Консультация для родителей "Развитие правильной речи ребенка в семье"
консультация по логопедии (старшая группа)

Шейнкина Елена Львовна

Статья раскрывает, почему нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы, как речь влияет на  становление личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pravilnoy_rechi_rebenka_v_seme.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильной речи ребенка в семье
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 Статья раскрывает, почему нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы, как  речь влияет на становление личности.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства на

формирование человеческой личности. В развитии же речи его роль является

главенствующей.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти

годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически

правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования

личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает

знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами

общественного поведения.

При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои

чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и

явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок

овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Речь связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно

неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно

длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют

с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается

своевременно и правильно.

При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не

испытывает трудностей в свободном и непринужденном общении с окружающими. Он

легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко

и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками,

делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни звуки на другие,

стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений,

избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, будут смеяться

над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка.

Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию

ребенка в дошкольные годы.

Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового

восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух,

дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и

понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп,

интонационную выразительность и т.д.

При задержке речевого развития (отсутствие речи к 2-3 годам), при наличии

каких-либо дефектов речи (заикание, неправильное произношение большого

количества звуков, ускоренный темп речи и др.) следует обратиться к логопеду —

специалисту по исправлению речи, который поможет устранить тот или иной дефект.

Ребенка надо научить не только четко и правильно произносить звуки в словах,

но и говорить достаточно громко, в умеренном темпе, используя интонационные

средства выразительности.

Часто дети говорят тихо потому, что еще не умеют экономно и достаточно сильно

выдыхать воздух, то есть управлять своим речевым дыханием.

Сила и продолжительность выдоха обеспечивают плавность речи,

своевременное формирование звуков, достаточную громкость голоса.

Для того чтобы научить ребенка продолжительному, плавному и сильному

выдоху, предложите ему сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты, летом

сдувать пушинки с одуванчиков, приводить в движение бумажные вертушки. Вдох

ребенок должен совершать, не поднимая плеч, а выдох производить непрерывно

(предложите ребенку сдуть с руки несколько бумажек одним выдохом — бумажки

расположите на ладошке так, чтобы они находились друг от друга на некотором

расстоянии).

Для тренировки дыхания можно произносить на одном выдохе гласные звуки —

паровоз гудит у-у... Попросите малыша слитно произнести звукосочетание ау, при этом

переход от одного звука к другому должен быть сделан без дополнительного вдоха.

Если даже после всех упражнений ребенок говорит тихо, сделайте вид, что вы не

слышите его, не понимаете, что он просит, и предложите ему повторить свою просьбу

погромче.

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично

излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в

подготовке детей к школе.

Задача родителей на данном возрастном этапе — совершенствовать связную речь

ребенка.

Хорошее упражнение для этого – рассматривание картинок и составление по ним

рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только

рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или

предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки

по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а

он рассказывает, что на ней изображено.

Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам,

спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), в какое

время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его

одежду, настроение.

Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение

произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова,

которые непонятны ребенку. Те слова, которые он встретил в художественном

произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых

разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.

При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка на

языковые средства, используемые автором, например, при описании природы,

предмета, какого-то явления. Предложите ребенку самому сравнить хорошо знакомые

ему предметы, явления природы, подобрать эпитеты к ним: «Как можно сказать иначе

об этой березке (об облаках)? С чем их можно сравнить?

Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно

ставят ударение в словах, изменяют по падежам несклоняемые существительные, то

нет ничего удивительного в том, что ребенок допускает эти ошибки в своей речи. В

общении с ребенком следите за своей речью.

Особое внимание обратите на правильное, отчетливое, ясное произнесение

ребенком звуков, слов и фраз. При наличии недостатков в произношении звуков следует  принять все меры к их исправлению.

Произнесение шепотом фраз, пословиц, поговорок, чистоговорок, небольших

стихов также способствует выработке более тонких движений мышц языка, губ, что, в

свою очередь, приводит к наиболее отчетливому и чистому произношению.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как

он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ.

По возможности записывайте речь ребенка на диктофон или снимайте

небольшие видеоролики и сохраняйте их. Это могут быть беседы с ребенком, его речь

во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные

высказывания. Время записи от 1 до 5-10 минут, не забывайте указывать возраст

ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут

хорошим подарком для сына или дочери.

Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в речи ребенка, будьте

чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним. Самое лучшее —

тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.

Если ребенок торопится высказать свои мысли, напоминайте ему, что говорить

надо внятно, четко и не спеша. Дайте образец размеренной речи, например, прочтите

стихотворение.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли

ему ваш ответ.

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите,

что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему

понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится. Разговор с ребенком

должен протекать непринужденно и возникать естественно. Необходимо откликаться

на активность ребенка, разговаривать возможно чаще и на разнообразные темы,

вовлекать его в совместную деятельность, в общение.

Литература:

1. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.,Просвещение,

1967

2. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М., Мозаика-Синтез, 2008

3. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей.

М.,АПН РСФСР,1962


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда: "Развитие правильной речи ребенка в семье"

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающим....

консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании правильного звукопроизношения у детей"

Консультация предназначена для родителей, с целью довести до них важность  выполнения рекомендаций логопеда для успешной коррекции звукопроизношения детей....

консультация для родителей "Правильность речи в семье"

какую роль играет правльность речи в семье...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...