Проект: "2022 год - год народного искусства и нематериального наследия народов России"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Смирнова Ирина Владимировна

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Приобщение детей к народной культуре  является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

 

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022_god_-_god_narodnogo_iskusstva.docx994.86 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дом\Desktop\ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД\проект\6e6f5f9a9e6c72ca183623e06e51bc08.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД\проект\russian-souvenirs-2425101_1920_compressed.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД\проект\medium-80283.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД\проект\hello_html_230b4e1d.jpg

Описание проекта

Тема: «Развитие речи дошкольников с ОНР через знакомство с народной культурой  и искусством, традициями, особенностями народных игр, быта и прикладного творчества».

Автор проекта: учитель-логопед Смирнова Ирина Владимировна.

Тип проекта: открытый, исследовательский.

Вид проекта: познавательный, творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы , воспитатели, родители дошкольников.

Образовательная область: познавательно-речевая, коммуникативная, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Актуальность проекта:

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Он выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям.

«Ранее уже предлагалось провести в России год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов,— сказал президент.— Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона» [1].

Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры, и  возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. В целом ряде конвенций  ЮНЕСКО разрабатываются программы относительно нематериального наследия традиционной народной культуры, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. 

Приобщение детей к народной культуре  является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования декларируется равенство всех детей, независимо от национальной принадлежности, к получению образовательных услуг в государственных образовательных организациях. Вместе с тем, обязательным условием получения бюджетного образования выдвигается необходимость в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [3].

А это значит, что дошкольное образование должно быть построено на национальных традициях наций, являющихся доминирующими в нашем государстве или в конкретном регионе.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов.

В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество.

От детей ускользают точность, выразительность и красота русского языка. Сегодняшнему  дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.

Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

Основные направления работы:

  • Знакомство с народным бытом.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

  • Знакомство с   народно-прикладным творчеством.

 Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

  • Знакомство с особенностями  народных игр. 

 Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Важно отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх часто используются   заклички,  считалки, приговорки.

  • Взаимодействие с родителями.

Проведение мастер-класса по выбранной тематике.

В заключение отметим, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Важность приобщения детей к истокам народной культуры огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.

Я решила взять эту тему в целях повышения общей осведомлённости воспитанников по выбранной теме и совершенствованию речи дошкольников с ОНР.

Цель проекта: обеспечение коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие каждого ребенка с ОНР, путём ознакомления детей с народной культурой  и искусством через  традиции, особенности народных игр, быта и прикладного творчества.

Задачи проекта:

  1. Углубить знания детей о народной культуре;
  2. Развивать все стороны речи дошкольников через ознакомление с народным искусством и нематериальным культурным наследием народов России.
  3. Формировать патриотические чувства к Родине;
  4. Пополнить дидактический материал по данной теме.

Гипотеза: работа по ознакомлению дошкольников с народным искусством и фольклором должна носить комплексный характер и осуществляться в повседневной образовательной деятельности и способствовать развитию  речевой деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • Качественное и количественное изменение словаря по теме;
  • Повышение лексико-грамматических характеристик речи;
  • Увеличение общей осведомлённости по теме при составлении пересказов;
  • Проявления творчества при составлении самостоятельных рассказов о народном искусстве и нематериальных культурных ценностях народов России.

Этапы работы:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

  1. Определение темы проекта.
  2. Стимулирование интереса детей и их родителей к теме проекта.
  3. Составление плана проекта.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительных материалов.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.

  1. Реализация плана проекта с детьми, воспитателями и родителями.

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

  1. Подведение итогов.
  2. Анализ предполагаемых результатов.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Месяц

Формы реализации

Тематика

Январь

  1. Методическая работа
  2. Работа с детьми.
  1. Создание психолого-педагогических условий для успешного освоения проекта детьми.
  1. Лепка из мягкого пластилина «бабы», «мужика».
  2. Комплексное логопедическое занятие на тему «Русская изба».

Февраль

  1. Методическая работа.
  2. Работа с детьми.
  1. Подбор художественной литературы, иллюстраций, демонстрационного материала.
  2. Составление картотеки потешек, загадок, русских народных игр.
  1. Заучивание стихов, закличек, чистоговорок, пословиц.
  2. Разучивание русско-народных игр: «Жмурки», «Картошка», «Гуси»,  «Горелки», «У медведя во бору», «Красочки», «Удочка», «Кошки-мышки» и др.

Март

  1. Методическая работа.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с воспитателями
  1. Разработка методических альбомов: «Народные промыслы», «Богатыри – герои русских былин» и наша малая Родина – посёлок Савино».

2.1.Комплексное логопедическое занятие на тему: «История Русской матрёшки».

2.2.Комплексное логопедическое занятие с использованием ИКТ на тему «Знакомство с элементами русско-народного быта и его обычаями».

3.1. Игровой тренинг «Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа».

Апрель

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями
  1. Экскурсия в Савинский дом ремёсел (цели: ознакомление детей с ремёслами по следующим направлениям: резьба по дереву; лоскутная техника; ткачество; вязание; народная кукла; мягкая игрушка; плетение из соломки).
  1. Мастер- класс на тему: «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа».
  2. Оформление папки-передвижки на тему: «Русские народные потешки в играх с пальчиками для дошколят».

Май

  1. Работа с детьми
  1.  Итоговое логопедическое занятие  по развитию речи старших дошкольников с использованием ИКТ «Путешествие в русскую избу».

Список используемой литературы

  1. https://trt-tv.ru/news/vladimir-putin-obyavil-zayavil-chto-2022-god-stanet-godom-kulturnogo-naslediya-narodov/.
  2. https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПЕРВОЦВЕТ» (посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...

«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздника, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках какихСобирали посиделки пожилых и молодых.При  лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.Говорили, песни пели и водили хоровод.А играли как! В горелк...

Положение о конкурсе чтецов ( с использованием ИКТ технологии) «Моя Россия, народная искусство и культурное наследие народов России».

Аннотация к конкурсной работе. Данный материал ( положение к конкурсу чтецов «Моя Россия, народное искусство и культурное наследие народов России») разработан творческой группой педагогов коллекти...

Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии

В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....