Интегрированное занятие по математике в подготовительной к школе группе по теме "Путешествие в сказочный лес".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Анчугова Наталья Владимировна

Данное интегрированное занятие разработано в форме игры – путешествия, где дети становятся непосредственными участниками сказочной истории. Занятие позволяет не только обобщить и закрепить математические знания детей подготовительной к школе группы, но и развивает у них связную речь, повышает познавательный интерес, воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе. Яркий наглядный материал, необычные задания сказочных героев прекрасно сочетаются на этом занятии.

Интегрированное занятие по математике в подготовительной к школе группе по теме       «Путешествие в сказочный лес»

Автор-разработчик:Анчугова Н.В. - учитель начальных классов МБОУ "Зеленогорская средняя общеобразовательная школа"                         

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством    игры – путешествия.

Задачи:

1.                  Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение правильно применять знаки >, <, =; закреплять знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели,  пространственные представления; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку.

2.                  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную  речь, мелкую моторику; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

3.                  Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дружеские отношения, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность.

Оборудование:

Письмо, аудиозапись «Звуки леса», фигурки зайчат и волка,карточки с  цифрами от 1 до 10 (на каждого ребенка), знаки >, <, = (на каждого ребенка), счётные палочки, куклы из кукольного театра (белка, Баба Яга, сова, старичок - Лесовичок), цветы из геометрических фигур, тетради в клетку, карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Доброе утро!

Сели правильно, ребята,

Слушайте внимательно!

Вы к занятию все готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Здравствуй, математика!

 

 

 Сообщение целей и задач занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! Хотите?  Интересно, что в нем написано,  и кто его прислал…(воспитатель открывает письмо)

Здравствуйте, ребята!

Приглашаем вас в наш сказочный лес.  Сорока рассказала нам, что вы веселые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать, сравнивать и решать задачи. Хотите проверить свои знания? Если вы  не боитесь трудностей, то мы  ждём  вас в нашем  лесу в среду.

Жители сказочного леса.

Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие? Хотите побывать в сказочном лесу?

Дети: Да!

 

Повторение и закрепление изученного:

 

Воспитатель: Ребята, а какой у нас сегодня день недели?

Дети: Среда!

Воспитатель: Значит, ждут нас сегодня. А какой день недели тогда был вчера?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой будет после среды?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие дни недели бывают еще?

Дети: Понедельник, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?

Дети: Семь!

Воспитатель: Молодцы! Дни недели вы знаете хорошо. Значит, и остальных знаний у вас достаточно. Тогда в путь! Закройте глаза и про себя посчитайте до трёх.

 (Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Воспитатель: Слышите, как поют птицы и нежно шелестят листья деревьев? Мы с вами очутились в лесу на сказочной полянке. Откройте глаза. На опушке леса с цифрами играют  зайчата (на доске прикреплены фигурки зайчат). У каждого зайчика только одна карточка с цифрой. У самого маленького зайчика – цифра 1. Вдруг из чащи леса выскакивает злой серый  волк (прикрепляю на доске волка). Зайчата пускаются  наутек: сначала самый маленький, затем побольше,  а за ними  и все остальные по порядку.

 

 

 Устный счет:

- Посчитайте, сколько зайчат играют на поляне.(9)

- Разложите цифры по порядку, начиная с самого маленького числа.

- 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Каким по счёту будет волк, если мы его посчитаем вместе с зайчатами?

-Десятым.

- А теперь назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего.

- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

- Молодцы!

 Зайчата спрятались в норе и стали играть дальше, а волк притаился рядом и стал подслушивать.

- Какое число при счёте идет за числом 3? – спросил один зайчик у остальных зайчат.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим себя. Какое число назвали бы  вы? Покажите.  (4)

( дети показывают карточку с цифрой)

- Какое число меньше 6 на 1? – спросил другой зайчонок.

