Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями
статья по логопедии (средняя группа)

Сенотрусова Ангелина Павловна

Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической работы поможет педагогу самостоятельно выстроить систему занятий для наиболее эффективной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления организации логопедической работы по

преодолению нарушений просодической организации речи у детей

с различными речевыми нарушениями

Дети с нарушениями речи нуждаются в помощи специалистов по преодолению имеющихся нарушений просодической стороны речи. Такая работа должна проводиться с учетом дифференцированного подхода и основой коррекционно-формирующей работы должен применяться дифференцированный подход: для детей с дизартрией и с заиканием, а также включение в работу логоритмических, фонопедических, релаксационных упражнений.

Организация коррекционно-формирующей работы с детьми, имеющими дизартрию, может быть разработана на основе рекомендациий таких авторов как Т. В. Ахутина , Е. Ф. Архипова , Л. В. Лопатина , М. Ю. Картушина и других.

При проведении коррекционно-формирующей работы с детьми с заиканием можно руководствоваться рекомендациями таких авторов как Л.И. Белякова , Л. В, Лопатина и других. Логоритмические упражнения рекомендованы такими авторами как Г. А. Волкова, А. О. Комаровская ,Л. В. Лопатина , М. Ю. Картушина и другими.

При организации коррекционно-формирующей работы важно учесть следующие принципы:

  • принцип активности, сознательности и мотивированности. В работе с участниками на каждом этапе занятия проводится предварительная беседа, в которой детям в доступной форме объясняется, что важно быть активным, стараться самостоятельно достигать намеченной цели. В связи с этим принципом важно формировать мотивацию детей, пробуждать желание активно и сознательно работать;
  • принцип комплексности, предусматривающий сочетание учебных и игровых приемов, введение полученных навыков в различные виды деятельности участников, а также общее воздействие на все функции и компоненты просодической стороны речи;
  • патогенетический принцип, заключающийся в учете симптоматики и степени выраженности нарушений речи у каждого из участников и во внимании к коррекции недостатков тех речевых функций, которые обеспечивали нормальную речевую деятельность;
  • дифференцированный подход, включающий разработку и реализацию комплекса упражнений для детей с дизартрией и заиканием.

Основные коррекционно-педагогические условия реализации формирующей работы:

  1. Игры и упражнения в соответствии с лексическими темами.
  2. Включение в логопедическую работу фонопедических, дыхательно-артикуляционных, речевых и театрализованных упражнений и игр, игрового массажа.
  3. Организация игр и упражнений в сочетании с ритмической основой: под музыку, счет, словесное и стихотворное сопровождение.

Основу логопедической работы по преодолению просодических нарушений у детей 4-5 лет с различными речевыми нарушениями должно составлять активное включение логоритмических упражнений. Каждое логоритмическое занятие будет иметь следующую структуру:

  1. Вводная часть.

Приветствие, объявление темы, проведение ритмической разминки (5 минут).

Задача ритмической разминки – подготовить организм детей к предстоящей голосовой и дыхательной нагрузке. Разминка будет включать в себя различные двигательные упражнения под музыку: ходьба спокойная, энергичная, маршировка, бег с изменением направления, с перестроениями, со сменой видов движений.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2. Упражнения по развитию речевого дыхания.

3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

4. Упражнения по формированию голоса.

5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Логопедическая работа также будет содержать разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений. На этом этапе решались основные задачи логопедических упражнений (20 минут).

  1. Заключительная часть.

На данном этапе проводились упражнения, направленные на восстановление дыхания, релаксацию, на основные виды спокойной ходьбы или легкого бега (5минут).

Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия совместно с детьми: ответы на вопросы педагога, закрепление новых навыков управления голосом и дыханием.

Занятия лучше проводить с подгруппой детей в музыкальном зале. К участию в открытых занятиях рекомендуется привлекать родителей. Длительность занятий составит 25-30 минут.

