Игры с дошкольниками на этапе подготовки к обучению грамоте. Работа над гласными звуками и буквами, которые их обозначают
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Попова Валентина Александровна

В данной методической разработке представлена система игр на начальном этапе подготовки к обучению грамоте. Материал может быть полезен учителям-логопедам, работающим в группах компенсирующей направленности и на логопунктах, а также воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx66.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с дошкольниками на этапе подготовки к обучению грамоте. Работа над гласными звуками и буквами, которые их обозначают

Автор: Попова Валентина Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г.о. Самара.

Работа по подготовке к обучению грамоте как в старших, так и в подготовительных к школе группах для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается с гласных. Изучают их, как правило, в определенной последовательности: А – У – И – Э – О – Ы. Постепенно вводится их дифференциация: А – У, У – О, А – У – О, О – Э, И – Ы, А – У – И – Э.

На заключительном этапе изучения гласных проводится дифференциация всех гласных звуков и гласных букв. Дети должны четко различать два понятия «звук» и «буква».

Для лучшего усвоения этого материала используются игры и игровые приемы.

1. Игры с мячом

Они широко применяются как на фронтальных и подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.

Помимо активизации мыслительной деятельности, они развивают ловкость, быстроту реакции; в этих играх находит выход мышечная энергия детей, поэтому игры с мячом можно использовать в качестве физкультурных минуток.

Приводимые далее игры целесообразно проводить лишь после того, как дети научатся выделять гласные из состава слова.

«Какой гласный начинает слово?»

Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и говорит слово, начинающееся на любой гласный. Ребенок ловит мяч и, произнося этот гласный звук, возвращает мяч логопеду (воспитателю).

Игра идет по кругу.

Примерный набор слов: аист, утка, иней, эхо, осы, ухо, астры и т. д.

«Какой гласный прячется в середине слова?»

Игра проводится так же, как и предыдущая, но гласный звук стоит в середине односложных слов типа: мак, лук, стол, Рэкс, лист, дом, мышь и т.д.

«Какой гласный убежал в конец слова?»

Правила игры те же.

Примерный набор слов: окно, стена, столы, бегу, беги, каратэ, село и пр.

Обязательными условиями проведения этих трёх игр являются следующие:

- выделяемые в словах гласные должны стоять в сильной позиции и ясно слышаться;

- гласные звуки на письме должны обозначаться теми же звуками (нельзя использовать слова типа: ель, шип, оса, мел, люк и т.д.).

«Выбери правильно»

Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и произносит ряд слогов или слов. Ребенок должен из этого ряда выбрать слог или слово с заданным звуком (в зависимости от темы занятия) и, назвав его, вернуть мяч логопеду (воспитателю).

 Можно подбирать и «провокационные» ряды слогов или слов, где контрольного звука нет, тогда, возвращая мяч логопеду (воспитателю), ребенок говорят: «Звука... здесь нет!»

   Например, занятия по теме «Звук а» могут включать следующие варианты игры.

 а) «Выбери слог со звуком а».

Ряды слогов: да – до - ди, шу – ша - шо, пу – пы - пи и т.д.

 б) «Какое слово начинается со звука а?»

Ряды слов: утка — аист — индюк; осы — Ира — армия; уши — осень — ирис и т. д.

 в) «В каком слове звук а прячется в середине?»

Ряды слов: сом — лук — мак; сыр — класс — рис; нос — рысь — мир и т. д.

г) «Какое слово заканчивается звуком а?»

Ряды слов: весна — беги — весело; ведро — столы — голова; пальто — коньки — часы и т. д.

Условия подбора слов этой игры те же, что и для предыдущих игр с мячом: отрабатываемые гласные звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно.

Логопеду (воспитателю) при проведении всех этих игр необходимо на первых порах четко выделять голосом отрабатываемые гласные звуки; то же самое должен делать при ответах и ребенок. Со временем, по мере развития фонематического слуха у детей, необходимость в этом отпадет.

Игры с мячом, в которых гласные воспринимаются только на слух, дополняются настольными играми и работой с магнитной доской, позволяющими подключить зрительный анализатор и представить детям для восприятия гласные буквы. Приводимые далее игры используются и на занятиях по обучению грамоте в подготовительных к школе группах. Могут быть изготовлены самими логопедами или воспитателями.

Требования к подбору речевого материала остаются прежними: сильная позиция для отрабатываемых гласных.

2. Настольные игры

«Какой гласный начинает слово?»

На листах плотной бумаги (20×15 см) четыре картинки, названия которых начинаются на разные гласные, например: облако, аист, иглы, ухо. Количество листов - по числу детей в группе (не менее 10-12).

Варианты игры.

1-й вариант. Детям раздают большие листы и наборы условных обозначений гласных или сами гласные буквы А, У, О, Э, И (в зависимости от того, с детьми старшей или подготовительной к школе группы проводится занятие).

Логопед (воспитатель) произносит какой-либо гласный звук. Дети на листе должны найти слово, которое начинается на этот звук, и закрыть соответствующую картинку карточкой с условным обозначением этого звука или карточкой с буквой.

Игра организуется по типу лото. Побеждает тот, у кого будут закрыты все картинки: значит, он был внимательным и нашел все слова, начинающиеся на гласные, произнесенные логопедом (воспитателем).

 В конце игры логопел (воспитатель) просит детей назвать слова на каждый из гласных: А, У, О, И, Э (последовательно).