-Какое число назвали бы вы? Покажите.(5)

- Какое число больше, чем 2 на 1? (3)

-Какое число меньше, чем 9 на 1? (8)

- Какое число стоит между числами 6 и 8?(7)

- Назовите соседей числа 8? (7 и 9)

Воспитатель: Замечательные ответы! Ребята, вы справились с заданием лучше, чем зайчата, они путались в ответах, хотя очень старались.

А тем временем волк всё слышал,  и ему очень понравилось, как считали зайчата. Он просунул нос в нору и говорит: «Зайцы, я не буду вас есть, но вы должны взять меня в свою игру».

«Хорошо, но ты должен решить наши задачи. Если правильно, то будешь играть с нами»,- ответили зайчата.

 Воспитатель: Ребята, давайте поможем волку решить задачи. Ответ показывайте цифрой.

 

Задачи на сообразительность:

Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты  их можешь сосчитать? (4)

 

Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках теперь ползет жучок? (5)

 

Вот медведица идет,

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

 

Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет?..? (5)

 

(на доске крупная  иллюстрация к сказке «Репка»)

В землю репка села крепко,

Одному не справиться.

А за старым дедом следом

Хвост длиннющий тянется.

Все пришли до одного.

Сколько было их всего? (6)

 

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дети: Из русской народной сказки «Репка»

-Какой по счету стоит бабка? (вторая)

-А дед?  (первый)

-Кто стоит третьим? (внучка)

-Кто стоит между внучкой и кошкой? (Жучка)

А кто стоит последним? (мышка)

Воспитатель: Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Дружбе, тому, что нужно помогать друг другу и т.д. (ответы детей)

Воспитатель: Ну, молодцы, ребята, помогли волку решить задачи, а  значит, подружили его с зайчатами. Пусть они считают теперь вместе, а мы путешествуем дальше (воспитатель загадывает загадку).

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: Белка (появляется белка - воспитатель надевает на руку куклу из кукольного театра).

Белка: Здравствуйте, ребята.  Очень рада видеть вас в нашем лесу. Я вам  приготовила задание – загадку. Справитесь с заданием – узнаете одно из любимых моих  лакомств(белка загадывает загадку).

В панамках и беретах

Рассыпаны в лесу.

Земную радость эту

К зиме я припасу.

Дети: Гриб

Белка: Правильно! Ребята, помогите мне, пожалуйста, грибов запасти к зиме.

(Работа в тетради)

 

 

Графический диктант:

1↑, 1→, 1↓, 1→, 5↑, 3←, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 3→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 3←, 5↓, 1→, 1↑, 1→, 1↓.

Белка: Молодцы! Красивые у вас грибы получились, аппетитные. Мне зимой ваши грибочки очень пригодятся! Спасибо! А сейчас я вас приглашаю на грибную поляну отдохнуть.

 

Физминутка:

Мы в лесу нашли грибы,

Их сорвать решили мы.

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.

Оглянитесь-ка, ребята,

На пеньке растут опята.

Аккуратно их срезаем

И в лукошко отправляем!

Притаился белый гриб,

Из травы на нас глядит.

Весело он нам мигает,

Играть в прятки приглашает.

Мухоморы брать не будем.

Есть нельзя поганки людям.

Белка: Ребята, какие съедобные грибы вы знаете и  почему нельзя есть поганки? (ответы детей).

Белка: Молодцы! Все знаете.

Воспитатель: Спасибо, белка, за твои задания, а нам с ребятами нужно  путешествовать дальше. У нас мало времени. До свидания!

(дети закрывают глаза, звучит таинственная музыка)

Воспитатель:  Ребята, что-то темно становится и похолодало вроде. Страшновато! Я вижу избушку на курьих ножках (дети открывают глаза). Какие волшебные слова надо сказать, чтобы избушка повернулась к нам?

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом! (избушка поворачивается)

Воспитатель: Кто живет в этой избушке? Опишите внешний вид  хозяйки и ее характер (ответы детей).

( Появляется Баба яга - воспитатель надевает  на руку куклу из кукольного театра).

