Совершенствование грамматического строя речи детей с ОВЗ посредством игр и упражнений
рабочая программа по логопедии

Совершенствование грамматического строя речи детей с ОВЗ посредством игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_samoobrazovanie.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 – ЦРР»

Рабочая программа

Совершенствование грамматического строя речи детей с ОВЗ посредством игр и упражнений

разработчик

Смыкова Ольга Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР»

Содержание рабочей программы

1. Целевой раздел……………………..……………….…………………………3

1.1 Пояснительная записка………..…………………………………………….3

1.2 Цель рабочей программы…………………………..………………………..3

1.3 Задачи рабочей программы………………………………………………....3

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного подхода………..3

1.5 Особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста ……….4

1.6 Планируемые результаты освоения Программы…………………………..6

2. Содержательный раздел………………………………………………………7

2.2 Тематическое планирование ………………………………………………12

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Перечень нормативных документов.

Федеральный уровень.

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.

Локальные акты.

  • Устав МБДОУ Д/с № 73- ЦРР.
  • АОП ДОМБДОУ Д/С № 73-ЦРР.

Группа реализует «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.

Актуальность.

Сегодня ребёнку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной  речи очень трудно осваивать курс   обучения родному языку в школе. Поэтому одной из задач  в ДОУ является формирование у них грамотной речи, так как в дошкольном возрасте закладывается  фундамент будущей грамотности.

         Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики  с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения,  грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

         Поэтому формирование лексико-грамматических      конструкций у детей дошкольного возраста  является наиболее актуальной проблемой  на  сегодняшний день.

1.2 Цель

Формирование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе   проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием  игр и упражнений.

1.3 Задачи

1. Формирование словообразования у  дошкольников с ОНР.

2. Формирование словоизменения у детей с  ОНР.

3. Закрепление грамматических форм в  предложениях и связной   речи.

1.4  Принципы и подходы 

Основой календарного и перспективного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала:  ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно- развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Кроме того, программа имеет в своей основе также следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;
  • принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

 1.5 Особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста

Дети с ОНР – это дети с поражением ЦНС, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающиесостояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.

При 1 уровне речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов и лепетных слов.  Вызывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребления слов, когда одни и те же слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий  предметов  названиями действий и наоборот.  В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.

Практически отсутствует понимание категории числа, времени, рода и падежа.  Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры. При переходе ко 2 уровню речевая активность ребёнка возрастает. Активный словарь расширяется за счёт обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращённой речи расширяется, хотя пассивный словарь ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи. Третий уровень характеризуется развёрнутой фразой с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы. Дети неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажениях, заменах или смешении звуков. Более устойчивым становиться произношение слов сложной структуры. Дети могут повторить трёх- и четырёхсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвёртый уровень характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребёнка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющихся в неспособности ребёнка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Всё это показатели незакончевшегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими и ошибки при употреблении суффиксов ( единичности, эмоционально- оттеночных, уменьшительно-ласкательного, увеличительных).Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Дети испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его речи. Особую трудность представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с ОНР имеют по сравнению с  возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

1.6 Планируемые результаты освоения Программы

  • Дети научились  согласовывать слова в числе, роде, падеже.
  • Овладели навыками составления распространённых предложений.
  • Образуют слова с уменьшительно – ласкательным значением.
  • Замечают и исправляют ошибки у товарищей.
  • Появилась потребность следить за своей речью и оценивать её.  

2. Содержательный раздел

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Расписание индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности: 1 раз в неделю.

Срок освоения: 2 года.

Объём времени: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 37 занятий в год.

Форма деятельности: индивидуальная деятельность.

Форма контроля: педагогическая диагностика.

Тематический план 5 - 6 лет

Месяц

№п/п

Тема занятия

Цель

Материал и оборудование

Сентябрь

1

Диагностика

Выявление уровня речевого развития

Диагностический материал согласно программе Нищевой Н.В.

2

3

4

Октябрь

5

Осень

Совершенствовать  понятие  предложение  и  умение  оперировать  им.

Д/И «Кубики»

6

Овощи. Огород

Совершенствовать умения использовать в речи многозначные глаголы в составе сложных предложений

Д/И «Режиссёр»

7

Сад. Фрукты

Совершенствовать умение составлять

 простые предложения с противопоставительными  союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Обогащать словарный запас глаголами в единственном и множественном числе.

Д/И с фонариком «Что в корзинке»

8

Лес. Грибы. Ягоды.

Совершенствовать умения употреблять существительные в винительном падеже с нулевым окончанием

Д/И с фонариком «Таня и Маша»

9

Лес. Грибы. Ягоды.

Совершенствовать умения употреблять существительные в винительном падеже с окончаниями в составе сложного предложения.

Д/И с фонариком

«Что я вижу в лесу?»

Ноябрь

10

Одежда

Совершенствовать умения употреблять существительные в дательном  падеже

Д/И «Кубики»

11

Обувь

Совершенствовать умения употреблять существительные в творительном  падеже

Д/У «Подбери обувь к наряу»

12

Игрушки

Совершенствовать умения употреблять существительные в родительном  падеже.

Д/У «Сосчитай машинки и матрёшки»

13

Посуда

Совершенствовать умения употреблять существительные в предложном падеже с

Д/И «Накроем стол к празднику»

Декабрь

14

Зима. Зимующие птицы

Совершенствовать умения употреблять предлог «у» в составе простых и сложных предложений.

15

Домашние животные зимой

Совершенствовать умения различать и употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя», «мои», «моё» и согласовывать их с существительными.

Д/И с прищепками «Чей хвостик»

16

Дикие животные зимой

Совершенствовать умения различать и употреблять глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени  и согласовывать их с числительными.

Д/И «Найди маму»

17

Новый год

Совершенствовать умения различать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида

Д/И «Наряди ель и ёлочку»

Январь

18

Мебель

Обеспечить практическое усвоение  предлогов «на» и «под»

Д/И с фонариком «Мебельный магазин»

19

Транспорт

Совершенствовать навык  употребления предлога «в»

Д/У «Дорога в город»

20

Профессии на транспорте

Совершенствовать навык  употребления предлога «из»

Д/И «Отдел кадров»

Февраль

21

Детский сад. Профессии

Совершенствовать навык  употребления существительных множественного числа с окончаниями –а-, -я- и составлять с ними предложения.

Д/И «Отдел кадров»

22

Профессии. Швея

Совершенствовать навык  употребления предлогов  «с» и «со» в составе предложения.

Д/И «Отдел кадров»

23

Профессии на стройке

Формировать умение составлять простые 

предложения с противопоставительными

 союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Д/И «Отдел кадров»

24

Наша армия

Совершенствовать навык  употребления предлогов  «к» и «по» в составе предложения

Д/И с прищепками«Кому что нужно»

Март

25

Весна

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными

Д/И с фонариком «Весна»

26

Комнатные растения

Совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных при помощи различных суффиксов

Д/У «Огород на окне»

27

Аквариумные и пресноводные рыбы

Совершенствовать навык  употребления предлога «над» 

Д/И «Рыбка»

28

Наш город

Совершенствовать  умения употреблять предлог «для»

Д/И с фонариком «Мой город»

Апрель

29

Весенние сельскохозяйственные работы

Совершенствовать навык  различения и употребления предлогов «над», «под» и «между».

Д/У «Снимаем фильм»

30

Космос

 Совершенствовать навык  различения и употребления предлогов «за», «перед» и «между»

Мнемотаблицы

31

Хлеб

Совершенствовать навык  различения и употребления предлогов «из», «из-за».

Мнемотаблицы

32

Почта

Совершенствовать навык  различения и употребления предлогов простых и сложных предлогов

Мнемотаблицы

33

ПДД

Совершенствовать навык  употребления существительных множественного числа в родительном падеже с окончанием –ов.

Мнемотаблицы

Май

34

ПДД

Обогащать словарный запас глаголами. Формировать умения образовывать глаголы от существительных и прилагательных. Совершенствовать навык использовать глаголы в составе предложений

Д/И «На дороге»

35

Насекомые и пауки

Совершенствовать умения образовывать  относительные прилагательные.

Д/И с фонариком « На полянке»

36

Времена года. Лето

Совершенствовать умения отгадывать и составлять загадки.

Мнемотаблицы, Д/У «Заполни таблицу»

37

Полевые цветы

Формировать умения составлять сложные предложения и  объединять их в рассказ.

Д/И «Букет для мамы»

Список литературы

1.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.- СПб.: Каро, 2004

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002

4.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999

5.Кубрякова Е. С. Что такое словообразование.- М.: Наука, 1965

6.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: Союз, 1999

7.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

8.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб.: Союз, 2001.

9.Левчук Е. А. Грамматика в сказках.- СПб.: Детство-Пресс, 2003

10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974

11.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб.: Союз, 2001

12.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2007.

13.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967

14.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт    общегуманитарных исследований, 2002

15.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для студентов высших  педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2005

16.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб.: Детство- Пресс, 1999

17.Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000

18.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.- М., 1989

19.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: Просвещение, 1991

20.Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»

В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет

картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет...