Консультация для родителей "Фонематическое восприятие и фонематический слух"
консультация по логопедии (старшая группа)

Макарова Светлана Кузьминична

Консультация для родителей, которая знакомит с понятиями "фонематическое восприятие" и "фонематический слух", с играми для развития у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия и слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

   

«Фонематическое восприятие и фонематический слух.

                                                   

    Все родители мечтают о том, чтобы  ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, без проблем учился в школе. Однако, чаще всего бывает так, что ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме, плохо читает. Основной причиной этого является проблема со слухом у ребёнка. В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушены или недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие, то  это может помешать овладению процессами чтения и письма. Что же такое фонетический слух и фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом?

    Слух-это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Неречевой слух-это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов. Речевой слух - это слух, который различает звуки речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

    Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

    Фонематический слух-это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.  Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове,мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован  фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

    Фонематическое восприятие- это способность  различать  фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?». Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

    Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию  фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.

    Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове.

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

     Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия  происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

     Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

    Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом  фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

  • Обучающие игры
  • Игра- упражнение «Эхо»

Цель: упражнять в точности звукового восприятия; развивать умение чётко повторить услышанный звук или сочетание гласных звуков, изменив его акустические свойства.

Ход игры: взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок – «эхо», тихо его повторяет.

  • Игра - упражнение «Кто внимательнее?»

Цель: развивать фонематический слух, внимание; учить выделять звук из ряда других звуков.

Ход игры: два ребёнка встают спиной друг к другу. Взрослый каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.

  • Игра упражнение «Поймай звук»

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда.

Ход игры: взрослый показывает детям определённый символ звука. Затем он произносит ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а дети, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.

  • Игра – упражнение «Скажи наоборот»

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, умение анализировать.

Ход игры: взрослый произносит 2 звука, например, А – О, а ребёнок произносит наоборот - О – А.

Усложнение: использовать цепочку из 3 звуков и более.

  • Игра «День рождения звука»

Цель: развивать фонематическое восприятие, мышление, внимание; учить выделять нужный звук из слова.

Ход игры: взрослый сообщает, что сегодня у звука _____ День рождения. В гости к нему придут друзья – те слова, в которых есть этот звук.

Игра может проводиться с опорой на картинки или без.

  • Игра «Звуковой кубик»

Цель: развивать фонематическое восприятие и мышление; активировать память и речь; учить подбирать слова с определённым звуком; формировать умение играть по правилам.

Ход игры: на грани кубика приклеиваются цветные квадраты – условные обозначения звуков: красный (гласный), синий (твердый согласный), синий с колокольчиком (звонкий тврдый согласный), зелёный (мягкий согласный), зелёный с колокольчиком (звонкий мягкий согласный) и белый (случайное задание от педагога). Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, согласно условному обозначению.

  • Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, умение отличать гласные звуки от согласных, а согласные по твердости и мягкости; закреплять графические навыки; учить ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: на листе бумаги нарисована сетка 3х3. Взрослый называет место и звук, например: верхний левый угол, звук А. Ребёнок должен закрасить клеточку красным цветом. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.

  • Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение определять наличие одинакового звука в словах, находить слово, в котором нет этого звука; развивать фонематический слух, мышление, внимание.

Ход игры: взрослый кладёт перед ребёнком карточку с 4-мя картинками. Четко проговаривает названия картинок и предлагает ребёнку определить, какой звук встречается во всех словах и найти «лишнее слово», в котором нет этого звука.

Усложнение: ребёнок самостоятельно проговаривает слова и ищет лишнюю картинку; придумывает слово на указанный звук; придумывает предложение с лишним словом.

  • Игра «Яблочки»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение подбирать слова на заданный звук; развивать мелкую моторику, мышление и память.

Ход игры: заранее готовится макет дерева. Взрослый кладёт карточку с символом звука и предметные картинки. Ребёнок должен выбрать картинки, где есть такой звук, и прикрепить их на дерево прищепками.

  • Игра «Собери чемодан»

Цель: развивать умение определять наличие заданного звука в словах, развивать фонематическое восприятие

Ход игры: взрослый сообщает «Мы отправляемся в путешествие. Возьмём с собой только те предметы, в названии которых есть звук ____».

Игра проводится словесно или со зрительной опорой.

  • Игра «Звукоежка»

Цель: развивать фонематическое восприятие, уметь находить картинки, в которых есть заданный звук;

Ход игры: взрослый знакомит ребёнка со Звукоежкой, он большой обжора и очень любит покушать. Но кушает он только те предметы, в названии которых есть звук _____.

  • Игра «5 камешков»

Цель: формировать фонематическое восприятие; автоматизировать и дифференцировать звуки; активизировать речь, память, мышление.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку 5 красивых камешков и предлагает различные задания. Ребнок выполняет задание и выкладывает камешки в ряд.

1.Назови 5 слов, которые начинаются со звука ___

2. Назови 5 слов, которые заканчиваются на звук __

  1. Придумай и назови 5 слов, в которых есть звук_
  2. Придумай и назови 5 слов, в которых 3 слога
  3. Придумай и назови 5 слов, которые начинаются с мягкого согласного ____ и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

Сценарий развлечения с детьми и родителями второй младшей группы детей с ОНР (сказка «Колобок» на новый лад, с использованием игр на развитие слухового восприятия и фонематического слуха)

В гости к детям приходит сказочница и предлагает поиграть в сказку со своими мамами. В увлекательном путешествии по лесу ребята встречают колобка и остальных героев сказки, с которыми играют в музыкал...

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Сценарий развлечения с детьми и родителями второй младшей группы с использованием игр на развитие слухового восприятия и фонематического слуха «КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД»

Цели:- развивать мелкую моторику – указательный и средний пальцы ведущей руки, глазодвигательный праксис, учить соотносить длительность звучания с длиной полоски, закреплять понятия в речи: коро...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....