На предварительном этапе внимание в работе с дошкольниками с дизартрией должно уделяться коррекции нарушений артикуляционного аппарата. На каждом этапе формирующей работы с детьми проводится артикуляционные упражнения для подвижности языка. Такие упражнения будут особенно важны для работы с детьми с дизартрией, так как позволят координировать работу отделов периферического речевого аппарата. В работе с детьми с заиканием на начальных этапах необходимо создать условия, способствующие устранению судорожного компонента, обучение способом расслабления по контрасту с напряжением, чем возможно добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения. Дети также должны обучаться приемам произвольного расслабления мускулатуры, необходимо проводить обучение регулировке напряжения и расслабления (упражнения для улучшения осанки, для рук, туловища, ног, шеи).

Основной этап.

  1. Развитие дыхательной функции.

На первом этапе внимание необходимо уделить развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Основной целью дыхательных упражнений будет являться увеличение объема дыхания, нормализации его ритма, выработка плавного, экономного и длительного выдоха. Такая работа осуществляется с развития у дошкольников физиологического дыхания. На этом этапе должны использоваться общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые должны включаться как в комплекс оздоровительной, так и утренней гимнастики, а также использоваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Некоторые из них могут быть рекомендованы для проведения воспитателем с детьми в период прогулки.

Первым необходимо формировать диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию с использованием контроля с помощью ладони ребенка. Такие упражнения должны проводиться лежа, так как в таком положении ребенку проще правильно дышать, чувствовать паузы. Затем, упражнения проводятся сидя и стоя. Для того чтобы закрепить диафрагмально-реберный тип дыхания, необходимо развивать навыки осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот, использовать упражнения, позволяющие развивать фиксированный и форсированный выдох. Дети должны учиться их сочетать, а также дифференцировать ротовой и носовой выдох с обязательной паузой после вдоха. Для длительного и плавного речевого выдоха необходимы специальные упражнения с постепенным их усложнением, произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений. Сначала упражнения должны проводиться с опорой на контроль ладонью, а затем без нее. Задания необходимо выполнять в игровой форме по подражанию или словесной инструкции. На занятиях с детьми необходимо осуществлять логопедическую работу по выработке: правильных дыхательных кинестезий, правильных фонационных кинестезий. Цель использования логоритмики на данном этапе – коррекция нарушений и формирование речевого дыхания, тембра, силы, высоты голоса, длительности и умений произвольно изменять голосовые модуляции. Необходимо использовать упражнения по выработке:

#1055;равильных дыхательных кинестезий:

Осуществлять логоритмические упражнения для нормализации тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. Для этого детям необходимо выполнять двигательную гимнастику. Для формирования мышечного тонуса использовать упражнения «Игры с водой» с активным использованием музыкального оформления, упражнение «Рисуем на песке». Посредством дыхательной гимнастики вырабатывается диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, сила и правильное распределение выдоха. Также важно использовать упражнения, направленные на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработку продолжительного речевого выдоха, тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

#1055;равильных фонационных кинестезий:

Осуществляется развитие и формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса). Время фонации увеличивается посредством ряда упражнений: (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация должна сочетаться с движениями рук, чтобы дети не отвлекаются от голосоподачи на движения). Посредством пропевания слогов и слоговых рядов на одном выдохе осуществляется формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий. Рекомендуем использовать также работу с музыкальными инструментами и звуками, которые демонстрируются детям через компьютер на логоритмических занятиях. Воспитанникам с дизартрией предлагается подражать звучанию различных высот с опорой на движение рук, а также иллюстрации.

Все дыхательные движения, которые будут реализованы в процессе коррекционно-формирующей работы, должны быть реализованы одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных методикой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Данная гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом дети делают на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и так далее) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

#1056;азвитие голосовой функции.

