28.02.2024 Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика. Советы логопеда.»
консультация по логопедии

Денибекова Загират Юмагельдиевна

Речь - психический процесс формирования, передачи и понимания информации посредством языка. В развитии речи ведущую роль занимает артикуляция - работа органов речи для произнесения того или иного звука. Органы, участвующие в речи, подразделяют на активные и пассивные. Активные — это связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя часть зева и нижняя челюсть. Пассивные — зубы, альвеолярные отростки и твердое небо. 

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать полноценные движения и правильные положения органов речевого аппарата, необходимые для произнесения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx494.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика. Советы логопеда.»

Речь - психический процесс формирования, передачи и понимания информации посредством языка. В развитии речи ведущую роль занимает артикуляция - работа органов речи для произнесения того или иного звука. Органы, участвующие в речи, подразделяют на активные и пассивные. Активные — это связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя часть зева и нижняя челюсть. Пассивные — зубы, альвеолярные отростки и твердое небо. 

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать полноценные движения и правильные положения органов речевого аппарата, необходимые для произнесения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают:

  • беззвучные;
  • с участием голоса; 
  • статические, направленные на выработку правильной вокальной позиции;
  • динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Для того чтобы артикуляционные упражнения принесли пользу, нужно соблюдать следующие условия:

  1. Регулярность.

Артикуляционная гимнастика — это системный процесс. Навык закрепится только при условии ежедневного повторения упражнения. Два занятия от трех до пяти минут будет достаточно для одного дня. 

Для одного захода хватит двух-трех упражнений, каждое из которых нужно повторять пять-шесть раз. 

  1. Правильная техника.

Артикуляционную гимнастику дети выполняют перед зеркалом, чтобы видеть, что делает язык, как правильно складывать губы. Необходимо контролировать качество выполнения упражнений. Это тот случай, когда количество не равно качество. Лучше сделать меньше повторений, но с правильной техникой. Некоторые упражнения не будут получаться сразу — это нормально. Если быть терпеливым и спокойным, в скором времени все получится. 

  1. Верное положение тела.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Задействуются только необходимые для работы мышцы. Шейно-плечевой отдел остается свободным и расслабленным.

  1. Постепенность.

Нагрузка на артикуляционный аппарат увеличивается последовательно. В начале занятий упражнения всегда выполняются медленно. 

  1. Понимание теории.

Ребенок не сделает правильно упражнение, если не поймет физиологию процесса. Поэтому перед практикой нужно поговорить о теории: как называются артикуляционные органы и какую функцию выполняет каждый из них.

  1. Игровая форма.

Если проводить гимнастику в игровой форме, процесс будет ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, и он будет выполнять упражнения непринужденно и естественно.

Артикуляционные упражнения

Каждый день нужно добавлять по одному новому упражнению для поддержания у ребенка интереса.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;
  • полоскание горла;
  • резкое, отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ;
  • покашливание.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и раскрывание рта, причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого;
  • жевательные движения;
  • движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

  • надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
  • перегонка воды из одной щеки в другую;
  • втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для мышц шеи, гортани. Выполняются с закрытым ртом:

  • опускание головы вниз;
  • запрокидывание головы;
  • поворот головы вправо-влево;
  • наклоны головы вправо-влево;
  • руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Упражнения для губ и языка:

  • «Улыбка» — улыбнуться, разомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Заборчик» — улыбнуться, сомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Трубочка» — рот приоткрыть, боковые края языка загнуть вверх. Язык приобретает форму трубочки, задержаться в этом положении. 
  • «Бублик» — сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Лопатка» — открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Чашечка» — широко раскрыть рот, высунуть язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Часики» — улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
  • «Качели» — широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.
  • «Индюк» — открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл». Нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Горка» — широко открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть язык. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Маляр» — открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по небу вперед — назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
  • «Грибочек» — улыбнуться, придавить язык к небу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Конфета» — рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
  • «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10 раз.
  • «Барабанщик» — приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.

Заключение

Регулярно уделяя внимание речи ребенка с раннего возраста, вы подарите ему возможность правильно и грамотно выражать свои мысли.

Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года, примеры упражнений

https://sun9-69.userapi.com/impg/W4KR2Wq3C09kycxpclHLME0aCnZgd4Zcfdt8VQ/oM6d3n-rSNo.jpg?size=795x1080&quality=95&sign=ff0ca20e37ca1908a58ec928a47e083d&type=album