяснение слова вместо называния его: пылесос – чтобы пыль убирать;

- ограниченное знание слов, обозначающих профессии и их атрибуты, животный и растительный мир;

- трудности в подборе антонимов: чаще всего добавляют частицу «не» к предложенному слову: бежать – не бежать;

- непонимание слов, обозначающих абстрактные понятия или имеющих переносное значение;  

- неточное понимание и употребление обобщающих понятий: например, весь транспорт, включая поезд, трамвай и пр., ребенок может называть «машины»;

- замены прилагательных в силу того, что дети не умеют выделять существенные признаки предметов и различать качества, например, слова «длинный» и «высокий» для них равнозначны;

- замены глаголов возникают из-за непонимания разницы между действиями, т.е. любое действие с едой вполне может обозначаться глаголом «есть» без вариаций «клевать», «грызть», «откусывать» и т.п.

В целом глагольный словарь детей с общим недоразвитием речи состоит из слов, обозначающих повседневные действия: встать, умыться, одеться, идти, есть, пить, играть, убирать, бегать и т.п.

Данные исследований Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой также указывают на ограниченность словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. По категориям существительных можно отметить недостаточный объем словаря по следующим группам: профессии (кассир, парикмахер, программист); части тела (стопа, висок, затылок, щиколотка) и части предмета (воротник, петля, манжеты, капот, бензобак); названия инструментов (напильник, отвертка); дикие животные (особенно плохо дети знают названия рыб и птиц); фрукты, ягоды, цветы.

Дети не знают многие слова или же, зная их, не могут правильно подобрать и использовать для составления самостоятельного высказывания. Кроме того, характерным является неточность употребления слов – вербальная парафазия. Наиболее распространены замены слов, которые входят в одно семантическое поле.

Кроме того, часто прослеживается чисто ситуативное понимание слов, из-за чего самостоятельное их использование оказывается либо слишком широким, либо слишком узким. Более того, у детей с III уровнем речевого развития отмечается такая особенность при оформлении самостоятельных высказываний, когда они выбирают слово, то ориентируются не только на его семантику, но и на звучание. В результате в предложении может оказаться сходное по звучанию, но не по смыслу слово, например, ползти – пойти, крокодил – проглотил и т.п. Собственно подбор слов для высказывания осуществляется медленно, с затруднениями, что не характерно для детей с нормальным речевым развитием, у которых этот навык становится автоматизированным с возрастом.

Таким образом, можно говорить о значительном своеобразии формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, его ограниченном объеме и трудностях актуализации. Проявления нарушений лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи вариативны, поэтому требуют тщательной организации логопедического обследования для их уточнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Тема: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»

В статье описывается развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи....

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...