Консультация для педагогов по теме "Алалия. Почему ребенок не разговаривает?"
консультация

Азанова Анастасия Алексеевна

Алалия – это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. Как правило, проблема возникает на фоне поражения определенных участков коры головного мозга, которое случается во время внутриутробного развития или в первые годы жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alaliya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Алалия – это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. Как правило, проблема возникает на фоне поражения определенных участков коры головного мозга, которое случается во время внутриутробного развития или в первые годы жизни малыша.

Алалия – это тяжелое нарушение, при котором происходит недоразвитие всех компонентов речи. При этом интеллект и слух остаются сохранными, хотя на фоне поражения головного мозга у малыша могут возникать поведенческие нарушения: гиперактивность или, наоборот, заторможенность. По данным статистики, алалию выявляют примерно у каждого сотого ребенка дошкольного возраста.

Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных отделов коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага, симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:

•        моторная (экспрессивная): страдает зона, ответственная за воспроизведение речи; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не способен произнести членораздельные звуки; в рамках этой формы выделяют также афферентную и эфферентную разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, во втором –сложность в переключении артикуляционных актов, т.е. ребенку трудно соблюдать последовательность речевых движений.

•        сенсорная (импрессивная): возникает при поражении слухоречевого анализатора, т.е. ребенок не может понять обращенную к нему речь, и, соответственно, не может разговаривать;

•        смешанная: наблюдаются признаки обоих форм; в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют сенсомоторную и мотосенсорную разновидности алалии у детей.

Симптомы моторной алалии у детей

Признаки моторной алалии у детей делятся на неврологические, психологические и логопедические. Неврологи, в первую очередь, отмечают нарушение координации движений и мелкой моторики. Ребенок часто падает, испытывает сильные затруднения с выполнением мелких действий, например, застегиванием пуговиц или собиранием мозаики.

Психологические симптомы включают характерные особенности поведения. У малыша чередуются периоды избыточной активности и выраженной заторможенности, работоспособность и усидчивость значительно страдают. Отмечается снижение памяти, в особенности на звуки, а также недостаточная внимательность.

Речевые умения при моторной форме алалии формируются значительно позже, чем у других детей. Ребенок с трудом произносит звуки, часто искажает слова: пропускает или добавляет слоги, меняет их местами или даже заменяет на сходные по звучанию.

Словарный запас значительно обеднен, поскольку малыш не всегда понимает значение того или иного слова и нередко неуместно употребляет незнакомые понятия. Предложения обычно состоят из 1-3 слогов, не имеют глаголов, прилагательных и наречий, а существительные чаще употребляются в именительном падеже. Возникают сильные затруднения при попытке пересказать текст или рассказать о каком-либо событии.

В тяжелой форме речь, как таковая отсутствует, заменяясь лепетом и звукоподражанием, которые дополняются жестами и мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия у детей связана с нарушением анализа услышанной речи в центральной нервной системы, чем и обусловлены ее признаки. Ребенок постоянно и много «говорит», активно жестикулирует. Его речь представляет собой набор слогов, звуков и даже отдельных слов, которые произносятся неосознанно. Специалисты называют этот симптом «логорея».

Второй важный симптом, говорящий о сенсорной алалии – отсутствие понимания речи. В относительно легких случаях ребенок воспринимает отдельные слова или фразы. При этом достаточно поменять формулировку предложения, чтобы предложение стало бессмысленным для малыша. В тяжелых случаях даже минимальное понимание отсутствует.

Психологическое развитие ребенка значительно страдает. Специалисты отмечают выраженную задержку интеллектуального развития, вторичные нарушения личности и поведения. Ребенок нередко импульсивен, гиперактивен или, наоборот, замкнут.

Важно понимать, что в большинстве случаев у детей присутствуют симптомы и сенсорной, и моторной алалии; это позволяет врачам поставить такому ребенку диагноз сенсомоторной или мотосенсорной формы заболевания.

Возможные осложнения и последствия

Если родители не ведут ребенка с алалией к специалисту или не выполняют его рекомендаций, состояние прогрессирует. Если речь идет о моторной форме заболевания, малыш может столкнуться с такими проблемами как:

•        речевой негативизм (нежелание говорить);

•        заикание;

•        дисграфия и дислексия (расстройства чтения и письма).

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания, а также времени начала коррекции. При своевременном обращении к специалисту, регулярном и тщательном выполнении всех рекомендаций, вероятность успешной коррекции повышается. Моторная форма алалии устраняется легче, а вот при сенсорной и сенсомоторной форме прогноз не всегда благоприятен.

Профилактика алалии – это выполнение всех рекомендаций врача во время беременности, регулярные занятия с малышом, минимизация риска травм и заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Десять причин почему ребенок должен заниматься музыкой"

Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой   (По мнению Д. Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных доктора психологии и искусствоведения) Почем...

Консультация для родителей на тему: "Почему ребенок не говорит?"

В данной консультации рассматриваются причины задержки речевого развития у детей раннего возраста, приемы стимуляции речевой активности детей....

Консультация для педагогов младших групп «Почему трудно заговорить ребенку"

Консультация для педагогов младших групп«Почему трудно заговорить ребенку15.04.2021г.ЧУ ДО «Детский сад «Замок детства» В настоящее  время серьёзное недоразвитие или ...