С целью коррекции голоса у дошкольников активно включаются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. На логоритмических занятиях рекомендуется проводить игры и упражнения, способствующие повышению выразительности голоса дошкольников, совершенствования его силы и высоты. Кроме того, упражнения будут способствовать обучению дошкольников говорить без напряжения, изменять силу и высоту голоса в соответствии с различными ситуациями. Работа над голосом должна начинаться после артикуляционной гимнастики, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: [и-э-о-у-а-ы]. Голосовые упражнения необходимо проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Прежде, чем перейти к голосовым тренировкам, воспитанники со стертой дизартрией учатся распознавать нарушения собственного голоса в определенных параметрах, а также наблюдать за голосом окружающих людей и его параметрами.

Нахождение тона голоса:

#1044;ля того, чтобы добиться свободного и чистого звучания голоса, дети используют подачу в «маску» звука «м», который произносится в положении с опущенной головой и сомкнутыми губами. Посредством проб и ошибок дети определяют наиболее естественный тон своего голоса, затем увеличивают длительность звучания. Далее в играх и упражнениях дети произносят на выходе гласные и согласные звуки. Такие упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Гласные должны пропеваться воспитанниками с изменениями в высоте голоса, а в случае, если детям не удастся это сделать, им можно предложить использовать звукоподражания: «как гудит паровоз», «как мурлыкает кошка» и так далее, для того, чтобы добиться изменений в высоте голоса.

Сила голоса совершенствуется в упражнениях, направленных на обучение произнесению гласных звуков более громким или тихим голосом с усилением или ослаблением музыкального сопровождения. Далее отрабатываются произнесение открытых слогов. Навык правильного голосообразования должен отрабатываться на примерах волевого, уверенного произнесения слогов: и слоговых пар с перемещением ударений. Если у ребенка отсутствует напряжение голосового аппарата, а голос характеризовался значительной чистотой и звонкостью, то осуществляется переход к произнесению слов, которые начинаются с открытых ударных слогов: май, молот, месяц, норма, нитка и фраз, содержащих подобные слова. Каждая фраза проговаривается два раза, с начала сливая все слова в одно, непрерывно, затем – сохранялась также свобода звучания, но фраза произносилась орфоэпически: Мама мыла Милу мылом.

#1040;ктивация движений губ, нижней челюсти, а также языка в целях «раскрепощения» органов артикуляции, а также совершенствования резонирования и увеличения полетности голоса.

Развитие силы голоса.

  • упражнения на тренировку силы голоса и расширение динамического диапазона:
  • усиление голоса при произнесении звуков, слогов: беззвучная артикуляция-шепот-тихий голос-громкий голос и, наоборот ослабление голоса;
  • усиление и ослабление голоса на одном выдохе, без пауз и с перерывами в звучании;
  • изменение громкости голоса с увеличением длительности звучания.

Развитие высоты голоса:

Для развития высоты голоса рекомендуется применять игры и упражнения, позволяющие расширить тоновый диапазон. Например, дети произносят гласные и повышают, понижают голос, имитируют звук жужжания большой и маленькой пчелки, изображают звук сирены, парохода, а также маленького кораблика. Данные упражнения поволяют расширять звуковысотный диапазон. Затем, данные навыки закрепляются при работе со словами и предложениями. Полученные навыки закрепляются в подражаниях голосам и звукам при воспроизведении театрализованных сказок. На данном этапе также необходимо использовать речевые игры в виде ритмо декламации без музыкального сопровождения, игры-диалоги, в которых дети используют простейшие стихотворные тексты: русские народные песенки, потешки, дразнилки, прибаутки.

#1060;ормирование и развитие интонационного оформления высказывания.

На данном этапе используются логоритмические игры и упражнения, направленные на формирование представлений о мелодико-интонационной выразительности речи и о роли голосовой и дыхательной и голосовой функций в ней. Для совершенствования голосовой функции с детьми в дополнении проводятся беседы о важности интонационного оформления речи, а также используются различные упражнения, направленные на отработку различных видов интонации.

Работа по воспитанию чувства темпа и ритма строится с учетом периода логоритмической работы. На первом этапе в период шепотной речи детям предлагаются упражнения на развитие чувства музыкального размера (метра), темпа и ритма.

Для обучения навыкам паузирования и выделения словесного и логического ударения в процессе упражнений с движениями и музыкой дети должны начинать с повтора слоговых цепочек с выделением ударного слога. Используются игры с произнесением слов с отстукиванием или отхлопыванием. Также проводится работа по ознакомлению детей со значением и смыслом пауз: важно объяснить детям значение паузы для плавности речи, а также для смыслового оформления высказывания. В целом, для детей с речевыми нарушениями необходимо использовать речевые игры: со звуками, звучащими жестами, игры-диалоги, пальчиковые игры, коммуникативные подвижные игры.

Рассмотрим особенности дифференцированного подхода к коррекции нарушений просодической организации речи у детей двух групп.

В процессе работы с детьми с дизартрией важно учитывать следующие моменты:

1. Активно использовать артикуляционную гимнастику.

2. Осуществлять сочетание артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений.

3. Коррекцию нарушений мелодического оформления высказывания.

В работе с детьми, имеющими заикание, необходимо обратить внимание на:

  1. Замедление темпа речи, обучение речевым правилам.
  2. Снятие судорожного компонента.
  3. Развития основных движений, развитие «мышечного чувства».

В работе с дошкольниками, имеющими заикание важно снять всяческие страхи, переживания, создать благоприятную обстановку, настроить детей на успешную работу.

В работе с дошкольниками, страдающими невротическим заиканием необходимо обратить особенное внимание на:

  • воспитание точности, четкости движений, быстроту двигательной реакции, умения переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий;
  • отведение особого места упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью сменяющегося музыкального материала;
  • формирование чувство коллективных действий, воспитание воли уверенности в своих возможностях, умения преодолевать трудные моменты в исполнении заданий ребенком;
  • частое использования занятия в образной форме, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность ребенка, а также на их эмоции и настроение в целом.

В работе с детьми, страдающими неврозоподобным заиканием необходимо:

  • увеличиваются сроки подачи материала, даются индивидуальные задания;
  • используются наглядная, детально расчлененная подача материала;
  • в целях развития двигательной сферы больше внимания должно уделяться непосредственной работе над координацией и переключаемостью движений с постепенным усложнением заданий;
  • ввиду быстрой утомляемости детей необходимо чередовать статистические и динамические упражнения, материал должен преподноситься дробно;
  • все упражнения должны сочетаться с подробнейшим словесным объяснением педагога.

В работе с детьми, имеющими заикание, особенное внимание должно уделяться формированию темпо-ритмической стороне речи, а также активному включению релаксационных упражнений.

В работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, основной упор необходимо делать на тренировочную работу над дыханием, голосом, другими компонентами просодической стороны речи на логоритмических занятиях. В работе с детьми, имеющими заикание, совершенствование плавности речи может быть достигнуто за счет системы упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов, умений расслабляться, снимать мышечное напряжения, снятия страхов и воспитание внимание к речи.

Таким образом, коррекционно-формирующая работа должна включать ряд логоритмических упражнений, способствующих преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными нарушениями с учетом дифференцированного подхода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей /Е.Ф. Архипова. Москва: АСТ: Астрель. Хранитель, 2006. 319 с.
  2. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса /Т.В. Ахутина. Москва: Просвещение, 2002. 72 с.
  3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия /Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. Москва: Владос, 2009. 286 с.
  4. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду /М. Ю. Картушина. Москва: ТС СФЕРА, 2005. 202 с.
  5. Комаровская, А. О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией /А. О. Комаровская //Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, Витебск, 2017. С. 225-227.
  6. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стёртой дизартрии) /Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Сантк-Петербург.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.

Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР

В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....

"Система логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции являетсчя таколе особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Эт...

Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...