Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста ОВЗ.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Главная задача в обучении, развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушением речи – это формирование путём различных методик, грамотной, лексически богатой, чистой и внятной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_igrovye_tehnologii.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста ОВЗ.

Главная задача в обучении, развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушением речи – это формирование путём различных методик, грамотной, лексически богатой, чистой и внятной речи. Без необходимых навыков в общении и изложения своих мыслей в слух ребёнок будет не в состоянии нормально ассимилироваться в обществе своих сверстников и будет чувствовать себя не в своей тарелке, а другие дети возможно будут относится к такому ребёнку, с недостатками, как слаборазвитому и глупому, отсюда вытекают вполне ожидаемые проблемы оскорблений и заниженной самооценки ребёнка с нарушениями.

В наше время количество детей с нарушениями речи крайне высоко и развитие этих детей одна из главнейших задач педагога-логопеда. К сожалению, на данный момент многие из методик обучения и формирования речи у детей составлены для исправления звукопроизношения и в которых уделяется очень незначительное внимание в отношении логового состава слова, а также умению детей слышать и корректно воспринимать слова, а ведь именно это и является одной из причин возникновения у детей таких недугов как дислексия и её подобные.

На сегодняшний день существуют методики в виде различных игровых технологий, которые должны способствовать развитию речи у детей с дислексией и похожими проблемами. Игровая модель обучения детей как не трудно догадаться куда эффективнее поскольку дети больше любят играть нежели муторно и скучно учиться. Игровые технологии предлагают творческий подход к тому или иному заданию и позволяют создать раскованную и понятную детям атмосферу. Практическое применение игровых методик — это не инновационная практика, подобная схема используется уже довольно давно и хорошо себя зарекомендовала. Многие педагоги-логопеды используют как раз игровые технологии хоть и не все, зачастую добавляя бонусом к обучению какой-либо приз. Обучение такого типа несёт с собой ряд значительных преимуществ.

Преимущества игровых технологий:

• Каждый ребёнок воспринимает информацию лучше через игровые формы

• Для ребёнка это яркий и интересный процесс в отличии от учебного

• Пассивностей детей при использовании игровых технологий минимальна

• Игровые технологии позволяют использовать различное оборудование и окружение, что обеспечивает разнообразный и не похожий друг на друга антураж в процессе обучения

• Многие игры являются маленьким испытанием, соответственно детям, особенно мальчикам интересно выйти победителем в той или иной игре, поскольку это своего рода соревнование – кто быстрее добьётся положительного результата

Задачи и цели в обучении детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий: развитие у детей фонематических процессов и восприятия.

Стоящие задачи перед педагогом: Используя игровые технологии провести обучение детей умению выделять свои и чужие звуки в ходе общения, научить детей анализировать свою речь и речь окружающих.

Игра для развития слухового внимания у детей с нарушениями речи:

1. Узнай по звуку!

Целью данной игры является развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и умение детей разговаривать фразами. В качестве локации можно использовать некое подобие пространства, окружённое ширмой, используя различные игрушки и предметы наподобие столовых приборов, бумаги, палочек и тому подобных. В процессе игры педагог или любой другой человек за ширмой, используя различные предметы из различных материалов издаёт различные по звучанию звуки, учащиеся должны отгадывать какой именно сейчас использовался предмет и какой был звук.

Игра для развития речевого слуха:

2. Угадай, чей голос!

Цель: опознать голос своего одногрупника. В качестве игрового инвентаря можно использовать плюшевого мишку. Педагог-логопед должен выбрать ребёнка, у которого будет мишка, затем рассадить всех остальных детей кругом, а водящего поставить к ним спиной, затем логопед просит кого-то из сидящих позвать водящего, а тот в свою очередь должен угадать, кто это был и передать мишку ему, кто получает мишку становиться водящим.

Игра на различаемость слов, которые похожи друг на друга по звучанию и составу:

3. Будь внимателен.

Цель: Педагог должен обучить детей правильному произношению слов. В качестве игрового инвентаря можно использовать презентацию с картинками или же отдельные карточки с изображениями предметов. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки или же включает их на презентации и произносит названия предмета, изображённого на картинке, а ребёнок должен угадать, когда именно педагог произнёс название предмета верно и корректно. Если ребёнок выбирает верный вариант, то педагог показывает, например, зелёную карточку, а если не верный, то красную.

Игра, направленная на дифференциацию слогов.

4. Повтори правильно.

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки. Оборудование: мяч. Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-ресурс:

2. Интернет-ресурс:

3. Интернет-ресурс:

4. Интернет-ресурс:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Проект «Игровые технологии – как средство развития вокальных данных у детей дошкольного возраста»

Инновация проекта основывается на внедрении в практику игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер. Обучение  пению будет происходить через игровую деятельность. Непроизвольное обучение дете...

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...