"Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Светлана Александровна Терновская

В статье описаны виды театрализованной деятельности, которые использует учитель-логопед для коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Разработаны игры, упражнения, этюды и игры-драматизации, которые использует учитель-логопед в своей работе для развития звукопроизношения, развития речевого дыхания, фонематического восприятия, для развития выразительной и эмоциональной речи, развития мимики, жестов, пантомимики, для формирования ритма, интонации, темпа высказывания, для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ternovskoy_s.a.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность в работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Терновская Светлана Александровна, учитель-логопед

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Даже после того, как звуки частично автоматизированы, дети с речевой патологией продолжают испытывать чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это продолжает вызывать у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является театрализованная деятельность.

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

С помощью театрализованной деятельности успешно решаются такие коррекционно - образовательные задачи как:

1. Стимулирование речевой активности;

2. Обогащение активного словаря;

3. Формирование связной речи

#1056;азвитие грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

-формирование правильного произношения;

- развитие речевого дыхания;

- развитие фонематического восприятия;

- формирование и выработка артикуляционных навыков;

- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности;

- развитие силы голоса, интонации, выразительности речи;

- развитие мимики, жестов, эмоционального восприятия;

6. Усвоение лексических и грамматических средств языка:

- при изучении предлогов;

- приставочных глаголов.

#1060;ормирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.

8. Развитие мелкой моторики.

В работе используем следующие виды театрализованной деятельности:
* художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
* логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;

* коррекционно-развивающие игры, направленные на развитие памяти с обогащением словарного запаса («Какой волк?»); развитие слухового восприятия («Узнай героя сказки по описанию», отгадывание небылиц); на развитие логического мышления («Что сначала, что потом»); игры на развитие грамматического строя речи (использования приемов словоизменения и словообразования); на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры и театр).

* музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов, элементов пантомимы;
* театральные этюды;

* театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Развитие артикуляторной моторики включает развитие кинестетического и кинетического орального праксиса. Постановка правильного произношения предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При знакомстве с органами речевого аппарата в качестве игрового момента используется дидактическая кукла лягушка Кваки. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у куклы, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнения, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки.
Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Кваки показывает детям пальчиковые гимнастики и физкультминутки. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). Для
индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения, дети у которых звук Р (или другой звук) уже на стадии автоматизации, вместе с родителями мастерят куклу – символ звука Р - Тигра, которая нужна для автоматизации, дают ей имя, придумывают историю о том, как она у них появилась. Затем, на подгрупповом занятии по автоматизации звука Р, происходит знакомство с другими тиграми. Знакомство может разыгрываться за ширмой в виде кукольного представления. Например, автоматизация звука Р в слогах проходит так: «Злая ведьма заколдовала тигров (вешает на шею смайлики) и у них портится характер: один тигр становится злым и агрессивным и зло рычит (ры – ры – ры), другой – обидчивым и слезливым и рычит обижено, третий – боязливым, рычит тихо и неуверенно, четвёртый – все время хочет быть первым, и т. д. С помощью этой техники можно не только автоматизировать звуки, но и дать возможность ребёнку быть другим, перенося свои проблемы, вредные привычки на куклу (комара, жука, тигра, кузнечика).

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия. Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов. Например, проводятся такие игры: «Игра со свечой», «Птицы полетели», «Сосчитай-ка»

«Игра со свечой»

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

«Птицы полетели»

На уровне рта ребёнка подвешивают на нитках бумажные птички. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на птиц, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).

«Сосчитай-ка»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. При работе над дифференциацией звуков проводятся театральные этюды. В своей работе используем куклы – символы звуков (Р – тигр, Ж – жук, З – комар, муха, Ч – кузнечик, Ш – змея). Ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую –жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з). Например, логопед: летела муха, а ребенок произносит: «зззззззз»; логопед: -а навстречу жук, а ребенок произносит: «жжжжж». Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемые звуки. Дифференциация звуков Р – Рь в слогах, словах, фразах с тигром и тигрёнком. (Тигр – обозначает твёрдый звук, тигрёнок – мягкий звук). Упражнения по развитию фонематического восприятия, выполняются вместе с попугаем Петрушей. Также этот игровой персонаж используется при автоматизации и дифференциации слогов, когда детям предлагается поиграть в игру «Попугайчики» и повторить слоговые ряды. Дети по очереди надевают куклу на руку и повторяют слоги.

Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Выразительность речи включает:

- интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;

- мимику, жесты, позу говорящего.

Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса. Например, проводятся такие игры: «Самолёт», «Звериные скороговорки», «Чудо-лесенка», «Диалогические скороговорки».

«Самолёт»

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

«Звериные скороговорки». Цель: развивать чёткость дикции

Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка…) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

От топота копыт пыль по полю летит. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Ткёт ткач ткани на платок Тане.

