«Использование авторского пособия "Звуковой домик" при обучении грамоте детей с ТНР» (для детей 5-7 лет)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Надеждина Мария Валериевна

Дети с нарушениями речи, как правило, имеют нарушения в познавательной деятельности. С помощью пособия "Звуковой домик" ребенка можно заинтересовать и привлечь внимание, а через игру можно решить много поставленных задач:

  • на начальном этапе обучения помогает разнообразить артикуляционную гимнастику;
  • в увлекательной форме познакомить детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • умение делить слова на слоги;
  • умение проводить анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • познакомить с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • привить основы чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zvukovoy_domik.docx599.62 КБ

Предварительный просмотр:

Надеждина Мария Валериевна, учитель-логопед

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани

«Использование авторского пособия "Звуковой домик"

при обучении грамоте детей с ТНР»

Дети с нарушениями речи, как правило, имеют нарушения в познавательной деятельности. С помощью пособия "Звуковой домик" ребенка можно заинтересовать и привлечь внимание, а через игру можно решить много поставленных задач:

  • на начальном этапе обучения помогает разнообразить артикуляционную гимнастику;
  • в увлекательной форме познакомить детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • умение делить слова на слоги;
  • умение проводить анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • познакомить с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • привить основы чтения и письма.

Обучение грамоте с помощью данного пособия происходит постепенно, в игровой форме.

Как показывает практика, ребёнка необходимо мотивировать для выполнения определенных упражнений, увлечь интересной задачей.

Непроизвольно запечатлевается тот учебный материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Поэтому герои моего пособия - это герои мультфильмов, сказок, которые нравятся детям.

Данное пособие я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях для детей 5-7 лет.

Примеры заданий, упражнений с помощью данного пособия. В нашем "Звуковом домике" живут "звуковички" (красный - гласный, зеленый - мягкий согл., синий - твердый согл. Когда мы определяем с детьми, глухой это звук или звонкий, то звуковички надевают наушники или берут колокольчик). Дети постепенно узнают, как живут «звуковички», что есть у них дома, как они отдыхают, кто к ним приходит в гости, куда они отправляются в путешествия и на чём. Таким образом, я расширяю активный словарь детей.

Начало создаёт атмосферу всего занятия и логопеду нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Я использую следующие приёмы:

Например, тема занятия в старшей группе "Звуки м, мь". С детьми определяем к кому из звуковичков пришли друзья и выясняем, после того как дали им характеристику, что к зеленому звуковичку пришел в гости Миша, а к синему - Маша. Гости принесли подарки, но перепутали коробочки, нужно помочь распределить их, а также определить, в каком месте находится звук.

Когда изучали звуки К и Кь к звуковичкам в гости приходили Коты (Коржик, Карамелька, Компот). Чтобы отдифференцировать звуки мальчики были котики, а девочка – кисонька. Звуковички угощали гостей продуктами, где в названии есть эти звуки (кисель, конфета, яблоко, кексы (дали и мальчикам и девочке), сосиски. Делили слова на слоги, определяли место звука в слове, составляли предложения с нашими героями, считали количество слов.

И так на каждый изучаемый звук приходят новые герои.

Занятия по грамоте пересекаются с лексической темой недели. Например, тема «Транспорт», то звуковички и их гости отправляются в путешествия на различных видах транспорта. Если тема «Животные жарких стран», то наши герои летят в Африку или идут в зоопарк. На тему «Овощи», «Фрукты» перед домом появляется сад или огород, где названия овощей и фруктов не остаются без звукового анализа, деления на слоги.

В подготовительной к школе группе в домике поселяется Кот ученый, который учит детей буквам и слогослиянию (в старшей группе мы так же учимся соотносить графический образ буквы с соответствующим звуком). В старшей группе буквы показываю на картинке, в подготовительной к школе группе каждая изученная буква остается в домике и занимает в нем свое место (буквы из деревянной азбуки). В лапках у кота книга, куда я вклеиваю небольшую букву, кот в начале занятия говорит стишок про эту букву. Стишок помогает запомнить особенности написания буквы (например, «видишь хвостик на конце, значит это буква Ц»). Дает детям различные задания, например, выложить из шнурочка, из палочек букву, написать ее. Кот часто напоминает детям, что буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Поэтому звуковички у нас так же продолжают активно участвовать в образовательном процессе.

Мебель в доме тоже стоит не просто так. В шкафчике хранится сюрпризный момент (дети в начале занятия отгадывают загадку, ключиком открываем шкаф и достаем "отгадку". Это может быть предмет на изучаемый звук, либо записка с заданиями, которые нужно выполнить в течение занятия). На твердые стулья сажаем гостей с твердыми согласными в названии, на мягкую кровать или диван - с мягкими согласными соответственно.

В дополнение к «звуковому домику» я так же использую картинки, звуковые символы, картинки-схемы, карточки. С помощью данного многофункционального пособия трудная и кропотливая работа по обучению грамоте проходит в доступной и интересной форме.

C:\Users\Алексей\Downloads\

Список литературы:

1. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.

2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы.

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт работы в начальной школе помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой ...

Авторская сказка по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Сон буквы Н"

Авторская сказка разработана мной для обучения грамоте детей в старшем дошкольном возрасте....

Использование камней Марблс в обучении грамоте детей дошкольного возраста

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе и в контексте преемственности дошкольного и начального школьного обр...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы»

Цель: обучение грамоте детей подготовительной группы через различные игровые технологииЗадачи:Изучить актуальность использования игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы;В...

Авторские сказки для обучения грамоте детей с ОНР в детском саду.

Предлагаемый материал апробирован на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Сказки помогут детям легко запомнить сложные  для них  абстрактные понятия....