Социально значимый педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему: «Жить в прекрасном добром мире»
проект по логопедии (старшая группа)

Горская Светлана Николаевна

Цель проектаСоздание условий для реализации в обществе, формирования развития речи, социально-коммуникативных навыков, ценностного отношения к семье, другому человеку, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhit_v_prekrasnom_dobrom_mire.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №16»

Социально значимый педагогический проект

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

на тему: «Жить в прекрасном добром мире»

Разработала: 

Учитель-логопед первой квалификационной категории

 Горская С.Н.

г. Городец, 2023 г.

Информационная карта проекта:

Тип проекта: познавательно-речевой, социальный, практико-ориентированный.

Продолжительность:  долгосрочный.

Сроки проведения:  сентябрь 2023 г. - май 2024 г.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста с ТНР, воспитатели.

Актуальность и выявление проблемы

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. 

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»  (В.А. Сухомлинский). В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача педагога – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать другим, воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника.

Дети, имеющие тяжелые нарушения речи ТНР, в большинстве своем, не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Речь таких детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы однословные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова. Часто присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме общения детей.

Гипотеза — процесс общения и развития речи детей с ТНР будет протекать наиболее успешно в единстве с формированием нравственных качеств личности: доброты и отзывчивости, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим, взаимопомощи и дружбы, любви и уважения к близким людям.

Цель проектаСоздание условий для реализации в обществе, формирования развития речи, социально-коммуникативных навыков, ценностного отношения к семье, другому человеку, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.

Задачи проекта:

  • Довести до сознания детей необходимость ориентироваться  в социальных ролях, событиях  и межличностных отношениях;
  • Способствовать эмоциональному,  духовно-нравственному и  интеллектуальному и речевому развитию;
  • Обогащать словарь нравственно этическим содержанием и формировать грамматическую сторону речи через заложение нравственных основ и начал;
  • Совершенствовать познавательные способности, произвольную регуляцию поведения, эмоционально-личностную сферу: обучать детей адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние других;
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе общения друг с другом: умение вести диалог, слышать и слушать друг друга, договариваться, работать сообща, распределять действия, находить общее решение для реализации какого-либо замысла, умение анализировать поступки свои и других, проявлять доброжелательность к  суждениям других детей; преодолевать барьер в общении;
  • Расширять представление детей  о праздниках, обычаях, истории, традициях  русского народа;
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях;
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Участники проекта:  дети старшей логопедической группы №5, учитель-логопед, воспитатели.

Программа реализации проекта

Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений:   «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  способствующих  формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к жизни.

Предполагаемые результаты проекта:

Дети:

1. Развитие лексико-грамматической стороны речи:

- правильно и осознанно употребляют различные категории слов;

- стимулирована активная речь за счет расширения нравственно-этического словарного запаса, словаря антонимов, синонимов и родственных слов;

- пользуются формами словесной вежливости.

2. Развитие связной речи:

- сформирована потребность и интерес к общению с окружающими;

- развито умение общаться, излагать свои мысли и желания, последовательность событий, умение анализировать поступки и т. д. ;

- составляют рассказы из жизненного опыта, могут составить рассказ о событии, празднике,  поступке, о своём товарище и т. п.

3. Повышена эмоциональная окраска звучания (выразительность речи) и эмоциональное развитие детей: умение передать эмоциональное состояние; развитие мимики, пантомимики, общей моторики.

4. Нравственное развитие детей:

- имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости», «о мире», «о красоте»;

- сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать, заботиться об окружающих людях; стремление к избавлению от своих отрицательных черт характера;

- испытывают чувство радости от совместного общения;

- преодолены психологические зажимы в процессе общения.

Педагоги:

- определены основные направления и содержание работы по развитию коммуникативных навыков и устной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе  воспитания;

- знакомы с методами, приёмами и формами работы по развитию речи и коммуникативных навыков детей и активно используют их в работе с дошкольниками с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- разработан методический и практический материал к проекту.

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Присутствие психологического зажима, низкая речевая активность и слабая мотивация ребенка к общению со сверстниками и взрослыми.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, использование новых игровых методов и приемов коррекционного сопровождения.

2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

Пути коррекции: поиск и применение новых, более интересных форм и приёмов совместной работы со всеми участниками проекта.

План – схема реализации проекта:

I этап — Подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи этапа: Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Выявление проблемы и поиск путей её решения.

3. Определение уровня развития речевых и коммуникативных способностей детей с ТНР (по результатам диагностики).

4. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам с помощью методики «Сюжетные картинки»

5. Планирование системы мероприятий для реализации проекта, условий его реализации.

6. Подбор и разработка  игр и упражнений, методического материала по теме проекта.

7. Обновление и пополнение пособий и материалов по теме проекта.

II этап — Основной (практический)

Задачи этапа: Разработка и апробирование системы мероприятий для детей по развитию речи, коммуникативных навыков и нравственных качеств у дошкольников с ТНР в процессе проектной деятельности.

План мероприятий проекта «Жить в прекрасном добром мире»

месяц

мероприятия

ответственный

сентябрь

Беседа - День знаний

Беседа - День дошкольного работника

Воспитатели, учитель – логопед

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

воспитатели

октябрь

Беседа – День пожилого человека

Словесная игра «Согрей добрыми словами своих родных»

Чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, …

Воспитатели, учитель – логопед

ноябрь

Беседа о добре.

Акция добрых дел «Покорми птиц»

День добрых дел – составление рассказа  «Мой добрый поступок»

Воспитатели, учитель – логопед

декабрь

Беседа о Новом годе.

