«Мама, папа, я – дружная семья. Речевые игры для всей семьи» (апрель 2024)
картотека по логопедии (старшая группа)

Лебедева Анна Владимировна

Речевые игры для всей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama_papaya_-druzhnaya_semya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мама, папа, я – дружная семья.

Речевые игры для всей семьи»

 СРЕДНЯЯ  ГРУППА (4-5 лет)

  • Чего не стало?

Назовите числовой ряд от 1-5, пропустив одно число. Ребенок должен угадать, какое число пропало.

  • Чего не стало? (на примере сказки репка)

Назовите всех персонажей сказки и попросите запомнить. Предупредите ребенка, что вы будете пропускать одного персонажа, а ребенку надо будет вспоминать, какой именно персонаж исчез.

  • «Когда это бывает» (части суток, время года).

Родитель предлагает определить и назвать время года:

- Я взяла лыжи и пошла кататься,

- На деревьях распустились первые листочки,

- Перелетные птицы улетели на юг,

- Мы всей семьей отдыхали и купались на море.

  • «Что сначала, что потом»

Предлагаем ребенку назвать времена года по порядку, затем можно задать вопрос:

- Сейчас весна, а потом,

- Сейчас осень, а потом и т. д.

  • Игра «Запомни и назови»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Родитель предлагает ребенку запомнить ряд из 3-х слов обозначающих предметы одежды или обуви,  затем повторить его

Например:

Родитель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто. И т.д.

  • «Я знаю три названия….»

Лексические темы: домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, мебель, одежда, головные уборы, обувь, деревья, цветы, посуда, грибы, обитатели морей и океанов, насекомые и т.д.

  • «Продолжи ряд…..»

- Кошка, собака, корова и…

-Тигр, лев, медведь и …

- Огурец, помидор, кабачок и …

  • «Верно — неверно». Закрепление в речи существительных с обобщающими значениями овощи и фрукты.

Огурец и помидор — это посуда?  (овощи)

Яблоко и груша — это овощи? (фрукты)

Капуста и лук — это фрукты?

Картошка и морковка — это одежда?

Апельсин и лимон — это грибы?

Свекла и горох — это фрукты?

  • «Узнай предмет по описанию».

Родитель описывает предмет, ребенок должен угадать его. Например: резиновый, круглый, синий, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

  • Игра «Кто подберет больше слов?»

Ход игры.  Родитель  предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы.

 При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что   можно   сшить?  (платье,   пальто,   сарафан,   рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д. )

— Что   можно   связать?  (шапочку,   варежки,  шарф,   кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т. д.)

«Кем была лиса, когда была детенышем?»

Кем был медведь, когда был детенышем?

Кем был волк, когда был детенышем ?

Кем была кошка, когда была детенышем? и т. д.

  •  «Скажи наоборот»

Шкаф высокий, а тумбочка - …

Шкаф большой, а полка - …

Диван мягкий, а стол - …

Высокий дом - …(низкий)

Последний этаж - … (первый)

Узкий коридор - … (широкий)

Старая мебель — ….(новая мебель)

Взрослая мебель - … (детская)

Высокий шкаф - … (низкий)

Широкая кровать — … (узкая) кровать

Открыть шкаф — … (закрыть) шкаф

  •  «Из чего сделано?»

- Если дом кирпичный, то он сделан из… (кирпича).

- Если дом деревянный, то он сделан из…

 - Если дом пятиэтажный, то у него сколько этажей?

- Если дом одноэтажный?

- Если стол деревянный, то он сделан из… (дерева).

- Если стол стеклянный, то он сделан из…

- Если стульчик пластмассовый, то он сделан из…

  • «Из чего блюдо?». Введение в пассивный словарь относительных прилагательных.

Картофельное пюре готовим из чего?

Свекольный салат готовим из…

Морковный сок готовим из…

Гороховый суп готовим из…

Капустный пирог готовим из…

Огуречный салат готовим из…

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

Игра «Что лишнее?»

Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, капуста  (капуста)        

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)        

Абрикос, огурец, банан, персик (огурец)

Свёкла, морковь, груша, чеснок (груша)

Кабачок, тыква, лук, клубника (клубника)  И т.д.

  • Упражнение «Скажи ласково»

Шуба – шубка                       пальто -                     куртка -

Пиджак -                                блуза -                       рубашка -

Футболка -                            майка -                       брюки -

Шорты -                                костюм -                    юбка -

Платье -                                 носки -                      колготки -

комбинезон -                        рукав -                        карман –

валенки -                                 тапки -                      сапоги –

  • «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме одежда(тему можно выбрать любую):

брю..,  рубаш..,  юб.., шуб.., колгот.., плать.., туф.., сапо.., паль.., ботин... и т.д.

  • «Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: Детям называем части предмета. Им надо догадаться, о чём речь.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Ноги, хвост, хобот.

Усы, шерсть, хвост, когти.

Колёса, двери, капот, руль, багажник.

  • Изменить слова по образцу. (Игра «Доскажи словечко»)

Одна чашка — две чашки – пять чашек.

 Одна ложка — две ... (ложки) – пять…(ложек).

 Одна вилка — две ... (вилки) – пять…

 Один стакан — два ... (стакана) – пять…

Один нож — два ... (ножа) – пять…

 Один бокал — два ... (бокала)  - пять…

Одна миска — две ... (миски) – пять…

 Один ковшик — два ... (ковшика) – пять…

 Одно блюдце — два ... (блюдца) – пять…

Одно блюдо — два ... (блюда)  - пять…

Одно ведро — два ... (ведра) – пять…

  • «Что сначала, что потом»

Предлагаем ребенку назвать дни недели  по порядку, затем можно задать вопрос:

- Сегодня понедельник, а завтра?

