Рекомендации для педагогов по интеллектуальному развитию дошкольников воспитателя Максимовой Татьяны Константиновны
статья по математике (старшая группа) на тему

Из опыта работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zagadok_v_didakticheskoy_igre.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование загадок в дидактической игре.

(Старший дошкольный возраст.)

Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических игах с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать. Узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. с помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Важную роль в формировании интеллектуальных умений играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлении.

Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида: с перечислением признаков, метафорические и построенные на основе отрицательного сравнения. Однако такая классификация не дает полного представления о многих загадках. Ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений. Поэтому при обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду не три, а пять  их видов с различной структурой логической задачи.

  1. Загадки только с точно названными признаками.
  2. Загадки только с зашифрованными признаками.
  3. Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками.
  4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками.
  5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

В загадках первого типа нет иносказаний, признаки названы: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.

Во втором виде  загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.) такие загадки труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать. «Золотая» – желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).

Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид:

Жидко, бело.

Не вода, не снег.

В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет». Перегруппируем признаки:

Серебряный, стадо овец пасет.

Не украшение, не пастух.

Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т.е. в загадке говорится о месяце и звездах.

В комбинированных загадках  (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки, и раскрываются иносказания. Рассмотрим для примера загадку «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».

  1. Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое», «зеленая».
  2. Расшифрованные признаки:

Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается. (Зеркало.)

Загаданное прозрачно. (Стекло.)

Загаданное со всех сторон окружено зеленым. (Рама зеленая.)

Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки. Приведем некоторые причины их ошибок:

  1. Невнимательно слушают текст загадки;
  2. Не запоминают полностью содержание загадки;
  3. Полностью или частично не понимают текст загадки;
  4. При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
  5. Не имеют достаточных знаний о загаданном;
  6. Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов и явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно, выслушивал загадку и мог повторить её при отгадывании и сравнении. Необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного: внешнего вида (величина, форма, цвет), материала (мягкий, твердый, железный), вкуса (сладкий, кислый, горький), движения (способ и скорость), местонахождения и др. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение. Воспитатель должен знать, по какой причине при отгадывании и сравнении дети не используют всех признаков, содержащихся в загадках: не могут вычленить, запомнить, понять, расшифровать или намеренно отбрасывают признаки, с их точки зрения противоречащие отгадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:

  1. Дошкольника интересуют не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;
  2. В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений указанных в загадке;
  3. Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
  4. Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
  5. В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
  6. Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками.

  1. Загадывание загадок.
  2. Отгадывание загадок.
  3. Доказательство правильности отгадок.
  4. Сравнение загадок об одном и том же.
  5. Сравнение загадок о разном.

Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете –                                                                                                                    березе.

  1. Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
  2. Белый передник, зеленая коса.
  3. Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.
  4. Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки.

Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они различаются?

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и зеленых листьях березы. Загадки различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй – белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит на поляне, а в другой об этом не говорится.

И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке у березы есть белое платье и зеленая шляпка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда. В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?

В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце:

Так смеялся, что губа треснула.

Зимой белый, летом серый.

Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.

Игра «Отгадай и сравни загадки о животных».

Дидактические задачи.  Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Подготовка к игре.  Наблюдение  за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким.

Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры.

Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родится, о на усатых охотится. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»

Дидактические задачи.  Закрепить знания детей о фруктах и овощах, учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.

Подготовка к игре.  Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование.  Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры.  Дошкольники делятся на «продавцов» и «покупателей»: первые загадывают загадки, вторые отгадывают их.

Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои.

Затем дети сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая. Маленькая, с косточкой и тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной – шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

 

Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте»

Дидактические задачи.  Закрепить знания  дошкольников о транспортных средствах. Учить сравнивать и группировать различные виды транспорта по строению, среде передвижения, назначению.

Подготовка к игре.   Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

Материал и оборудование.  Игрушечные автомобили, самолеты, корабли  или их рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры.  Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным.

Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения в случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающего среду передвижения указанного транспорта.

Дети задают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

Держусь я только на хорду, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит, за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух  братцах»

Дидактические задачи.  Учить детей понимать, что одинаковые слова и выражения в загадках могут обозначать разные вещи. Приучать не торопится с ответом, тщательно анализировать все признаки, сравнивать, делать выводы, доказывать.

Подготовка к игре.  Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.

Материал и оборудование.  Рисунки, «волшебная коробка» с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью «Два братца».

Правила игры.  Отгадывающий отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях «Двух братцев».  Правильность  отгадки  должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры.

Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться одинаковые слова и выражения, например «два братца». В каждой загадке братцев двое, причем они могут быть и похожи и совершенно различны.  Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в «волшебную коробку». При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.

Дети загадывают и отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных «братцах»:

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки).

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют. (Автомобиль).

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед).

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна).

Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния).

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

Чтобы старшие дошкольники успешно сравнивали загадки, важно соблюдать следующие условия:

  1. До сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми.
  2. Дошкольники наблюдали загаданное в сравниваемых загадках.
  3. Дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением.
  4. Дошкольники обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках.
  5. Одновременно сравнивается не более двух загадок.
  6. Воспитатель четко объясняет, что именно нужно сравнивать в загадках.
  7. Дети знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок.

 

Максимова Татьяна Константиновна, воспитатель первой категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период с 2021 по 2025г. воспитателя Деминой Татьяны Константиновны

laquo;Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Дети — прирожденные исследователи окружающ...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ: "Современные методики интеллектуального развития дошкольника" (4 части)

В методических рекомендациях (в 4 частях) рассматриваются современные методики: "Дары Фребеля", блоки Дьенеша, круги Эйлера, палочки Кюизенера, игры В.В. Воскобовича....

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития дошкольников»

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вов...

Методические рекомендации для педагогов по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС

Равитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения-это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Свободное речевое ...

Рекомендации для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников"

Задачи: 1. Совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Уточнить и закрепить методы и средства в речевом развитии дошкольников. 3. При...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Интеллектуальное развитие дошкольников – дуальный процесс, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, это форма овладения детьми способами самоорганизации и самор...

Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)...