Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.И поэтому для речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривается поиск эффективных технологий развития детской речи.
В центре внимания – развитие связной речи, и это объясняется следующими обстоятельствами:
- в связной речи наиболее ярко просматривается связь умственного и речевого развития ребёнка;
- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Костикова Надежда Владиславовна
Учитель-логопед, МБДОУ № 83 г., Мурманска
Методическая разработка на тему:
Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.
Речь — удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И поэтому для речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривается поиск эффективных технологий развития детской речи.
В центре внимания – развитие связной речи, и это объясняется следующими обстоятельствами:
- в связной речи наиболее ярко просматривается связь умственного и речевого развития ребёнка;
- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
- процесс, деятельность говорящего;
- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.
Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе:
- диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения;
- монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать задачи в разных формах работы с детьми.
Одной из востребованных технологий в данное время является технология мнемотехники. Авторов данной технологии много: Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова и др.
Но для себя я выбрала систему методов и приёмов В.К. Воробьёвой.
В. К. Воробьёвой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространённого в логопедии метода словесного выяснения.
Методическая система включает в себя такие разделы как:
- формированию навыков смыслового (семантического) и языкового анализа текста (развёрнутого анализа текста);
2 – раздел, содержащий методические подходы к формированию навыков построения текста.
Цепной рассказ – это способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нём, которые наглядно демонстрируют детям, за счёт каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому. Процесс обучения строится н а предметных отношениях, направляя ребёнка таким образом, чтобы он был поставлен в условия мыслительной задачи.
Основная задача – научить детей пользоваться монологической речью.
Эта методика, не формирует монологическую речь глобально, а учит детей некоторым правилам, которые помогут им построить связное речевое высказывание
В.К. Воробьёва выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:
I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV РАЗДЕЛ. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
В работе над связной речью используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения.
Автор этой методики выделила этапы становления связного высказывания:
I этап – развитие первоначальных навыков связной речи практическими методами;
II этап – формирование учебных действий, анализ по выявлению смысловых и языковых правил построения текста;
III этап - формирование связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.
Эти этапы плавно перетекают из одного в другой, что позволяет проводить работу по развитию связной речи плавно и последовательно.
На I этапе происходит развитие первоначальных навыков связной речи практическими методами.
На II этапе воспитывается формирование учебных действий, анализ по выявлению смысловых и языковых правил построения текста.
На III этапе происходит формирование связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.
Вначале по данной предметно-подстановочной схеме В.К. Воробьева предлагает организовывать внешние развернутые действия детей по обследованию смысловой структуры конкретного рассказа и выявлению его предметной организации. На основе составленного предметно-графического плана дети учатся находить те элементы, которые выполняют роль смысловых связок между предложениями.
Во время занятий происходит формирование исследовательской деятельности, знакомство с правилами лексико-семантической связи предложений в описательной речи, пересказ описательного рассказа или его составление с опорой на сенсорно - графическую программу.
В рамках работы над описательным рассказом необходимо сформировать у детей следующие речевые умения:
- нахождение главного слова в прослушанном описательном рассказе;
- определение его позиции (места) в линейной структуре предложений;
- выявление его роли как элемента связывающего все предложения рассказа;
- нахождение других, вариативных средств связи предложений, при которых было бы ясно, о каком предмете идёт речь.
Для этого использую такие задания:
-восстановите заданный порядок картинок по памяти ("Предложения "рассыпались");
-найдите и исправьте ошибку в расположении картинок ("Предложения "перепутались");
-найдите место "пропавшей" картинки в ряду других ("Потерялось слово в предложении");
-найдите лишнюю картинку (лишнее слово в предложении).
В работе с детьми уделяю серьезное внимание словарной работе. Для обогащения и активизации словаря детей предлагаю такие задания:
- вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
-какое слово – действие еще можно сказать?
-послушайте мои слова и выберите подходящее, и др.
Предлагаю детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла. Подходящее новое слово обозначаем красным квадратом, оно заменяет стрелку в первом предложении. ( В лесу выросла дикая яблоня.) Таким образом, отрабатываем каждое предложение. Потом предлагаю двум детям пересказать рассказ по очереди: одному по – новому, другому по – старому. Это дает возможность детям понять, что об одном и том же можно рассказать по- разному.
Для активизации словаря детей предлагаю соединять предложения в рассказе, используя: местоимения (он, его, ему...), наречия (там, тут...), словосочетания (на этой яблоне...), синонимы. Это дает возможность дошкольникам понять, что содержание текста от этого не меняется.
С помощью метода моделирования удаётся достичь значительных результатов в следующем:
- активизируется словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, свободно пересказывают рассказы, как на занятиях, так и в повседневной жизни, развивается фантазия и творческое воображение детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании данной методики детей формируется умение располагать смысловые звенья в определённой последовательности, развивается способность удерживать смысловую программу в памяти. Также развивается умение располагать предложения в определённой последовательности. И главное, развивается умение связывать предложения в тексте. И благодаря использованию данной методики уровень сформированности связной повествовательной речи детей поднимается достаточно высоко.
Литература:
1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / - М., Астрель 2006г.
2.Гак В.Г. О се6мантической организации повествовательного текста / М.,1976 стр. 61-66.
3.Сеничкина В.В. Конспекты по формированию связной речи практическими методами на примере рассказов цепной структуры, Мурманск, 2004
4. Гордеева Т.В., Копсергенова З.М., Губанова М.В. – М. 2016
Рассказы цепной структуры: Автоматизация, дифференциация звуков в связной речи с использованием предметно-графической схемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-239716-1365579362.jpg)
Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578761-1422873808.jpg)
Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.
активизация предметного словаря по теме;развитие мышления - загадки;установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;развитие логического мышления;развитие произвольного внимания, памяти,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/17/picture-1090073-1558096234.jpg)
Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"
В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601611-1425137891.jpg)
Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.
Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-79560-1353452862.jpg)
«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Сегодня каждый пятый взрослый не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....
Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи
Методика логопедической работы по формированию навыков повествовательной речи включает два этапа:Первый этап - развитие связной речи практическим методом.Второй этап - обучение программированию....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957411-1507736836.jpg)
Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...
- Мне нравится (1)