Видео-экскурсия в Великий Устюг к Деду Морозу.

Составление видео - писем со стихами.

Воспитатели, учитель – логопед

январь

Беседа о Рождестве Христовом.

Участие в конкурсе от Феодоровского монастыря.

Воспитатели, учитель – логопед

февраль

Беседа – День рождения нашей армии.

Презентация «Богатыри земли русской»

Подвижная игра «Кто быстрее и сильнее»

Встреча с работником музея.

Воспитатели, учитель – логопед

Работник музея

март

Беседа – Наши мамы лучшие на свете.

Презентация о маме.

Изготовление подарков для мам.

Воспитатели, учитель – логопед

апрель

Беседа – Всемирный день земли.

Изготовление дидактической игры (экологической).

Презентация «Сбережем свою планету».

Воспитатели, учитель – логопед

май

Беседа  - День Победы.

Чтение рассказов, стихов.

Встреча с работником библиотеки «Памяти павших будем достойны».

Воспитатели, учитель – логопед

Работник библиотеки

I.Работа с детьми:

1. Беседы: «Мы разные, но мы вместе», «Да здравствует вежливость и доброта»,

«О дружбе и щедрости», «Дружба начинается с улыбки», «Дружба крепкая» и т. п.           2. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев                                                                                                                                                    3. Знакомство с пословицами и поговорками, стихотворениями о доброте и дружбе, Рождестве, дне Победы, армии, о Новом годе, о пожилых людях, о птицах , вежливости и взаимопомощи.                                                                                                                             4. Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему: «Как и чем можно порадовать близких», «Как я поздравлю маму, бабущку, папу, дедушку, дядю», «Наши добрые слова», «Как мы можем помочь своему другу» и др.                                    5. Работа над жестами и мимикой: «Мне весело», «Я устал», «Мне грустно», «Сердитый дедушка», «Изобрази настроение», «Изобрази эмоцию» и т. п.;                              6. Имитационные упражнения: «Изобрази героев», «Догадайся, о чем я говорю?», «Путешествие в волшебный город», «Узнай, кто это?» «Кто живет на этой планете?» и т. п.                                                                                                                                7. Словесные дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Как я дома помогаю», «Цветок добрых дел»,«Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Вежливый ручеек»,«Копилка добрых дел», «Герои сказки. Они какие?», «Придумай как можно больше слов», «Что не так?», «Цветик – семицветик», «Я не должен – я должен», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя», «Слепой о поводырь», «Я радуюсь, когда…», «Подари слово другу» и т. п.                                                                                     8. Художественное творчество: Рисунок «Мой друг»; Коллективная аппликация «Цветок дружбы» и т.д. по темам                                                                                                      9. Рассматривание демонстрационного материала: «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Уроки вежливости», «Я и другие», «Чувства, эмоции» и др.                    10. Прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультфильмов (с родителями и воспитателями)                                                                                                         11. Игры: подвижные: «Мост дружбы», «Передай настроение героя сказки»; ролевые игры типа: «Семья», «Школа», «Магазин», способствующие формированию у детей правил культурного общения (с воспитателями); игры – драматизации по сказкам: “Два жадных медвежонка”, “Медведь и лиса”, «Петушок и бобовое зернышко» и т. п.                                                                                                12. Разыгрывание диалогов при помощи различных видов кукольного, настольного и пальчикового театра.                                                                                                           13. Подготовка и показ театрализованной постановки о том, как я готовился и провел праздник.

II. Работа с педагогами:

1. Подготовка и проведение консультаций по темам: «Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников», «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей», «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста»                                                            2. Выступление для воспитателей с презентацией на тему: «Развитие компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

III. Работа с родителями:

1.  Подготовка консультаций для родителей по темам: «Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми»; «Воспитание заботливого отношения к окружающим»; «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».                                          2. Памятки:  «Спокойное развитие и воспитание ребенка дома», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Воспитываем в ребенке доброту», «Вежливость воспитывается вежливостью».                                                                                                               3. Игротека: «Игры, которые учат общаться»                                                                                 4. Помощь в подготовке детей с ТНР к показу спектакля о доброте и взаимопомощи "Сказка про паучка" (побор атрибутов, костюмов, декораций и т. п.)                                          5. Семейный конкурс рисунков с рассказами детей: «Добрые и злые поступки героев сказок»

IV. Методическая работа:

1. Подбор и систематизация материала для картотеки дидактических игр по развитию речи в процессе проведения проектной деятельности.                                               2. Подготовка картотеки ситуаций для обыгрывания и бесед.                                                        3. Подборка произведений детской художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, вежливости, доброте и т. п.

III этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)

Задачи этапа:

1. Контрольная диагностика развития творческих и коммуникативных способностей детей - участников проекта.

2. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.

3. Размещение материалов из опыта работы в интернет ресурсах.

Продукты проектной деятельности:

- создание книги «Мир глазами ребенка»- творческие работы детей;

- открытые мероприятия-праздники «Новый год», «День защитника Отечества», «Мамин праздник », «День Победы».

- презентация фотографий «Узнаем мир вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Олимпиаде Сочи – 2014»

Олимпиада - гордость страны,Поэтому за Сочи мы очень горды.Четырнадцатый год наступитИ город к Играм приступит!Олимпийский город, Город-курорт,К олимпиаде готовься, она тебя ждет!!!...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обыч...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День Победы»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возрастана тему:  «День Победы»...

Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «Мы помним -мы гордимся»

Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «Мы помним -мы гордимся»...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...