Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии
Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому логопеды часто обращаются к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.10
Тел. 541-90-32, факс: 8-495-549-04-77, e-mail: vidnoe.school7@yandex.ru
ОКПО 45679207, ОГРН 1035000908909, ИНН 5003021551, КПП 500301001
Консультация для педагогов
«Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения
артикуляционной гимнастики»
Подготовила:
педагог-психолог
Лебедева С.Б.
Видное, 2023 г.
«Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения
артикуляционной гимнастики»
Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков в речи. Логопедическое воздействие на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов.
Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому логопеды часто обращаются к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.
Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии – Ястребова А.В и Лазаренко О.И. – отмечают, что совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Элементы биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами кинезиологии - науки о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Биоэнергопластика - это метод нейростимуляции, предполагающий совместное движение рук и органов артикуляции.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – это плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.
Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. На первом этапе дети знакомятся с артикуляционным упражнением, выполняя его перед зеркалом. На втором этапе к артикуляционному упражнению добавляются движения ведущей рукой, зрительная опора убирается. Постепенно в работу включается вторая рука, и артикуляционное упражнение сопровождается двумя руками.
Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.
Используемые источники
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 240 с.
- Вавинова Е.В. Нейростимуляция на коррекционно-развивающих занятиях с детьми. URL: https://psy.su/feed/7193/ (дата обращения: 22.10.2023)
- Крупенчук О.И. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика. «Литера», 2020. 63 с.
- Телепнева Н. А., Маслова И. Н., Гребенюк И. И. Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 117-119. URL: https://apni.ru/article/1093-ispolzovanie-elementov-bioenergoplastiki (дата обращения: 22.10.2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-160840-1372167645.jpg)
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластик...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-778176-1685947096.jpg)
Буклет для педагогов ДОУ на тему "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"
Красочный буклет содержит ключевую информацию о применении биоэнергопластики на занятиях по развитию речи: значение термина, преимущества технологии, этапы работы....
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-111945-1574756944.jpg)
Консультация "Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"
quot;Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"...
Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Правильная речь — одно из важных условий всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познани...
Консультация для педагогов "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"
Ознакомление педагогов с инновационной здоровьесберегающей технологией "Биоэнергопластика", описание приципа, преимуществ и особенностей практического использования метода, а также поэтапног...