Баба Яга: Чего пожаловали ко мне?

Дети: Путешествуем.

Баба Яга: Давно я вас поджидаю, касатики. Задание вам приготовила. Никто еще с ним не справился и вам не по зубам. Нужно выложить поленницу из дров, но не простую. Справитесь, отпущу вас, а нет, не сдобровать  тогда вам.

 

Логические задания:

- отсчитайте 6 поленьев (используются счётные палочки) и выложите из них домик.

- переложить 2 полена так, чтобы получился флажок;

- отсчитайте 5 поленьев и выложите 2 треугольника;

- отсчитайте 7 поленьев и выложите 2 квадрата.

Баба Яга: Ну, молодцы! Не ожидала, что сообразительные вы такие. Хвалю и отпускаю вас. Счастливого пути!

Воспитатель: Какие вы, ребята, эрудированные! Не подвели друг друга! Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу (появляется сова).

Сова: Я, ребята, рада вас  видеть. Мудрой меня зовут не зря. Многому я научилась за свой век, на многие вопросы ответы знаю. Попробуйте и вы на мои вопросы ответить. Недавно решила  новые сорта цветов вывести на лесных клумбах. Цветы выросли необычные. Состоят они из геометрических фигур (на доску прикрепляются цветы)

-  Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели в этих цветах.

- Сколько треугольников, какого они цвета? (дети кладут  на стол карточку с цифрой 8)

-Сколько кругов, какого они цвета?  (дети кладут карточку с цифрой 5)

- Сравните количество фигур (дети между цифрами кладут нужный знак сравнения  , 8 > 5 или 5 < 8)

- Сколько квадратов, какого они цвета? (цифра 4)

- Сколько овалов, какого они цвета? (цифра 7)

- Сравните. (4 < 7 или 7 > 4)

- Сколько ромбов, какого они  цвета? (3)

- Сколько прямоугольников, какого они цвета? (3)

- Сравните. (3=3)

Сова: Молодцы! Много знаете, отлично справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, давайте посадим деревья и вырастим цветы в этом замечательном лесу! Сделаем доброе дело.

 (работа в тетради)

-Нарисуйте столько ёлочек, сколько при счёте называем после числа 4 (5). Отступите одну клетку вниз. Нарисуйте столько ёлочек, сколько при счёте называем перед числом 4 (3). Нарисуйте цветы, на один больше, чем 3 (4); на один меньше, чем 3 (2).

Появляется старичок – Лесовичок.

Лесовичок: Приветствую вас гости дорогие. Всю дорогу за вами наблюдал и доволен остался. Ни одного жучка не обидели, ни одного цветка не сорвали, ни одну ветку не обломили. Хочу подарок вам сделать. Возьмите себе на память любой осенний лист. Он вам своей необычной красотой настроение поднимать будет и о путешествии в наш лес напоминать. (Дети берут осенние листья и благодарят Лесовичка).

Воспитатель: Ребята, поздно уже, пора в детский сад возвращаться. Закройте глаза и посчитайте до трех.

Итог занятия:

- Понравилось вам путешествие в сказочный лес, чем?

- С какими сказочными героями и животными встретились?

- Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование школьников

через исследовательскую деятельность.

Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МКОУ «СОШ №29» г, Ревда Свердловской области.

Учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником”.

                                  С. Л. Рубинштейн.

       В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, таких как биология, химия, физика и др. Как самостоятельный курс в нашей он школе не ведётся, поэтому необходимо максимально использовать аспекты экологии на  всех уроках и во внеурочное время. Широкие возможности для экологического образования и воспитания открываются при организации  исследовательской деятельности учащихся. При этом необходимо разрешить следующие противоречия:

- между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в мире  и  ограниченным временем на уроке;

- между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями.

 Одна из моих задач - формирование экологических знаний на примере местного краеведческого материала, воздействуя на эмоционально чувственную сферу личности учеников.

      Почему экологическое образование и воспитание является особенно важным  именно в нашем городе?

    Свердловские экологи утверждают, что самая главная рана на теле области, с точки зрения загрязнения окружающей среды, — Первоуральско - Ревдинский промышленный узел. В нашем городе имеются несколько крупных заводов – это Среднеуральский  Медеплавильный Завод, старейший  Метизно  - Металлургический и Завод по Обработке  Цветных Металлов. В Ревдинском районе  загрязнен воздух, в водопроводной воде содержание меди, железа превышает ПДК, растет уровень заболеваемости органов дыхания, пищеварения, мочевыделительной, эндокринной систем и нарушение болезней обмена веществ.  Из 10 тыс. обследованных детей больше половины страдают различными аллергическими реакциями.   С каждым годом наблюдается рост заболеваемости населения, особенно детей. Если в 1980 г. среди всех учащихся хронические заболевания были у 20%, то в 1990 г. — у 60%, а в 2000 г. — у 80%, Такой быстрый скачок заболеваемости среди учащихся и всего населения нашего региона можно объяснить ухудшением экологической обстановки.

Ученые-экологи подсчитали, что выбросов сернистого газа  за год в Ревде и Первоуральске бывает более 270.

      В создавшихся условиях мы, педагоги, не можем остаться в стороне от проблем города, мы  должны своими средствами пытаться указать жителям и властям города на эти проблемы и пытаться разрешить их.

     В рамках преподавания предмета химия в связи с   сокращением количества часов  недостаточно времени для экологического образования. Поэтому основная нагрузка ложится на внеурочную деятельность.

В течение 2-х последних лет моими учениками были созданы учебно-исследовательские проекты экологического содержания:

1). «Оценка качества водопроводной воды в нашем городе» (Сходнова Анастасия). С этим проектом  Настя выступила на городской научно-практической конференции  «Поиск и открытие» и стала призером в номинации «Исследователь-практик». Ею были разработаны рекомендации по охране воды в нашем городе на уровне городских властей, промышленных предприятий,  школ, а также каждому жителю. Эти рекомендации были распечатаны в виде буклета и раздавались во время акции на улицах города.

2). «Мартеновский или электродуговой: какой метод экологичнее?» (Железникова Виолетта). С  этим проектом Вита выступила на  конференции  «На пути в студенчество», организованной НСММЗ и заняла 3 место, она получила возможность получать стипендию от завода.

3) «Что делать сбытовыми отходами?» (Гибадуллин Данил, Кондратьева Вера). Ребята выступили на городской конференции «Поиск и открытие» в20012 г и получили 1 место, готовятся к областному туру.

    В ходе исследовательской деятельности учащиеся обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; правильно оформлять работу, овладевать навыками общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, задавать и отвечать на  вопросы по проблемам выступления.

     Конечно, не каждый  желающий  ученик, а только самостоятельный, заинтересованный, добросовестный,  имеющий определенный багаж знаний и умений, может справиться с такой работой.    

В ходе работы над проектами я увидела ряд преимуществ индивидуальных проектов над групповыми:

1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

2. Возможность работы в том темпе, который приемлем для исполнителя.

3. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности.

4. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы.

5. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).

       В ходе исследовательской деятельности  учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии  других наук, способствующих решению экологических задач.

         Кроме того, занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МОУ «СОШ №29», г. Ревда Свердловской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе. КВН «Математика – царица наук»

Программное содержание:  -Формировать чувство солидарности, умение сопереживать друг другу; -Упражнять детей в решении логических задач; -Совершенствовать навыки выпол...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну»

Закрепить знание геометрических фигур, отношение между числами натурального ряда, представление детей о последовательности дней недели....

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной к школе группе.

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ МАТЕМАТИКИ»

Программное содержание Обучающие задачи:Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже.Продолжить учить сравнению и составу одно- и двузначных чисел на основе ...

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной к школе группе. «Путешествие в страну знаний»

Данный конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие в страну знаний». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной ...