Преодоление нарушений в развитии слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

Данный материал  может быть представлен в виде буклета для родителей в помощь по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. 

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.

Типы нарушений слоговой структуры слова:

  • Искажение структуры отдельного слога.
  • Нарушение последовательности слогов в слове.
  • Нарушение количества слогов.
  • Инертное застревание на каком-нибудь слоге – персеверации.
  • Уподобление одного слога другому.
  • Слияние частей слов или слов в одно.
  • Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
  • Контаминации (смешение слов).

Работа выстраивается на вербальном (речевом) и невербальном материале.

Работа на невербальном материале

  • Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис -узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
  • Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

На вербальном этапе проводятся игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Варианты заданий:

1.Объяснение: слова бывают длинные и короткие.

«Прошагай, прохлопай слово» - сколько частей, слогов насчитал?

«Найди короткое слово среди длинных» (сапоги, кот, черепаха, молоко)

«Скажи ласково» - изменение слоговой структуры. Дом – домик, кот – котик и т.д.

2. Формиррвание пространственно-временных отношений.

«Найди начало, середину, конец»

«Кто, что стоит за, перед, после?»

«Кто первый, последний?» (сказка «Репка»).

3. Повторение за взрослым разных слоговых рядов и слов: та-то, та-ту-то; па-ка, ка-ва; вата – хата; малина –кубики; тык-ва, вет-ка; ма –фма, та –пта.

Проверка умения произносить ребенком закрытые слоги.

«Назови картинку» (мак, дом, кот).

4. Устранение перестановок слогов.

Используя картинки, придумать слово на слог МА, КО, РО и т.д.

Придумать слова из одного (двух, трех) слогов.

Придумать слова, прибавив слоги к  слову ТОЧКА (карточка, кисточка).

Узнавание наличия в слове данного слога.

Определение места слога в слове (начало, середина, конец).

Сложить слово из предложенных слогов : ХА, МУ – муха.

Замена в словах одним слогом другим по картинке (колено - полено).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №322 «Морозко»

Преодоление нарушений в развитии слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Скачать картинки для детского сада на разные темы - подборка

Учитель-логопед: О.Г.Тихоновцева.