Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Монич Оксана Владимировна

Конспект фронтального занятия по формированию у детей подготовительной к школе группы лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема: Поздняя осень. Обучение составлению рассказа-описания.

Цель занятия: подготовить детей к составлению рассказа-описания на материале лексической темы «Осень».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frontalnoe_zanyatie_rasskaz-opisanie.doc799 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию у детей подготовительной к школе группы лексико-грамматических категорий и связной речи

Дата:

Тема: Поздняя осень. Обучение составлению рассказа-описания.

Цель занятия: подготовить детей к составлению рассказа-описания на материале лексической темы «Осень».

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

- закреплять и уточнять знания детей об осени и ее признаках;

- обучать адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы, в структуре простых и сложных распространенных предложений.

Развивающие задачи:

- развивать умения составлять описательный рассказ с опорой на ряд заданных слов;

- активизировать словарь прилагательных;

- активизировать словарь антонимов.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру коммуникации;

- умения адекватно оценивать собственную деятельность.

Коррекционные задачи:

- устранять ошибки, связанные с определением главных и второстепенных членов в структуре простых и сложных фраз;

- предупреждать нарушение связи слов на уровне согласования и управления.

Речевой материал: осень, дождь, лужи, ветер, обитатели, животные, листья, урожай; черный, сильный, желтый, красный, оранжевый, мелкий, глубокий, огромный, далекий, короткий-длинный, холодный-теплый, цветущий-увядающий, яркое-тусклое.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина, карточки со словами, фланелеграф.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I.Организационный момент

(3 мин)

- Ребята, давайте начнем наше занятие. Сейчас сядет тот, кто назовет слово, противоположное по смыслу.

Логопед называет признаки лета, а дети признаки осени.

- Длинный день; теплый ветер; ясное утро; теплый дождь; цветущие клумбы; яркое солнце; одетые в листву деревья.

Дети по очереди называют слова-антонимы в соответствии с признаками, присущими осени.

- Короткий день; холодный ветер; пасмурное утро; холодный дождь; увядающие клумбы; тусклое солнце; голые деревья.

II. Основная часть (25 мин)

1.Предварительная работа по составлению описательного рассказа.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Почему вы так считаете? Посмотрите  картинки, которые лежат на ваших столах и ответьте на мой вопрос.

 

2. Составление описательного рассказа по картинке «Осень».

https://pandaland.kz/uploads/FILES/8e2/8e2d23e9a23b16a4e2c091a5d1ee6712.jpg

Логопед собирает у детей иллюстративный материал, с опорой на который они составляли предложения. Иллюстрации (представленные ранее) закрепляются на фланелеграфе, под ними помещаются карточки с опорными словами, словосочетаниями:

https://storage.needpix.com/rsynced_images/cloudy-2667025_1280.png

картинка со словами скрылось, черные тучи;

https://img2.freepng.ru/20180221/fie/kisspng-autumn-tree-cartoon-clip-art-autumn-leaves-5a8d1dd042b5c7.7427350815191976482733.jpg

картинка со словами сильные и холодные;

https://i.pinimg.com/originals/09/3c/a0/093ca0560ca1fb4fbe0c27c4c3daf099.png

картинка со словами желтые, оранжевые и красные;

https://clipartcraft.com/images/rain-clipart-thunderstorm-13.png

картинка со словами проливные, холодные;

https://previews.123rf.com/images/blamb/blamb1112/blamb111200018/11431505-a-dark-cartoon-cloud-rains-and-creates-a-puddle-.jpg

картинка со словами мелкие и глубокие;

https://cdn.fishki.net/upload/post/201402/15/1244722/1_animal383.jpg

картинка со словами огромные стаи,

теплые, далекие края;

https://sun9-58.userapi.com/9Nek7rR1niFODV4Sg5d730NJcLMwdt1dYWTWSg/-bjXmmtV9ro.jpg

картинка со словами обитатели леса, запасы корма, норы;

https://i.pinimg.com/474x/f4/ae/e7/f4aee770184c18af214224f11e5cca50.jpg

картинка со словом урожай;

картинка со словами красивое время года.

- Сейчас вместе с вами составим рассказ об осени. Составляя рассказ, мы будем пользоваться картинками и карточками со словами. Давайте прочитаем эти слова (при необходимости отрабатываются слова со сложной слоговой структурой)

- Ребята, рассмотрите первую иллюстрацию, составьте по ней предложение. Пользуйтесь словами, которые записаны на карточках (аналогично проводится работа по составлению следующих предложений.

В результате у детей должен получится следующий текст:

Наступила осень, солнце скрылось за черными тучами. Дуют сильные и холодные ветра. С деревьев опадают желтые, оранжевые и красные листья. Идут проливные, холодные  дожди. Всюду мелкие и глубокие лужи. Птицы собираются в огромные стаи и улетают в теплые, далекие края. Обитатели леса готовятся к зиме. Животные делают запасы корма, подготавливают свои норы. С полей и огородов люди убирают весь урожай. Осень очень красивое время года.

3. Динамическая пауза.

- Ребята, пора немного отдохнуть, сделаем гимнастику.

Мы листики осенние.

(Плавное покачивание руками над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

(Подуть на ладошки, развести руки в сторону)

Мы летели, мы летели

(Плавное покачивание руками над головой)

И на землю тихо сели.

(Опустить руки на колени)

4. Составление описательного рассказа по картинке «Осень» (продолжение)

- Ребята, давайте прослушаем рассказ, который мы вместе составили. (заслушивается рассказ 3-4 детей)

- Сейчас осень.

Дети рассматривают картинки и по очереди составляют по ним предложения, которые затем будут использованы при построении описательного рассказа:

- Сейчас осень, потому что листва на деревьях пожелтела./

Сейчас осень, потому что с деревьев опадает листва.

- Сейчас осень, потому что дуют ветра.

- Сейчас осень, потому что идут дожди.

- Сейчас осень, потому что птицы улетают на юг.

- Сейчас осень, потому что дикие животные готовятся к зиме/делают запасы на зиму.

- Сейчас осень, потому что пасмурное небо/черные тучи/не видно солнца.

- Сейчас осень, потому что люди собирают урожай.

Дети сопряжено читают слова, записанные на карточках.

- Наступила осень, солнце скрылось за черными тучами.

Дети составляют рассказ по цепочке.

Повторяют движения за логопедом.

Отвечает 3-4 ребенка по желанию.

III. Заключительная часть (2 мин)

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

-  Вам нужно оценить свою работу на занятии. Зеленый лист означает «отличная работа»; желтый лист «хорошая работа»; красный лист означает «нужно еще постараться». Оцените себя, как вы работали на занятии и выберете подходящий лист.

Опросить каждого ребенка, уточнить почему он оценил себя именно так.

- Мы говорили об осени, о ее признаках.

- Мы составляли рассказ об осени.

Дети оценивают свою работу на занятии, выбирают соответствующий лист.

 Комментируют свой выбор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление  знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...