«Чудо-лесенка»

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса

Чу-до – ле-сен-кой – ша-га-ю, вы-со-ту – я – на-би-ра-ю:

Шаг – на – го-ры, шаг – на – ту-чи…

А – подъ-ём – всё – вы-ше, кру-че…

Не – ро-бе-ю, петь хо-чу, пря-мо – к – солн-цу – я – ле-чу!

Встретил петушок кота и спросил его тогда:

Петушок: -Почему ты черный, кот?

Кот: -Лазал ночью в дымоход.

Петушок: -Почему сейчас ты бел?

Кот: -Из горшка сметану ел.

Петушок: -Почему ты серым стал?

Кот: -Пес меня в пыли валял.

«Диалогические скороговорки». Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь. Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

- Расскажи мне про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Развитие мимики. Игровые упражнения «съешьте кислый лимон» - дети морщатся; «рассердитесь на драчуна» – дети сдвигают брови; «встретьте знакомую девочку» – дети улыбаются; «испугайтесь забияки» – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот. Обучение жестам. Игровые упражнения «покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя»; «покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг»; «покажите разных людей – я, ты, мы». Развитие пантомимики. Игровые упражнения «расцвели, как цветы»; «завяли, как травка»; «полетим, как птицы»; «идёт медведь по лесу»; «крадётся волк за зайцем»…

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении
ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, активизировать творческие проявления малыша.

Например: «Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.
Игры-имитации постепенно усложняются:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Психогимнастика на материале любой лексической темы, например: «ты козлёнок, заблудившийся в лесу»; «показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись»; «разбили любимую чашку»; «как лось важно ходит по лесу»; «белочка грызёт орешки»; «медведь залез в дупло и его покусали пчёлы».

Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом, например: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»).

Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
-становление координации общих движений;
-развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
-воспитание чувства ритма и темпа;
-формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
-развитие физиологического и речевого дыхания;
-активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
-воспитание умения работать сообща.
Коррекционно-развивающие игры на:

- развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);

- слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);

- усвоение грамматических средств языка (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);

- воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как…).

Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка.
Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.
Логопедическая работа по
формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
- Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
- Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают лиса, белка, зайка, низким - медведь, волк, тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

2. Знакомство с повествовательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению повествовательной интонации.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по различению вопросительной интонации.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению восклицательной интонации.
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации используются картинки с изображением знаков.

На занятиях по совершенствованию лексико-грамматических категорий очень удобно использовать игрушку Каркушу при изучении предлогов и приставочных глаголов. Каркуша легко перемещается в пространстве: в, на, под, из и.т.д.

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика (биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Упражнения объединяются простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки. Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика –биоэнергопластика).
Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша - Коротышка, указательный пальчик - Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка. У инсценировок с помощью
пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Для развития мелкой моторики используются пальчиковые вязаные куклы. Многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи ребенка. Знакомые пальчиковые игры наполняем новым сюжетом и одновременно автоматизируем поставленные звуки.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

Значительное место в работе по развитию связной речи занимают игры–драматизации. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием литературного произведения. Своеобразие игр - драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности. Они основываются на действиях исполнителя, который использует театр кукол. Литературные тексты отбираются, с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: для развития восприятия речи, для развития речевых средств, для развития речевой коммуникации.

Большое значение по организации игр – драматизаций придаётся диалогам, для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого берутся тексты и стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо – ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняют по очереди, меняясь. В игре-драматизации одновременно могут участвовать несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра. Кукла провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей (монологи), ведение диалогов. Во время игр – драматизаций закрепляется правильное произношение всех звуков, активизируется словарь детей, совершенствуется умение связно и выразительно пересказывать тексты без помощи взрослого. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом. Виды драматизации:
-игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
-инсценировки произведений;
-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно разнообразный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, в группе создан музыкально-театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различными атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают. Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над
спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.
Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый

театр. На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.

Таким образом, театрализованная деятельность повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Используя в работе театрализованную деятельность, наблюдается положительная динамика в развитии звукопроизношения, грамматического строя и навыков связной речи, в обогащении словаря, в развитии мелкой моторики, координации, плавности, переключаемости и целенаправленности движений, в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка, создается благоприятный микроклимат в группе, а также реализуется творческий потенциал дошкольника с речевыми нарушениями.

Литература:

1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
3.
Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия. С-Петербург, 2001 г.

4. Безруких М.М. Сказка как источник творчества детей. М. 2001г.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2003 г.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000 г.

7. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
8. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
9. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

     Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

Использование театрализованной деятельности в работе воспитателя с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю статью об использовании театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми....

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...