Консультация «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
консультация по логопедии

Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Этапы формирования фонематического восприятия:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Воспроизведение и дифференциация слогов.

5.  Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения.

6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 7

Консультация «Развитие фонематического слуха

посредством игровых упражнений»

Подготовила:

Пучко Светлана Викторовна

- логопед, дефектолог

Калининград, 2019 г.

Фонематический слух- это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы(звуки) родного языка.

Фонематический слух включает  в себя:

  • Способность слышать есть данный звук в слове или нет.
  • Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
  • Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Этапы формирования фонематического восприятия:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Воспроизведение и дифференциация слогов.

5.  Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения.

6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа

Первый этап работы.

На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: пение птиц, шум машин в пробке. Поиграть в игры:

«Угадай что звучит»
Взрослый предлагает послушать ,как  звучат музыкальные инструменты. После того как дети запомнили названия игрушек, ставится ширма и за ней воспроизводить звучание предметов. Дети отгадывают, что звучало?

«Угадай по звуку»
На столе предметы: стакан с ложкой ,бумага , ключи, ножницы .Детям демонстрируют для каждого предмета звучания. Потом предметы находятся за ширмой, а дети отгадывают предмет.

« Я самый внимательный»

По инструкции дети выполняют разные движения, соотнося их с различными звуками. На звук бубна дети должны стоять прямо, на звук колокольчика - вытянуть руки перед собой , а на звук барабана- развести их в стороны.

Второй этап работы:

Дошкольников учат различать силу, высоту и тембр голоса.

Игра: « Кто позвал?», «Волк и зайцы»

Один ребенок- «волк», остальные «зайцы». «Волк» прячется и должен появится, услышав громкие сигналы ( например  бубен). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках - спокойно играют, при усилении громкости - настораживаются, при громких звуках – разбегаются.

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность  звукового сигнала

 ( колокольчик).

«Покажи звук»

Детям раздать по две карточки. На одной из  них  изображена короткая полоска, на другой - длинная. Взрослый  колокольчиком или бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

«Кто  самый внимательный»

Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки.  Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него.  Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, будь внимательней!»

  • Возьми зайку и посади в грузовик
  • Возьми зайку из грузовика
  • Покатай грузовик
  • Возьми кубик и положи в грузовик. Возьми куклу и посади ее на стул.

«Шумовые коробочки». Ребенку предлагают послушать звучание шести коробок (2-х с манкой, 2-х с горохом, 2-х с гречневой крупой). Далее, все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребенку предлагается потрясти каждую из коробочек и послушать, как  они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

«Три медведя». Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей. Затем, рассказывая сказку о трех медведях ,произносит  реплики и звукоподражания то низким голосом ,то высоким . Дети должны определить чей это был голос (большого мишки ,среднего или маленького)?

Игра: «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через несколько минут(1-2 мин.) детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

«Животные и их детеныши»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Третий этап работы.

Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

«Твердый - мягкий». Взрослый по очереди бросает мяч и произносит слоги с твердым звуком,  а дети должны вернуть мяч, произнося слог с мягким звуком.

ЛА-ЛЯ, МУ-МЮ, ЗА-ЗЯ, ОС-ОСЬ, ЛЫ-ЛИ, ТЫ-ТИ, ВА-ВЯ, АМ-АМЬ

«Измени слово». Взрослый произносит слова с парным глухим звуком, а дети заменяют его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот. Коза-коса, шить-жить, лиза - лиса, шутка – жутко, роза-роса.

«Четвертый лишний» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: Стол-  стол-гол-стол; Ком -ком -кот- ком; Дом-том-дом- дом

«Прочитай слово по цифрам» На столе картинки с изображением разных предметов. Под каждой картинкой схема, состоящая из букв и цифр, показывающих номер буквы в слове.

«Цепочка слов» Взрослый раскладывает 3 картинки и просит детей составить цепочку слов . Каждое следующее слово  начинается с последнего  звука предыдущего. Например: банан- носок – колодец.

«Найди пару» На какие звуки начинаются эти слова? Соедини картинки, которые начинаются  на одни и те же звуки. Раскрась картинки.

«Доскажи словечко» Взрослый читает стихи, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.

Он большой, как мяч футбольный,                           
Если спелый - все довольны, 
Так приятен он на вкус, 
И зовут его... (арбуз). 

Четвертый этап.

Дифференциация слогов.

«Найди лишний слог» Взрослый  произносит слоговой ряд, а дети определяют, какой лишний. Например:  да-да-да-на; ра-ра-ма-ра; па-па-па-ва…

«Выбери правильно» Среди пяти- шести картинок ребенок находит те, в названии которых есть заданный звук. Например: Выбери только те картинки, в названиях которых есть звук «А».

«Одинаковые или разные слоги» Взрослый определяет водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «ка». Ребенок вслух повторяет его. Взрослый  или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: ка- ка, ка- га или  ва- фа , ва- ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым , угадать ,одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы контролировать детей, можно предложить поднять красный флажок , если слоги одинаковые , если разные- поднять белый.

Пятый этап.

Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

«Кто это?» Комарик говорит ззз…, насос качает ссс…,жук жужжит жжж…,тигр рычит ррр…. Взрослый произносит звук,а ребенок отгадывает ,кто его издает.

«Поймай звук» Взрослый произносит ряды звуков ,а ребенок хлопает в ладоши ,когда слышит заданную фонему.

«Угадай» Детям раздают картинки с изображениями : « Девочка плачет: а-а-а», «Волк воет: у-у-у», «Птичка поет: и-и-и». Далее  взрослый произносит каждый звук длительно ( а-а-а, у-у-у,и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Дальше игру можно усложнить.

1 вариант: Взрослый произносит звуки кратко;

2 вариант: Детям раздают вместо картинок символы гласных звуков

(  по   Ткаченко)

3 вариант: В ряд гласных а,у,и включают другие звуки, например

 о,ы,э, на которые дети должны реагировать.

Аналогичная работа проводится  по дифференциации согласных фонем.

Шестой этап.

Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

«Найди место фишке». Детям предлагают взять картинку, назвать ее, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме.

«Новоселье» Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков , и подобрать домики с таким же количеством окошек.

«Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: Д, О ,М. Дети, которые знают буквы, составляют слово  - ДОМ.

«Четвертый лишний» Назови, что нарисовано. На какой звук оканчивается каждое слово? Какой предмет в каждом ряду лишний?

«Три звука» Выбери картинку, в названии которой 3 звука. Потом игру усложняем, доводим до 4,5,6 звуков.

«Гласные звуки играют в прятки» Дети находят гласные звуки в трехзвуковых словах.

«Одень Катю» Найти одежду, в названиях которых есть звук «К».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...

Консультация для родителей "Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"...

Консультация "Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей"

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий....