Тема: «Звук л’». (Конспект индивидуального логопедического занятия по обучению грамоте)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект направлен на формирование чётко произносить и различать звук  л’ изолированно и в словах; учить выделять звук  л’ из ряда других звуков; учить определять место звука  в слове; учить образовывать относительные прилагательные; учить соотносить притяжательные прилагательные местоимений мой, моя, моё с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида»

Тема: «Звук  л’».

(Конспект индивидуального логопедического занятия

по обучению грамоте)

        Подготовила

                                                                                                  Учитель – логопед:

                                                                                                  Прохорова Е.А.

                                                                                     

        2024

                                   Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук  л’». 

Цели: 

Коррекционно-образовательные:

- чёткое произнесение и различение звука  л’ изолированно и в словах.

- выделение звука  л’ из ряда других звуков.

- определение места звука  в слове.

- образование относительных прилагательных.

- соотнесение притяжательных прилагательных местоимений мой, моя, моё с существительными. 

Коррекционно – развивающие: 

- развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.

- развитие грамматического строя речи.

Коррекционно – воспитательные:

воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование. Животные – игрушки для зоопарка (лев, олень, лиса, козлёнок, лягушка и др.), гербарий, картины с изображением различных деревьев и листьев.

Ход   занятия:

1. Оргмомент

    Логопед загадывает загадку

          Солнце печёт,

        Липа  цветёт,

        Рожь поспевает

        Когда это бывает?

                         (Летом)

2. Сообщение темы занятия

   О каком времени года вспомнили?   Какой первый звук в слове лето?

3. Характеристика звука  л’ по артикуляционным или акустическим признакам

    Когда мы произносим звук  л’, губы улыбаются, кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Звук л’ – согласный, мягкий.  

4. Выделение звука  л’ на слух

    – из ряда слогов, звукосочетаний. Если услышишь звук  л’ хлопни в ладоши: ля,  ли,  ти,  ли,  кё,  лё,  тю,  юль,  уль, …;

   – из ряда слов. Если в слове услышишь звук  л’ подпрыгни на месте:  лёд,  Алёна,  липа, люк,  Люба,  Лена,  полено,  лето,  лимон,  лента,  лебедь,  лётчик,  уголь,  ноль,  мебель.

5. Образование относительных прилагательных от названий деревьев и кустарников

    Вспоминая о лете, мы можем пойти на прогулку, куда пожелаем, даже в зоопарк. Что такое зоопарк? Логопед сообщает, что в зоопарк они пойдут через парк, где растут разные деревья. Если летом собрать с этих деревьев листья и засушить, то можно сделать? (Гербарий.) Что такое гербарий? (Собрание засушенных листьев.)

   Ребёнок  рассматривает деревья, кустарники, которые якобы встречаются на пути, называет их, говорит с какого дерева, какой лист возьмёт для гербария.

С липы – липовый листок (– ые листья)                 с клёна – кленовый

С тополя – тополиный       (– ые листья)                с калины – калиновый 

  Динамическая пауза

    Липы  за  руки  взялись,  липы  ветками  сплелись,

    Ветер злится: «Повалю!!! Я упрямых не терплю!!!».

    Дунул снова, что есть сил, но деревья с ног не сбил.

6. Соотнесение притяжательных местоимений  мой, моя, моё  с  существительными

а) В зоопарке ребёнок рассматривает животных и помещает всех животных со звуком  л’ в одну клетку. Определяет место звука  л’  в словах (лев, козлёнок, лиса…). Выяснилось, что зоопарк закрывают на ремонт и ребёнок может забрать одно животное себе.

б) Составление словосочетаний с притяжательными местоимениями (по данному образцу).

    Это мой лев, это моя лиса, это моё ведро и т. д. В клетки остались два зайчика. Их зовут Ленька и Олежка. А как скажем? (Мои зайчата.) Какое животное лишнее в зоопарке. Почему? (Потому что козлёнок – это домашние животное.)

7. Итог  занятия:

–  Назови имена, которые начинаются на звук л’ (Лена, Леша, Люба, Лёня, Лиза.)

 –  Любимое время года? (Лето.)

 –  Где  живёт  волк?  (В лесу.)

 –  Самый кислый фрукт? (Лимон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....