КОНСПЕКТ образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной к школе группе «Звук и буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Дубинец Анастасия Сергеевна

Цель занятия: автоматизация звука Л в слогах, изолированно, развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie_bukva_l.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по формированию

фонетико-фонематических представлений

в подготовительной к школе группе

«Звук и буква Л» 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Дубинец Анастасия Сергеевна учитель – логопед

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Апшеронск  2024 г.

Ф.И.О.

учителя-логопеда 

Дубинец Анастасия Сергеевна

 

 Возрастная группа

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Форма организации, количество обучающихся

 8 человек

Тема занятия

Звук и буква Л

Методы

Словесные, наглядные, практические

Используемые технологии  

Здоровьесберегающие, игровые, личностно - ориентироваванные

Цель занятия

Автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, в словах, предложениях, развитие фонематического слуха

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

  1. Закрепление навыков чёткого произношения звука [Л] в устной речи.
  2. Расширять словарь антонимов.
  3. закреплять знания о звуке и букве Л.
  1. Развивать фонематическое восприятие.  
  2. Развивать мышление слуховое внимание и восприятие.
  3. Развивать память.
  4. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

 

  1. Воспитывать самоконтроль во время произношения звука.
  2. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
  3. Формировать коммуникативные навыки.

 

Оборудование

Аудио запись песни о бабушке, межполушарные доски, индивидуальные зеркала, пособие для дыхательной гимнастики «Горячий чай», деревянные фигурки бабушки и дедушки, маленькие картинки посуды и продуктов питания, в названиях которых есть звуки [С] или [Ш], макет «Ферма» с фигурками домашних животных, маленькие картинки еды для животных, смайлики, картинки автомобиля и велосипеда  

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I. Организационный момент  

 

 

Мотивация к образовательной деятельности  

Ребята, когда я шла в группу, обнаружила, что в названии группы «Лучики» пропала буква Л.

Дети смотрят на табличку «Лучики» в названии которой, нет первой буквы.

- Вы согласны отыскать букву?

А, как вы думаете, что мы можем для этого сделать?  

Дети рассуждают, предлагая свои варианты ответов.

 

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой

Объявление темы занятия

- Начнем с зарядки для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

 -Какие упражнения для языка мы выполняли, чтобы научиться правильно произносить звук [Л]?

- Где мы делали эти упражнения?

-А теперь давай вспомним, как мы произносим звук [Л].

- Когда мы произносим звук Л, что делают губы?

-Что делает язык?

-Дадим характеристику звука [Л]

-У меня есть схема с заданиями. После каждого задания вы будете получать часть буквы и прикреплять на мольберт.

-Как вы считаете с какого задания начнём?

 

 

(Иголочка, змейка…)

(Перед зеркалом).

Дети выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами.

(Улыбаются).

(Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами).

Дети дают характеристику звуку.

(Звук [л] согласный, звонкий, твердый).

Последовательность игр дети выбирают самостоятельно.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата

II. Основной этап.

 

 Развитие слуховой памяти  

 

 

 

 

Автоматизация звука в

слогах, развитие слухового контроля.

Игра "Веселый мяч" 

- Я буду вам бросать мяч и произносить цепочку слогов, а вы слушайте внимательно то, что я произношу, и запоминайте. Потом вы бросаете мне мяч и произносите то, что услышали и запомнили. Начинаем игру.

Произносятся ряды слогов:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛА

ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО

ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

 

  

Повторяют слоги за логопедом.

Совместная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 Соотношение звука с буквой.

 

Развитие фонематического восприятия.

Физ. минутка.

Закрепление навыков чтения и звуко-буквенного анализа слова.

Закрепление навыков анализа предложения и составлению схемы предложения.

Расширение

словаря антонимов.

   Игра «Буквы»

- Посмотрите на букву Л, на что похожа эта буква?

Дети прописывают букву в воздухе.

- Предлагаю вам выложить букву разными способами.

 -Найдите букву Л на карточке. Обведите все буквы Л карандашом.

 Игра «Где спрятался звук?»

Перед детьми контейнеры с разным наполнением и игрушками в названии, которых есть звук [Л] (лошадь, клубника, кристалл, шоколад, стул, яблоко, лук, слон).

- Что спрятано в контейнерах?

-Какой одинаковый звук в названиях игрушек?

- Определите место звука[Л] в словах

(в начале, середине или в конце).

Быстро, встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Буквой Л расставим ноги,

 Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо...

Получается на славу!

    

Игра «Прочитай слова по первым буквам»

 

-Ребята, перед вами картинки, нужно выделить первый звук, обозначить его буквой и прикрепить соответствующую букву под картинкой.

 

- Какое первое слово получилось?

-А второе?

- Какие бываю звуки?

- Предлагаю вам выложить звуковую схему получившихся слов.

Упражнение «Исправь предложение»

-Незнайка перепутал слова в предложениях. Найдите и исправьте ошибки.

Стол поставили на лампу.

На белке сидела ёлка

Стул укатился под клубок

Флажок махал Павлом

-Выложите схемы предложений.

Упражнение «Скажи наоборот»

- Я буду называть слова, а вы подберите противоположное слово.

Волосы темные

Книга тонкая

Яблок много

Тепло

Мелко

Лимон кислый

Волк сытый

Клоун печальный — клоун веселый

 

Перед детьми карточка с буквой Л.

 (шалаш, крыша дома и т.д.)

 

Дети выкладывают букву из счетных палочек, коктейльных трубочек, карандашей.

У каждого ребенка карточка с буквами,

дети находят только букву Л.

(Игрушки).

(Звук [Л]).

 Дети определяют положение звука [Л] в названии игрушки: начало, середина, конец, - и кладут фишку в соответствующий квадрат.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.

Дети называют картинку, выделяют первый звук, обозначают его буквой. (картинки: свеча, лук, облако, носорог (СЛОН); лампочка, улитка, носок, апельсин (ЛУНА).

(Слон)

(Луна)

(Гласные и согласные).

Дети выкладывают звуковую схему полученных слов.

(Лампу поставили на стол.

Белка сидела на ёлке.

Клубок укатился под стул.

Павел махал флажком).

Дети выкладывают

волосы светлые

книга толстая

 яблок мало

холодно

глубоко

клубника сладкая

волк голодный

клоун веселый

 Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

 

 

Деятельность детей в парах

Положительный эмоциональный настрой, координация движений с речью.

Совместная деятельность

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

 

 III. Заключительный этап. Рефлексия.

  • Подошло к концу наше путешествие в деревню. Раз, два, три повернись и в группе окажись. Что сегодня было самым интересным?

Какое задание показалось самым трудным? А с чем было справиться легко?

  • Я         благодарю         вас.         Вы         были внимательными, преодолели все трудности и добились цели.

 

  • Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

 Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. Выбирают смайлик.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Тридесятое царство»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Тридесятое царство» включает в себя интересное увлекательное путешест...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино» I. Программное ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв подготовительной к школе группе...