«Многофункциональная чудо-игрушка «Магнитный жезл» в коррекционной работе учителя – логопеда»
методическая разработка по логопедии

Самохина Наталья  Григорьевна

Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми.

В первую очередь, целью педагога является заинтересовать ребенка и замотивировать на успешную коррекционную деятельность, также оптимизировать педагогический процесс,  и при этом получить качественный результат обучения.

Но как показывает практика, современных детей, а тем более детей с ОВЗ трудно удивить.

Именно поэтому, перед педагогом всегда стоит задача проведения интересного и результативного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx362.85 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская  методическая разработка

по работе с детьми с ОВЗ

Пояснительная записка

Актуальность методической разработки

Система дошкольного образования не стоит на месте, всегда находится в поиске новых методов развития и воспитания детей. Модернизация и современный подход, стремительное развитие, требуют от педагогов поиска и применения новых, более эффективных форм и приемов в коррекционной работе с детьми имеющих ограниченные возможности здоровья.

Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми.

В первую очередь, целью педагога является заинтересовать ребенка и замотивировать на успешную коррекционную деятельность, также оптимизировать педагогический процесс,  и при этом получить качественный результат обучения.

Но как показывает практика, современных детей, а тем более детей с ОВЗ трудно удивить.

Именно поэтому, перед педагогом всегда стоит задача проведения интересного и результативного занятия.

Цель и задачи методической разработки

Цель: вызвать (уточнить) и закрепить умение четко артикулировать и различать  звуки, слоги, слова

Задачи:

  • учить слышать и различать звуки, слоги, слова с заданным звуком;
  • формировать просодическую сторону речи;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • формировать слоговую структуру слов;
  • развивать грамматический строй речи;
  • формировать пространственные представления;
  • создать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым деятельность.
  • закреплять умение различать цвета, ориентироваться на листе бумаги  (право, лево, верх, низ);
  • развивать  память, внимание, усидчивость.

Целевая аудитория

Обучающиеся дошкольного и младшего школьного возраста (ТНР,ЗПР,ОВЗ)

Планируемые результаты

  • дети научатся слышать и различать звуки, слоги и слова с заданным звуком;
  • дети научатся контролировать силу голоса, улучшится умение говорить четко, в спокойном темпе;
  • улучшится работа артикуляционной и мелкой моторики;
  • улучшатся умения правильно произносить и активно использовать в речи слова разной слоговой структуры;
  • улучшатся умения правильно выполнять слоговой анализ и синтез слов, подбирать слова с заданным количеством слогов;
  • закрепиться умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже;
  • улучшится навык правильного употребления в речи различных предлогов;
  • у воспитанников улучшится слуховое внимание, память, усидчивость

«Многофункциональная чудо-игрушка «Магнитный жезл»

в коррекционной работе учителя – логопеда»

Система дошкольного образования не стоит на месте, всегда находится в поиске новых методов развития и воспитания детей. Модернизация и современный подход, стремительное развитие, требуют от педагогов поиска и применения новых, более эффективных форм и приемов в коррекционной работе с детьми имеющих ограниченные возможности здоровья.

При этом качество дошкольного образования заключается не в получении большего объёма знаний, а в овладении дошкольниками способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении полноценного  гармоничного развития каждого ребенка.

Для сбалансированной работы по инклюзивному образованию важно в своей работе соблюдать принципы:

Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы, как с конкретным ребенком, так и с группой в целом.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.

Соблюдая данные принципы, будет гораздо легче выстраивать свою работу, как воспитателям, так и узким специалистам.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Педагог успешно реализует инклюзивную практику, если все дети, включенные в образовательный процесс:

  • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
  • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Это  способствует более эффективному воспитанию и обучению  ребенка, влияет на формирование положительной  познавательной мотивации  и получению качественного результата образования.

В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка, в том числе и в группах для детей с ОВЗ. Повышение эффективности в коррекции нарушений языкового и речевого развития позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Всегда стоит вопрос, как заинтересовать детей, как повысить познавательную мотивацию дошкольников на занятиях и при этом получить качественный результат обучения.

В первую очередь, целью педагога является заинтересовать ребенка и замотивировать на успешную коррекционную деятельность, также оптимизировать педагогический процесс,  и при этом получить качественный результат обучения.

Но как показывает практика, современных детей, а тем более детей с ОВЗ трудно удивить.

Именно поэтому, перед педагогом всегда стоит задача проведения интересного и результативного занятия.

Хочу познакомить вас с интересным дидактическим пособием для работы учителя-логопеда, а также он может применятся, и на занятиях воспитателя, и родителями в домашних условиях.

Простой в применении, но достаточно привлекательный для ребенка  «Магнитный жезл» - новое и интересное дидактическое пособие для работы.

Жезл пластиковый с мощным магнитом внутри. Фишки пластмассовые, магнитные, разноцветные.

«Магнитный жезл» - это увлекательная игра, которая  развивает  внимание и усидчивость, создает ситуацию успеха и достижения цели; стимулирует познавательное развитие детей через активизацию моторного, слухового, зрительного анализаторов.

«Магнитный жезл» позволяет учителю-логопеду создать свой необходимый для работы с дошкольниками комплекс  игровых развивающих упражнений для отработки постановки и автоматизации звуков, развития слоговой структуры слова, развития грамматического строя речи и т.п.