- Сегодня среда, а вчера? т. д.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)

  • Развитие мышления, памяти, внимания.

 «Что лишнее и почему?»

Тарелка, ложка, стол, нож.

Плита, холодильник, кастрюля, духовка.

Сковорода, кастрюля, чашка, казан

Чашка, стакан, рюмка, вилка. И т.д.

Чайник, стул, тарелка, кастрюля.

Кастрюля, чайник, сковорода, макароны.

Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.

 Тарелка, стол, вилка, ложка.

  • «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Одна длинная  сосулька, две длинные сосульки, пять длинных сосулек.

(звонкий скворец,  большое дерево, зелёная почка,  молодой листик,  рыхлый сугроб, весёлый ручей, белый подснежник,  большая лужа, холодная льдинка, чёрный грач)

  • «Разложи по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования.

воспитатель говорит, что на кухне кто-то устроил беспорядок и дети должны помочь разложить продукты по своим местам.

Хлеб положим в хлебницу.

Сахар –

Конфеты –

Сухари –

Селёдку –

Соль –

Перец –

Масло –

Соус  -

Молоко –

  • «Закончи предложение»
  • Медведь осенью засыпает, а весной…
  • Берёзка наклонилась от ветра, а потом…
  • Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
  • Мы в метро сначала спускаемся, а потом…
  • При расставании люди прощаются, а при встрече…
  • Мокрое бельё развешивают, а сухое…
  • Вечером солнце заходит, а утром…
  • Старую мебель надо вынести, а новую…
  • Мальчик ручку уронил, а потом…
  • По одёжке встречают, а по уму…
  • Птицы осенью улетают, а весной…
  • Весна уходит, а лето…
  • Старые дома сносят, а новые…

  • Игра «Весной бывает – не бывает»
  • Воробьи возвращаются из жарких стран.
  • Птицы вьют гнезда.
  • На деревьях распускаются почки.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Листья желтеют и опадают.
  • Листья распускаются.
  • Расцветают цветы.
  • На реке тает лед
  • Солнышко светит все ярче.
  • Сильный мороз.
  • Появляется первая травка.
  • Становится тепло.
  • Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

  • «Исправь ошибку»

Повар лечит, а врач готовит.

 Маляр рисует, а художник красит.

Продавец танцует, а танцор продаёт.

Пекарь поёт, а певец печёт хлеб.

Учитель делает уколы, а медсестра учит детей.

Летчик ездит, а шофер летает. и т.д.

• «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления.

  • Муравей ползает, а бабочка ...
  • Гусеница ползает, а кузнечик ...
  • Бабочка летает, а улитка ...
  • Жук ползает, а стрекоза ...
  • Оса летает, а червяк ...
  • Улитка ползает, а стрекоза ...
  • Паук ползает, а пчела...
  • Оса летает, а червяк...
  • Кузнечик прыгает, а комар ...
  • Таракан ползает, а стрекоза ...
  • Бабочка порхает, а муха ...

  • «Из чего — какой?»  Образование  относительных прилагательных: Из чугуна — чугунный;

из металла — ...из бумаги — ...из стали —

 ..из резины — ...из камня — ...из серебра — ...

из пластика — ...из золота — ...из дуба — ...

из синтетики — ...из глины — ...из полиэтилена — ...

Из дерева — ..., из железа — ..., из стекла — .,.,

 из пластмассы — ,.., из кожи — ..., из меха — ..., из шерсти — ...

  • Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • заяц, еж, лиса, шмель;
  • трясогузка, жук, скворец, сорока;
  • бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • таракан, муха, пчела, майский жук; (летает - не летает)

стрекоза, кузнечик,

пчела, божья коровка (летает - не летает).

  • Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа.

 (Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

 (Машинист) ... управляет поездом.

 (Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

 (Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

 (Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

  • Подбери слово»
  • Грузовик подъехал к дому, а потом отъехал.
  • Грузовик въехал на горку, а потом … (съехал).
  • Грузовик заехал в гараж, а потом …(выехал).
  • Грузовик укатил, а потом …(прикатил).
  • Грузовик уехал, а потом … (приехал).
  • Грузовик отъехал, а потом … (подъехал)..

  • Игра «Сложи слово». Цель: научить детей из разных слов образовывать новые.
  • Землю роет – (землеройка).
  • Овощи режет – (овощерезка).
  • Кофе мелет -  (кофемолка).
  • Мясо рубит – (мясорубка).
  • Огонь тушит – (огнетушитель).
  • Сладкое есть – (сладкоежка).
  • Мышей ловит – (мышеловка).
  • Снег падает – (снегопад).
  • Листья падают – (листопад).
  • По снегу катится – (снегокат).
  • Кору ест – (короед).
  • По Луне ходит – (луноход).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.

Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...

Стихотворения о семье для детей к проектной деятельности"Мама,папа,я - дружная семья"!

В данной публикации содержится небольшая подборка стихотворений о семье, которые мне показались интересными,душевными и понятыми для детей. Стихотворения можно как просто читать,так и заучить! Благода...

Сценарий развлечения ко Дню семьи "Мама, папа, я - дружная семья"

Познакомить с праздником -днем семьи.Воспитывать любовь и уважение к членам семьибыть внимательными к старшему поколению....

Совместное занятие родителей с детьми «Мама, папа, я – дружная семья» Играем вместе с мамой

Конспект совместного занятия родителей с детьми для улучшения детско-родителских взаимоотношений. ...

Итоговое мероприятие тематической недели «Моя семья» «Мама, папа, я – дружная семья»

Итоговое мероприятие тематической недели «Моя семья»«Мама, папа, я – дружная семья»...

ПРОЕКТ: «Мама, папа, я – дружная семья семья»

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала  изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и разви...