Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей  по теме «Посуда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_tema_posuda.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  у детей старшего дошкольного возраста  на тему: «Посуда»

Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей  по теме «Посуда».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • упражнять детей в образовании имён прилагательных от имён существительных;
  • совершенствовать навык образования и употребления сложно-подчинённых предложений с союзом потому что;
  • упражнять детей в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффиксов  -ниц-, -ник-, -ёнк-;
  • закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.

Коррекционно-развивающие:

  • давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды;
  • развивать внимание, память, логическое мышление и связную речь;
  • учить классифицировать предметы посуды по способу употребления в быту;
  • совершенствовать навык координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Оборудование:

  • картинка с изображением сказочного самовара;
  • предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов;
  • мяч небольшого размера;
  • большие картинки с изображением плиты, обеденного стола и буфета + маленькие предметные картинки с изображением предметов посуды;
  • плакат для игры «Разложи продукты по своим местам» + маркер;
  • стакан и ложка.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед приветствует детей, показывает картинку с изображением самовара и спрашивает: «Ребята, скажите, пожалуйста,  кто из вас знает, как называется этот предмет? (Самовар.) А почему он так называется? (Ответы детей.

Если дети затрудняются, ответ даёт сам логопед: «Слово самовар состоит из двух слов: сам и варит. Этот предмет сам кипятит воду для чая, поэтому так и называется».

II. Основная часть

1. Объявление темы

Логопед: «Ребята, сегодня Самовар Самоварыч пригласил нас в свою страну. А как вы думаете, кто там живёт? (Посуда.) Правильно, посуда. А чтобы убедиться, что это действительно так, я прочитаю вам письмо».

 2. Вводная беседа

Логопед открывает конверт, на котором нарисован самовар, и зачитывает письмо от Самовара Самоварыча:

«Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала её делали из глины и дерева. Потом появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая посуда.

Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она хрупкая, но красивая и лёгкая.

Широко используется в хозяйстве посуда из металлов. Сковородки из чугуна отличаются прочностью и стойкостью к высоким температурам. Алюминиевые кастрюли и ковшики лёгкие, дешёвые и прочные.

Из стекла на специальных стекольных заводах создают очень красивую посуду: кувшины, бокалы, стаканы.

Ещё один материал для изготовления посуды – это пластик. Из него делают одноразовую посуду и посуду для холодных продуктов.

Вы должны помогать маме ухаживать за предметами посуды: освободите тарелки и чашки от остатков пищи, затем вымойте горячей водой с моющим средством, тщательно ополосните её. Сухим полотенцем вытрите посуду и уберите её в шкаф (на полку). Если соблюдать эти простые правила, посуда прослужит вам долго и всегда будет красивой».

3.  Игра «Что из чего сделано?»

Логопед: «В стране Самовара Самоварыча посуда сделана из разных материалов. Попробуйте догадаться, какая это посуда».

Игру можно провести с мячом: педагог бросает мяч и спрашивает, ребёнок отвечает и возвращает мяч.

Речевой материал:

стакан из стекла – стеклянный

чашка из фарфора – фарфоровая

кастрюля из металла – металлическая

сковорода из чугуна – чугунная

кувшин из глины – глиняный

тарелка из пластмассы – пластмассовая

бокал из хрусталя – хрустальный

ложка из дерева – деревянная

блюдце из керамики – керамическое

4. Игра «Что куда?»

Логопед вместе с детьми вспоминают, что посуда бывает разной в зависимости от того, как её используют в быту:

кухонная – это посуда нужна на кухне; в ней готовят пищу;

столовая – этой посудой пользуются за столом во время обеда;

чайная – эта посуда нужна для того, чтобы пить чай;

кофейная - эта посуда нужна, чтобы пить кофе.

Затем педагог выставляет на наборное полотно три большие картинки с изображением буфета, плиты и стола и предлагает помочь Самовар Самоварычу поставить посуду на место: кухонную – на плиту, столовую – на стол, чайную -  в буфет. Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют их по местам: «Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда».

5.  Игра «Разложи продукты по своим местам»

Логопед вешает на доску большой плакат, на котором с правой стороны изображены продукты питания, а с левой - посуда для них. Затем педагог предлагает детям помочь Самовару Самоварычу навести порядок и разложить продукты по своим местам. Дети по очереди выходят к доске, рассказывают, что куда нужно положить и соединяют маркером соответствующие рисунки: «Хлеб я положу в хлебницу. Молоко я налью в молочник и т.д.»

Речевой материал: сахар – сахарница, сухарь – сухарница, хлеб – хлебница, суп – супница, конфеты – конфетница, селедка – селёдочница, салат – салатница, фрукты – фруктовница, перец – перечница, соль - солонка, соус - соусник, молоко - молочник, масло - маслёнка.

6. Физкульминутка «Самовар»

Выполнение движений по тексту стихотворения.

К самовару гости прибежали,

Дети стоят в кругу, один ребёнок посередине.

Дружно чашки наполняли:

Идут к середине круга, здороваются.

Вкусный чай у самовара,

Расходятся.

Он с ромашковым отваром.

Идут по кругу друг за другом.

7. Игра «Где ложка?»

(закрепление навыка правильного использования предлогов в речи)

Логопед: «Ребята, Самовар Самоварыч решил дать вам несколько заданий. Я буду потихоньку говорить кому-то из вас задание, вы его выполните, а остальные ребята расскажут, что вы сделали».

Дети по одному выходят к доске. Педагог шепотом говорит, какое действие нужно выполнить. Ребёнок выполняет, а остальные рассказывают, что он сделал.

Речевой материал:

Ложку положили в стакан.

Ложку положили на тарелку.

Коля взял ложку из стакана.

Ложка лежит под стаканом.

Ложка лежит за кастрюлей.

Ирина взяла ложку из-за кастрюли.

Света положила ложку между стаканом и тарелкой.

8. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед называет четыре предмета посуды. Дети выделяют «лишний» предмет и объясняют свой выбор:  "Лишняя кастрюля, потому что она сделана из металла, а остальные предметы посуды - из фарфора" или «Лишняя кастрюля, потому что это кухонная посуда, а все остальные предметы  это чайная посуда».

Речевой материал:

Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница.

Сахарница, кофейник, чайник, чашка.

Кастрюля, чайник, банка, сковорода.

Стакан, банка, сковорода, бутылка.

Тёрка, кастрюля, сковорода, супница.

Миска, ложка, вилка, нож.

III. Итог занятия

Логопед спрашивает детей:

 - Кто живёт в стране, которой руководит Самовар Самоварыч?

 - Какие виды посуды вы можете назвать в зависимости от их применения в быту?

 - Из каких материалов делают посуду?

 - Как нужно обращаться с посудой, чтобы она долго прослужила?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе Тема: «Падежные конструкции»

Тема: Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа.Цели:1.   Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголами....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы "Наш город"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы "Наш город"...