Консультация "Роль родителей в развитии грамматического строя речи детей"
презентация по логопедии

Консультация "Роль родителей в развитии грамматического строя речи детей"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Слайд 2

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Слайд 3

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Слайд 4

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.

Слайд 5

Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Слайд 6

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. .

Слайд 7

Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Слайд 9

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДРУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Игра-соревнование «Подбери словечко» Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое. Игра «Нарисуй и заштрихуй» Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Слайд 10

Игра «Вспомни сказку» В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси- лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». За правильный ответ можно предложить ребенку яблоко. Игра с союзом на «А» Когда в руках несколько яблок, самое время рассмотреть их повнимательней и сравнить между собой: одно яблоко желтое, а другое красное; одно сладкое, а другое кислое и т.д. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

Слайд 11

РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ НА ПРОГУЛКЕ На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда». «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт» и тд. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.

Слайд 12

Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Слайд 13

РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ НА КУХНЕ На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете: «нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает». Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Слайд 14

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т.д.) . Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?» «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводим его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне, и пусть рассказывает о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Слайд 15

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ НА ДАЧЕ На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду и огороде» и т.д. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а вживую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение5, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты. Каким трудом дается урожай.

Слайд 16

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Практически на любом наглядно материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Что поменялось местами», «Что изменилось», «Подбери пару» и т.д.

Слайд 17

Немаловажным фактором для развития речи ребенка является простое чтение. Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора – чтение перед сном и это отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР.

В статье рассматриваются  особенности речи детей с таким сложным речевым нарушением, как  общее недоразвитие речи.  Описываются речевые игры, с  помощью которых родители  могу...

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...

Мастер - класс для родителей: Приёмы развития грамматического строя речи дошкольника.

Цель: Довести до сведенья родителей об особенностях грамматического строя детей с ОНР и привести примеры приёмов его развития....

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРСсылка на презентацию и доклад: https://c...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

консультация для родителей по развитию грамматического строя речи у дошкольников

Данный материал будет полезен родителям по развитию грамматического строя речи у детей...