2-и вариант (только для подготовительных к школе групп). Детям раздают большие листы и наборы гласных букв. А, У, О, И, Э. Дети должны разложить эти буквы поверх картинок на больших картах так, чтобы они обозначили начальный гласный в словах, например: утка (У), аист (А), ирис (И), осы (О) и т. д. Побеждает тот, кто первый справится с работой. В конце игры дети называют слова на каждый из гласных.

«Какой гласный прячется в середине слова?»

На листах плотной бумаги (20×15 см) расположены четыре картинки (как в предыдущей игре), но гласные стоят уже в середине слов (все слова односложные), например: кот, кит, бант, сыр.

Принцип организации и варианты те же, что и в предыдущей игре.

«Какой гласный убежал в конец слова?»

Принцип организации и варианты те же, но на картинках даны изображения, в названиях которых различные гласные стоят в конце, например: окно, столы, лиса, очки. Как видим, настольные игры хорошо дополняют игры с мячом.

В процессе этих игр дети не только учатся выделять гласные в начале, середине и в конце слов и развивают фонематический слух, но и занимаются профилактикой дисграфии: правильно выделив гласный на слух, они уже никогда не ошибутся в написании его в слове.

3. Использование магнитной доски в работе над гласными

Из опыта работы известно, что многие первоклассники, имеющие те или иные дефекты речи, плохо или совсем не различают на слух гласные, отсюда - ошибки в письменной речи: замена одних гласных букв другими, пропуск гласных в словах.

Работая с магнитной доской, дети не только выделяют гласный в слове, но и определяют его местонахождение, порядковый номер.

В подготовительной к школе группе используется несколько видов работ с магнитной доской. Все они объединены одним общим названием: «Раз два, три, четыре, пять, будем звуки мы считать!»

1-й вид работы. «Что за гласный, покажи! Его место укажи!»

Перед детьми устанавливается большая магнитная доска, рядом на маленьком столике - набор гласных букв: А, У, О, И, Ы, Э на магнитах. У каждого на столе - картинка.

На магнитной доске (вверху) цифрами выложено количество звуков (букв) в разбираемых словах.

Дети по очереди подходят к доске, называют свою картинку, определяют, какой гласный есть в том слове и где он стоит. Соответствующая гласная устанавливается ребенком под той цифрой, которая обозначает место звука в слове. Например, у детей картинки: дом, мак, дым, кит, лук, кот, бык, жук и т. д. (все слова односложные, состоят из трех звуков, гласный - в середине). В этом случае гласные буквы устанавливаются под цифрой 2, так как во всех этих словах гласные стоят на втором месте. Или: стул, лист, мост, стол, знак, танк, клуб и т. д.

2-й вид работы. «Сколько гласных, сосчитай! Всем им место в слове дай!»

Перед детьми магнитная доска, на которой логопед (воспитатель) последовательно устанавливает следующие комбинации из цифр и букв (рис. 1). Этот вариант наиболее сложный, и картинки к нему даются только очень сильным детям. У детей по 2-3 картинки (у каждого), например:

1) шар, пар, рак, мак, сад, бак;

2) жаба, рама, ваза, вата, рана, дача;

3) зайка, парта, карта, рамка, марка, шайбу;

4) кадушка, катушка, бабушка, ракушка, капуста.

C:\Users\hp\Downloads\20240213_140053.jpg

Логопед (воспитатель) устанавливает сначала первую схему. Дети ищут картинку, которая подходит к этой схеме; найдя ее, ставят на наборное полотно рядом с магнитной доской. Затем даются все другие схемы по порядку.

Выборочно предлагается звуко-буквенный анализ слов.

• Сколько в слове звуков? Сколько в слове гласных?

• Сколько в слове слогов?

• Сколько в слове согласных?

• Какой первый звук в слове?

• Какой последний звук в слове?

• Назови место каждого звука (буквы) в слове.

3-й вид работы. «Что за слово, отгадай, и его нам называй!»

Когда дети подготовительной к школе группы будут достаточно хорошо проводить звуко-буквенный анализ слов, от картинок можно отказаться и подбирать слова, опираясь только на комбинации цифр и букв на магнитной доске.

Например, логопед (воспитатель) последовательно устанавливает на магнитной доске следующие схемы (рис. 2).

Варианты ответов детей к каждой из схем:

1) лук, суп, зуб, дуб, жук, шум, шут, бук, суд, сук;

2) клуб, стул, груз, звук, кнут, внук, стук, плуг, плут, пруд, прут;

3) луна, лужа, лупа, мука, рука, Шура, губа, душа, дума, шуба.

Приведенные выше 2-й и 3-й виды работ даны на гласные У, А. Аналогично подбирается речевой материал и для отработки других гласных (О, И, Ы, Э).

После того как воспитанники подготовительной к школе группы познакомятся с буквами Я, Ю, Е, Е, можно давать слова и с этими гласными, обращая внимание детей на то, что буквы эти стоят после мягких согласных.

При выполнении этих видов работы докольники учатся дифференцировать гласные на слух, в произношении, а также зрительно воспринимать разницу их «графических образов».

Как вы, наверное, заметили, в процессе работы над гласными идут отработка звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте, а также расширяется как активный, так и пассивный словарь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет

Задачи НОД: -учить  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой  у, У;-  учить составлять пр...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М"

Ожидаемый результат:Знать: обозначение звука [М], букву М.Иметь: навык выделять в словах звук [М] интонационно.Уметь: определять место звука [М] в слове и обозначать на схеме, используя условное обозн...

Конспект НОД в подготовительной группе обучение грамоте на тему «Гласный звук «У». Буква У».

Цель: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы ...