Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Елисеева Людмила Викторовна

В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитанниками. Описаны необходимые для коррекционной работы личные и профессиональные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Методическое объединение

Учитель-логопед МАДОУ №202

Елисеева Людмила Викторовна.

В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования к  специальным (коррекционным) общеразвивающимся учреждениям, в частности, к учителям-логопедам.

Основными компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются:

А/. Осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с речевой патологией.

Б/.  использование логопедических технологий.

В/. Владение педагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникативной культурой, определяющей характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы

гуманистических ценностей и смыслов диалогической речи.

Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалектического общения.

Критериями же коммуникативной культуры являются:

1. Ценностное отношение к общению.

2. Сформированность  коммуникативно-значимых качеств личности.

3. Оценивание себя, как субъекта взаимодействия.

4.Готовность к сотрудничеству.

При общении с детьми с нарушением речи, профессионально грамотный логопед должен применять определенный стиль общения, учитывая индивидуально-типологическую особенность каждого ребенка.

В основу компетентной деятельности учителя-логопеда включают управление педагогическим общением, а это значит: поддержание целостности взаимодействия: логопед-ребенок- равноправные участники общения; направление общения в «русло»,определенное темой, задачами; реализация необходимости «дойти» до каждого в общении.

Одним из основных компонентов педагогического общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких критериях, как запоминание и воспроизведение, а также:

- Гуманизм

-Уважение достоинства каждого ребенка

- Осознание его личностей уникальности и самооценки

- Оптимистический подход к его воспитанию

- Соблюдение педагогического такта

 В работе с детьми с нарушением речи, продуктивности общения и положительная динамика в достижении результатов зависит от того, как учитель-логопед и дети воспринимают друг друга, какие при этом они испытывают чувства, как они взаимодействуют.

     При организации взаимодействия в системе: учитель-логопед-ребенок, выделяют следующие функции педагогического общения:

1. Стимулирующие

2. Организующие ( т.е. направляющие внимание ребенка с недоразвитием речи на восприятие, запоминание и воспроизведение).

3. Контролирующие

4. Реагирующие (т.е. А/,Оценочные, Б/. Корригирующие)

( По методике с. л. Ромашина)

Педагогическую технику учителя- логопеда мы рассматриваем, прежде всего, как форму организации его коммуникативного поведения, опираясь на структуру педагогической техники, как совокупности умений педагога управлять своим поведением; и умений взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (И.А.Зазюн).

В группу умений педагогической техники учителя-логопеда правомерно можно отнести организаторские умения: умение организовать диалогическое общение и стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей с нарушением речи.

В процессе логопедического обследования учитель-логопед должен учитывать:

- Особенности интеллектуальной деятельности детей с общим недоразвитием речи

- Динамику мыслительных процессов

- Особенности произвольной регуляции деятельности

- Сформированность основных операций в структуре речевого мышления

- Устойчивость и концентрацию внимания

- Особенности долговременной памяти.

За основу профессионализма учителя-логопеда авторы Коломенский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластенин и др., рекомендуют взять такие черты личности человека, как:

- Ответственность

- Гибкость

- Творческий подход

- Адекватная самооценка

 Профессиональная деятельность  учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными «плоскостями» выступают:

 - Личность

- Деятельность

- Общение

- Компетентность

 

К личным качествам относим:

1. Гуманистическая направленность и человеколюбие

2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность

3. Увлеченность профессией, терпение

4. целеустремленность, выдержка и самообладание

5. Социальная активность решительность, настойчивость

6. Развитое самосознание и адекватная самооценка.

К профессиональным качествам личности относятся:

1. Профессиональное призвание

2. Профессиональное мышление

3. Этика, такт, вежливость, общая культура

4. Потребность в самосовершенствовании.

К общению относятся:

1. Доброжелательность

2. Овладение нормами и культурой педагогического общения

3. Устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение

4. Гибкость мышления и речи

5. Стремление к мастерству

6. Преобладание эмоционально-положительного настроя

7. Профессиональная непрерывная обучаемость

8. Стремление к совершенствованию своей профессиональной компетентности.

К компетентности относятся:

1. Понимание теоретических основ профессии

2. Умение сочетать теорию и практику логопедии

3. Умение осуществлять компетентное и продуктивное общение.

Ведь общение с детьми с нарушением речи всегда творчество и овладеть им сложно. овладеть же основами профессионально-педагогического общения можно следующим образом:

Формировать умения и навыки данного общения и развивать коммуникативный опыт своей деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

 Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...