Вот некоторые приемы и игровые упражнения, которые наиболее эффективны в коррекционной работе с дошкольниками, в том числе с детьми с ОВЗ. Использовать их можно как в групповых, так  и на индивидуальных занятиях.

Игра – ведущий  вид деятельности  детей. Один  из эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, помогает социализировать детей в среде сверстников. Она помогает в решении коррекционно-развивающих задач, в том числе и с детьми с ОВЗ:

  • развивает умение общаться и сотрудничать друг с другом;
  • помогает чувствовать себя комфортно и быть эмоционально благополучными;
  • помогает регулировать свое поведение;
  • учит следовать определенным правилам;
  • совмещает игру и развитие.

Материалы по работе с детьми (ТНР, ЗПР, ОВЗ)

Игры с «Магнитным жезлом»

Цель: вызвать (уточнить) и закрепить умение четко артикулировать и различать  звуки, слоги, слова

Задачи:

  • учить слышать и различать звуки, слоги, слова с заданным звуком;
  • формировать просодическую сторону речи;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • формировать слоговую структуру слов;
  • развивать грамматический строй речи;
  • формировать пространственные представления;
  • создать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым деятельность.
  • закреплять умение различать цвета, ориентироваться на листе бумаги  (право, лево, верх, низ);
  • развивать  память, внимание, усидчивость.

«Артикуляционные бродилки».

 Выполняем упражнение «Заборчик».

 Раскладываю и считаю фишки пока ребенок выполняет упражнение.

- Костя, возьми жезл  в правую руку,

-Забери фишку с картинки «Заборчик».

Делаем упражнение….(по аналогии)

- Молодец, Костя.

Сколько всего фишек ты собрал? Сколько красных, желтых фишек? Каких фишек больше/ меньше?

«Звуковые  дорожки»

Ребенок жезлом с обратной стороны листа двигает фишку по дорожкам и произносит изолированный звук

Таким образом, звук закрепляется изолированно. Потом  отрабатываю поставленный звук в слогах,  используя  «слоговые дорожки».

«Кладоискатель»

 Берем картинки, с необходимым звуком/звуками, с прикреплёнными к ним скрепками, чтобы они примагничивались к жезлу.

Ребенок находит картинки и достает их из песочницы, «волшебного сундучка»  четко проговаривая слова.

 «Идём в поход» (игра на различение\дифференциацию звуков)

 Заранее подготавливаю два «рюкзака»: синий и зеленый. Для синего «рюкзака» приготовить синие фишки, а для зеленого «рюкзака» – зеленые фишки.

 Найди картинки со звуком Л и положи на них синие фишки.

А в зеленый «рюкзак», я предлагаю тебе найти картинки со звуком Р, положить на них зеленые фишки. Затем ребёнок собирает жезлом фишки.

«Примагнить звук».

- Я буду произносить ряд звуков. Как только ты услышишь заданный звук, берешь любую фишку с помощью жезла. А потом мы с тобой посчитаем сколько звуков ты собрал

«Куда спрятался пёс»

Заранее нужно подготовить картинки, с изображением собаки, которая сидит… (за будкой, на будке, в будке…) Фишки положить на картинки. Дается инструкция:

- Возьми фишку где пес в будке. Где сидит пёс на этой картинке?

По аналогии ведётся работа с остальными предлогами/ картинками.

«Собери слоги»

2022-02-16_211257.jpg

Под картинкой выкладывается 4 фишки. Задача ребёнка разделить слово на слоги и собрать/примагнитить столько фишек, сколько слогов в слове.

 «Разложи фишки на предметы»

В этой игре логопед дает ребенку задание положить три красные фишки на круглый предмет, одну желтую фишку – на предмет прямоугольной формы, две зеленые фишки положить на овальный предмет, а одну синюю – на треугольный. Затем ребенок магнитным жезлом собирает фишки только со съедобных предметов.

« Тихо – громко».

Логопед произносит определенный слог\слово тихо - ребенок кладет на стол зеленую фишку,

Логопед произносит этот же слог\слово громко - ребенок кладет на стол желтую фишку.

Затем фишки собираются по заданию педагога.

«Отгадай слово»

Педагог раскладывает перед ребенком от трёх до пяти фишек, называя заданный слог (в зависимости от типа слоговой структуры) например (нот-нот-нот-нот-нот). Ребенок нажимает пальцем  на каждую фишку и называет слог, затем магнитным жезлом собирает фишки, произнося слог. Педагог показывает картинку с заданным слогом. Ребёнок четко называет.

Таким образом, с помощью этой чудо-игрушки можно сделать логопедические занятия намного интереснее и разнообразнее, это поможет быстрее достичь положительной динамики.

Очень важно понимать, что при выстраивании работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами, нет необходимости изолировать их от других детей группы, наоборот, важно активно вовлекать в деятельность с детьми группы. Задания, которые здесь представлены, можно использовать, как индивидуально, так и со всеми детьми, просто цели ваши будут разными, в зависимости от выявленных проблем.

Говоря о выстраивании работы с детьми, важно не забывать о родителях этих детей, также активно вовлекая их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...