Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Космос"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

материал для закрепления знаний по теме "Космос" для родителей дома с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: КОСМОС

12 апреля в России отмечают день космонавтики. В этот день в космос впервые полетел человек.

Первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.

В космосе невесомость. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме. http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-09/1662151021_24-klubmama-ru-p-vitinanka-globus-foto-27.png

Во Вселенной множество планет. Наша планета называется Земля, а люди, живущие на планете, называются ЗЕМЛЯНЕ. Планета Земля-наш большой общий дом! (Прочитайте ребенку стих о Земле).

Глобус-это маленький макет (изображение) нашей планеты Земля.

На глобусе мы можем видеть материки и острова-участки Земли, на которых могут жить люди, животные, птицы.

У Земли есть свой спутник – это Луна. Расскажи, что ты сейчас узнал?

Раскрась глобус.

Запомни названия  других планет :

детям о космосе

  1. «Посчитай –ка» (1-6) один космический корабль, два космических корабля..,  

(метеорит; космонавт, планета.)

  1. Игра «Родственники»

Давайте поиграем и образуем слова -родственники к слову «звезда». Ответь на вопросы и затем назови все получившиеся слова.

• Как можно ласково назвать Звезду? (Звездочка.).

• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (Звездное.).

• Как называется корабль, который летит к звездам? (Звездолет.).

• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (Звездочет.)

  1. Деление слов на слоги с помощью хлопков. Сколько гласных, столько и слогов Лу-на ( 2)

            Солн-це, ме-те-о-рит  ко-рабль   кос-мос, кос-мо-навт,  Пла-не-ты, Звез-ды , лу-но-ход, звез-до-чёт

  1. Прочитайте ребенку рассказ про космонавтов.

В нашем мире существует множество самых разных профессий. Некоторые из них увлекательные, другие – сложные, а есть и романтические. Каждая из них по-своему полезна и нужна людям. Но есть одна профессия, которая сочетает в себе все перечисленное. Она увлекательная и романтическая, но в то же время,  очень сложная. Эта профессия – космонавт. С ней связана самая большая опасность. Опасная, но в то же время она является и наиболее заманчивой и интересной.

(Ответь – какая профессия космонавт?- подбор прилагательных)

      Космонавт – это человек, который должен решать множество задач на борту корабля. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна.

На борту космического судна находятся люди самых разных профессий: инженеры, исследователи, врачи и множество других людей, которых объединяет общая цель – освоить новые просторы Вселенной. Космонавт должен уметь принимать решения в неожиданных ситуациях. Когда корабль плывет в космосе, возможно всякое. Например, может выйти из строя аппаратура, которая начнет давать неправильные сведения. Космонавт должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и быстро принимать решения по устранению каждой возникшей проблемы. Именно поэтому паникерам не место на космическом судне. Если ты хочешь стать космонавтом, то следи за своим здоровьем! Крепкое, практически идеальное здоровье – главное требование к будущему кандидату. У тебя не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, ты должен обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях. Космонавты много знают и умеют, поэтому начинать хорошо учиться надо уже заранее, прямо сейчас!!

Упражнение «Космонавт какой?» (подбор прилагательных качеств)– сильный, ловкий, умный, сообразительный, быстрый, ответственный, здоровый, крепкий, знающий.

Расскажи, что ты узнал интересного  о космонавтах?

5.Скажи наоборот (подбор антонимов)

Высокий-низкий         далеко-близко                       улетать-прилетать     идти-стоять      

здоровый-больной      подниматься-спускаться     темный-светлый        быстро-медленно  начало-конец               толстый-тонкий          узкий-широкий                     день-ночь        длинное-короткое       сильный-слабый

6.Игра «Выдели звук»

- Я называю слова, а ты, услышав звук [С] в слове, хлопни  в ладоши над головой :

космос, земля, спутник, космонавт, солнце,  астроном, звезды, комета, судно, шланг.

-а теперь услышав звук [Р] –

луна, корабль, ракета, планета, кратер, скафандр, космонавт, космодром, небо, марс.

7.Выучи стихотворение «Космонавт»

В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит, и на Землю вниз глядит.

Видит он внизу поля, горы реки и моря,

Видит он весь шар земной.

Шар земной — наш дом родной!     В. Степанова

Ответь на вопросы:

Кто первый человек, который полетел в космос?

Как называется наша Планета?    Какие еще Планеты ты знаешь?

Как называется неполная Луна? (месяц)

Что одевает космонавт, когда выходит в открытый космос?

Как называется состояние в космосе, когда космонавт и вещи ничего не весят? На что это похоже?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...

Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»

Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....