Использование игровых приемов в работе над автоматизацией звуков с дошкольниками
статья по логопедии

Коновалова Галина Александровна

Автоматизация поставленных звуков – важный, но и в тоже время утомительный процесс для ребенка, требующий многократного повторения за учителем-логопедом одного и того же упражнения. Чтобы логопедические занятия были более увлекательными и эффективными в работе над автоматизацией звука можно использовать съедобные (яблочные и апельсиновые колечки, сушки, печенье, разноцветное шоколадное драже «Эм-эн-Эмс») и несъедобные (каштаны, шишки, желуди) предметы. Детям очень нравятся эти игровые упражнения, и они стараются правильно произносить автоматизируемые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx836.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов в работе над автоматизацией звуков с дошкольниками

Автоматизация поставленных звуков – важный, но и в тоже время утомительный процесс для ребенка, требующий многократного повторения за учителем-логопедом одного и того же упражнения. Чтобы логопедические занятия были более увлекательными и эффективными в работе над автоматизацией звука можно использовать съедобные (яблочные и апельсиновые колечки, сушки, печенье, разноцветное шоколадное драже «Эм-эн-Эмс») и несъедобные (каштаны, шишки, желуди) предметы. Детям очень нравятся эти игровые упражнения, и они стараются правильно произносить автоматизируемые звуки.

Ниже приведены игровые приемы в работе над автоматизацией звуков:

Кто больше?

Для данного упражнения можно использовать любой предмет (каштаны, шишки, желуди и т.д.). Учитель-логопед просит ребенка произнести столько раз звук или слог, сколько каштанов лежит в контейнере. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.

Яблочные или апельсиновые колечки для птиц

Потребуются яблочные или апельсиновые колечки и длинная веревочка. Задача для ребенка: нанизывая яблочные (апельсиновые) колечки на веревочку произносить заданный звук или слог.

В гости к белочке

Учитель-логопед сообщает, что сегодня они отправятся в гости к белочке и угостят ее орешками.

На стол перед ребенком выставляется корзиночка с грецкими орехами. Педагог предлагает ребенку выложить дорожку из грецких орехов до белочки, произнося слоги (слова). Когда ребенок выложит дорожку из орехов их можно сосчитать, выполнить самомассаж пальчиков и угостить орешками белочку.

Поможем цыпленку

Учитель-логопед сообщает, что сегодня в лесу встретил цыпленка. И предлагает ребенку пофантазировать, как цыпленок мог оказаться в лесу (Отстал от мамы-курицы, бежал за бабочкой…). Педагог просит ребенка помочь цыпленку добраться до дома, выкладывая дорожку из фасоли (гороха) и произнося слоги.

Бусы для любимой мамы

Потребуются сушки и длинная веревочка. Задача для ребенка: нанизывая сушки на веревочку произносить заданный звук или слог.

Собери пирамидку

Потребуются сушки, мармелад, в который вертикально вставлена соломка (сладкая или соленая). Ребенок нанизывает сушки на стержень пирамидки (соломку). Одновременно он произносит заданный звук или слог.

Когда ребенок полюбуется на свою пирамидку, можно предложить ему попробовать колечки пирамидки на вкус.

Падающая башня из печенья

Потребуется печенье квадратной или круглой формы. Учитель-логопед предлагает ребенку построить высокую башню из печенья. Ребенок складывает одно печенье на другое, проявляя аккуратность и ловкость для того, чтобы башня устояла. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Если все же башня упадет, можно предложить ребенку попробовать печенье на вкус.

Разложи конфетки по тарелочкам

Потребуются одноразовые тарелочки или тарталетки для салатов и разноцветное шоколадное драже «Эм-эн-Эмс». Учитель-логопед просит ребенка разложить конфетки (драже) по тарелочкам по цвету (красные, синие, зеленые, желтые, оранжевые). А затем произнести столько раз слог са (со, су, сы), сколько красных (синих, зеленых, желтых, оранжевых) конфеток (драже) лежит на тарелочке.

В конце игры ребенок угощает конфетками (драже) игрушки и пробует их сам.

Покормим мишку конфетками

Из маленькой пластиковой бутылочки делаем мишку. Предложите ребенку: «Давай покормим мишку вкусными конфетками!» Ребенок кормит мишку конфетками (драже) и одновременно произносит заданный звук или слог.

Когда бутылочка-мишка наполнится разноцветным шоколадным драже «Эм-эн-Эмс», можно ее открыть и устроить чаепитие.

Работа по автоматизации поставленных звуков с использованием игровых упражнений, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес ребенка к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития и позволяет качественно подготовить ребенка к школе.

  1. Комарова Л.А. Альбомы по автоматизации звуков. – М. 2009г.
  2. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. – М. 2005г.
  3. Шичанина О.В. Речевые игры и упражнения. // «Логопед». – М. 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы коррекционной работы по автоматизации звука [Р].

Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах....

План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....

Опыт работы «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Система работы с детьми старшего возраста по формированию элементарных математических представлений...

Из опыта работы «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,...

Из опыта работы «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...

План работы по самообразованию по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...