КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ - РТВ) ПО ТЕМЕ: «ЕДЕТ, ПЛЫВЁТ, ЛЕТАЕТ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кокина Марина Владимировна

!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ - РТВ)

ПО ТЕМЕ: «МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...»

 

Кокина Марина Владимировна, учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад № 21»

 

Цель: создать условия для формирования представлений детей о видах транспорта.

Задачи: 

- активизировать словарь по теме (виды транспорта, назначение, части, кто управляет транспортом);

- активизировать в речи детей приставочные глаголы;

- развивать грамматический строй речи дошкольников: изменение существительных по числам, согласование числительных 1,2,3,4,5 с существительными;

- развивать навыки словообразования: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (метод технологии ТРИЗ «Великан и Гномик»);

- развивать пространственную ориентировку с опорой на метод технологии ТРИЗ

«Сужение поля поиска»;

- развивать связную речь:  составление рассказа об автомобиле с опорой на  метод технологии ТРИЗ « Системный оператор»;

- развивать память и внимание с опорой на мнемотаблицу.

Оборудование:

Картинки с изображением транспорта ( мотоцикл, автобус, трамвай, троллейбус, велосипед, поезд, ракета, вертолет, самолет, катер, подводная лодка, теплоход, лодка,  легковой автомобиль; частей автомобиля: колеса, фары, руль, сиденья, мотор, двери, педали, капот, багажник; первый автомобиль; автомобиль будущего); пособия для игр по технологии  ТРИЗ « Системный оператор», « Сужение поля поиска», дидактический мяч; мнемотаблица.

I. Орг.  момент. 

   Загадки.

- Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. ( Троллейбус)

- Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет. ( Самолет)

- Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.

   Носит обувь из резины, а питается бензином. ( Автобус)

- Надеваем обувь резиновую. Кормим водой и бензином. ( Автомобиль)

- Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой,

   Ведет всех за собой. ( Поезд)

Как назвать все это, одним словом? ( Транспорт)

Для чего нам нужен транспорт? ( Транспорт нужен для того, чтобы ездить, возить людей, перевозить грузы).

 

II. Основная часть.

1). «Виды транспорта».

Составление предложений с союзом « потому что».

Транспорт различают в зависимости от того, где (в какой среде) и каким образом он передвигается и используется.

В воздухе – воздушный

По земле – наземный

По воде – водный

На доске голубой, синий и черный флажки. Детям предлагается картинки с воздушным видом транспорта поставить к голубому флажку, с водным видом транспорта – к синему флажку, с наземным видом транспорта – к черному флажку.

Расставляя картинки, дети составляют предложения.

Например:  Автобус – наземный транспорт, потому что он движется по земле

2). «Один – много» ( с мячом)

    ( Образование И.п. и Р.п. мн. числа существительных)

Логопед называет один предмет, а дети – много.

Например: Самолет – самолеты – много самолетов

                    Поезд – поезда – много поездов

 

3). « Посчитаем» ( с мячом, по картинкам)

(Согласование числительных 1,2,3,4,5 с существительными « самолет, поезд, катер, автобус, лодка»)

Например: Давайте посчитаем, сколько лодок нарисовано на картинке:

 1 лодка, 2 лодки, 3 лодки, 4 лодки, 5 лодок.

 

4). «Кто управляет этим видом транспорта?»

Поездом управляет машинист

Самолетом – пилот

Кораблем – капитан

Автобусом – водитель

Велосипедом – велосипедист

Мотоциклом – мотоциклист

Ракетой – космонавт

 

 III. Физ. минутка  с опорой на мнемотаблицу.

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов

https://documents.infourok.ru/141f7593-8c2e-471e-9d99-8a4a2d468409/0/image001.gif

 IV Часть

1). «Великан и гномик» ( с мячом)

(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

         Логопед начинает фразу, а дети её заканчивают:

         У великана – самолет, а у гномика… – самолетик.

         У великана – катер, а у гномика… – катерок и т.д.

2). Использование приставочных глаголов.

Логопед начинает фразу, дети договаривают, употребляя верную приставку в глаголе «ехать».

Мы ехали, ехали.

К речке подъехали,

Мост переехали,

К горке подъехали,

На горку въехали,

С горки съехали,

Дальше поехали

И домой приехали.

3). « Найди загаданный предмет».

Метод  ТРИЗ «Сужение поля поиска».

На доске в одну линию расставляется 11 транспортных средств ( легковой автомобиль, троллейбус, автобус, катер, электричка, грузовик, самолет, лодка, корабль, вертолет, мотоцикл).

    Логопед загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот   предмет, выясняя    с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Логопед отвечает только «да» или «нет».

Вопросы детей:

- это грузовик? – нет

- это справа от грузовика? – нет

- это слева от грузовика? – да (убираются мотоцикл, вертолет, корабль, лодка, самолет и грузовик).

- это автобус? – нет

- это слева от автобуса? – да

- это легковой автомобиль? – да

4). Метод ТРИЗ «Системный оператор»

С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

 Если мы рассмотрим что-то,

это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей,  ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое) 

Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт)

Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля? (У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары)

Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет)

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах)

Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет).

Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…)

Затем один ребенок самостоятельно повторяет весь рассказ с опорой на картинки

 «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

 

   V. Итог занятия.

- О чем мы говорили сегодня на занятии?

- В какие игры играли?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Назовите наземный (воздушный, водный) транспорт.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.

Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе гроуппе для детей с ОНР, проведенного воспитателем и учителем-логопедом "Космос. Звук Р"....

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной к школе группе «Там на неведомых дорожках» с использованием интерактивного оборудования

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной к школе группе «Там на неведомых дорожках» с использованием интерактивного оборудованияЦель:·         Воспитывать интерес де...

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».

Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...